Юлия Терентьева
Познавательно-творческий проект «Природа и фантазия». Старший дошкольный возраст
Познавательно - творческий проект
«Природа и фантазия».
МБДОУ «Детский сад № 11»
Подготовил:
Воспитатель Терентьева Ю. В.
Троицк, 2021г.
Цель проекта : Развитие творческих способностей дошкольников через использование природного материала в детском саду.
Задачи:
1. Развивать эстетическое восприятие, воображение, творческие способности.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Природа и фантазия“, Старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Формировать интерес к работе с природным материалом, вызвать положительные эмоции. Обучать способам конструирования из природного материала.
3. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Актуальность:
Общение ребенка с природой является большой проблемой в современном мире. Воспитывать интерес, развивать мировоззрение и любовь к природе нужно уже в дошкольном возрасте. Природа Южного Урала красива и разнообразна, в разные времена года она зачаровывает и восхищает своими красками, иногда разочаровывает и навевает тоску. Поэтому нашим детям так необходимы ощущения, вызванные именно природным материалом. Камешки разного размера и формы, шишки, плоды и семена, сухие листья – все это материалы для экспериментирования, игры, творчества. Самодельные скульптуры и аранжировки из природного материала – это не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, отзывчивым материалом. Но и невидимое для глаз развитие восприятия, мышления и воображения. Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Творческое воображение – ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда. В работах Запорожца А. В., Давыдова В. В., и др. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, нетрадиционной техникой рисования, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и работой с природным материалом.
Межпредметные связи: проект реализуется в регламентированной деятельности в занятиях по: ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, изодеятельности; конструированию и аппликации. Внерегламентированной деятельности: прогулки, экскурсии, наблюдения, игры, свободная деятельность детей.
Методы и формы реализации проекта : Объяснение, показ, беседа, исследования, игровые приемы, самостоятельная деятельность, совместная деятельность.
Механизм реализации проекта : данный проект согласуется по содержанию с программой воспитания и обучения под редакцией М. А. Васильевой, Веракса Н. Е, Комаровой Т. С и осуществляется посредством проведения занятий по различным видам деятельности.
Вид проекта : долгосрочный, групповой тип проекта : познавательно – творческий.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Повышение уровня познавательной активности детей, художественно - творческое развитие детей и раскрытие индивидуальных творческих способностей.
2. Осуществляя воспитательные задачи, сформировать в детях такие качества личности, как:
• Умение одухотворять живую и неживую природу;
• Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы,
• Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом - выразительное, любоваться уголками родной природы;
3. Эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.
4. Формирование ощущения удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, воспитателей, родителей.
Основные этапы реализации проекта :
1 этап - Организационно - подготовительный:
- Подборка программно - методического обеспечения для реализации проекта, перспективное планирование творческой деятельности по использованию природного материала.
- Создание и пополнение предметно – развивающей среды для свободного и совместного творчества взрослых и детей, с учетом их потребностей и интересов. Оборудование в уголке природы.
- Подбор диагностического инструментария для выявления способностей детей, выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта
2 этап – Основной:
Работа с детьми:
- Познавательное развитие :
• Экспериментирование с природным материалом : «Путешествие в мир природы», для формирования у детей познавательного интереса к природному материалу и творческому применению его в самостоятельной деятельности («Красота камня», «Осенний листопад», «Цветочная страна», «Зеленое царство - государство», «Тайты волшебной скорлупки», «Водное царство».
• Исследовательская деятельность, наблюдения на прогулке, походы и экскурсии в природу, опыты и самостоятельная деятельность в уголке природы и ручного труда : «Художества в природе», «Скорлупа, песок и ветки, листья, палки и ракушки», «Соломка, какая она?» «Путешествие к лесным жителям», «Окошко в природу».
• Создание коллекции раковин, и камней, сбор и оформление гербария.
• Беседы с детьми: «Я собираю гербарий», «Золотая соломка и золотые руки», «Волшебный листочек», «Что такое флористика», «Ракушки и камни», «Природа и художник».
• Создание практического пособия - альбома «Природа и фантазия» с образцами и эскизами поделок, аппликаций, аранжировок и коллажей из природных материалов, направленное на повышение интереса детей к работе с природным материалом.
• Создание и оформление библиотеки с наглядным и иллюстративным материалом (загадки, стихи, пословицы и поговорки).
- Продуктивная деятельность:
Раздел 1. Работа с растительным материалом:
«Листопад в ладошках» (аппликация, коллажи из осенних листьев и цветочных лепестков, сюжетные композиции, флористика). Аппликации из природных материалов : «Угощение для ёжика», «Грибная полянка», «Цветы на полоске», «Бабочка - красавица», «Веселые цыплята», «Красивый еж», «Кто спрятался в траве?», «Букетики с приветиками» - аранжировки из цветов, листьев, веток.
Раздел 2. Лесные скульптуры (конструирование из шишек, веточек). Художественные образы и композиции – инсталляции: «Лесная сказка», «Веселая полянка», «Карнавал фантазий», «Совушка – сова, большая голова», «Шишка – шалунишка», «Гнездышко».
Елочные игрушки и новогодние подарки из шишек, скорлупы орехов, яичной скорлупы и цветной бумаги.
Раздел 3. Игрушки из соломки, бересты. Картины – аппликации, игрушки и сувениры из «золотой соломки» : «Игрушка - солнышко», «Пасхальное яйцо».
Раздел 4. Работа с ракушками. Композиции из ракушек и камней. Песочные картины.
«Рыбки из камушков», «Цветики-цветочки», «Ваза», «Зверушки из камней», «Украшения из раковин», «Подводное царство».
Раздел 5. Аппликации из опилок и стружки «Березка», «Сказочный домик», «Мышки у нас в гостях», «Цветик – семицветик» - коллаж из карандашных стружек.
-Игровая деятельность:
• Тематические игры с природным материалом «Фантазёры»;
• Сюжетно-ролевые игры с поделками;
• Дидактические игры с природным материалом;
• Самостоятельная игровая деятельность детей.
Работа с родителями:
1. Анкетирование родителей «Совместный труд детей и родителей».
2. Творческие задания для совместной деятельности детей и родителей с целью развития творческих способностей детей.
3. Консультации для родителей:
• «Мастерская Осени»
• «Поделки из натуральных материалов»
• «Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом».
• «Как развить творческие способности у детей»
• «О пользе ручного труда для детей»
• «Тайные дары природы, или что дает и как развивает ребенка общение с природным материалом»
• «Художественный труд – это интересно!»,
• Серия памяток для родителей: «Занимательные прогулки в природу», «Сбор и подготовка материала», «Мастерим с ребятами» и т. д.
4. Рубрика в родительском уголке: «Сделайте дома с детьми», где даются советы и рекомендации родителям по выполнению различных поделок.
5. Организация выставки детских и семейных работ на тему: «Природа и мы».
3этап - Заключительный:
• Выставка семейных и детских творческих работ.
• Фоторепортаж из жизни группы «Наше творчество».
• Мультимедийная презентация «Природные дары для поделок и игры»
Анатация
к познавательно - творческому проекту
«Природа и фантазия».
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей
средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие, тайну и удивительный мир планеты Земля – стало целью данной педагогической работы.
В зависимости от уровня знаний детей, а также возраста все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на мир природы и место человека в ней. У детей формируются представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия
с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение, при работе с дошкольниками имеет нравственный аспект: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально - положительное отношение к ней, выработка первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.