Погадаева Лариса Александровна
Познавательно-творческий проект «Нетрадиционные техники рисования в детском саду: предметная монотипия «Бабочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад «Светлячок»
Познавательно-творческий проект
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду : предметная монотипия «Бабочка»»
в подготовительной группе «А»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Руководитель проекта
Воспитатель
Погадаева Лариса Александровна
Участники проекта :
родители, дети подготовительной группы «А».
п. Светлый,
декабрь 2018 год
Публикация «Познавательно-творческий проект „Нетрадиционные техники рисования в детском саду: предметная монотипия „Бабочка“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочки. Проекты, планы, тематические недели
- Бабочки. Рисование в технике монотипия
- Монотипия. Мастер-классы, рисунки, занятия
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Насекомые. Рисование
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Проекты
- Темочки
Паспорт проекта
Тип проекта :
по методу – познавательно-творческий.
по количеству участников – групповой, дети 6-7 лет, их родители, воспитатели;
по продолжительности – краткосрочный (1 неделя.)
Проблема: слабый уровень изобразительных навыков детей; незнание воспитанниками иных, нетрадиционных способов рисования.
Актуальность темы проекта : Считаю эту тему интересной и актуальной, так как рисовать в технике монотипии легко и приятно. Рисование в технике монотипии, поможет самовыразиться, снять психоэмоциональное напряжение, способствует развитию мышления, воображения.
По направлению деятельности участников: Творческий проект, центром которого является творческий продукт, самореализация участников проектной группы. Классификация по преобладающему мотиву (доставление радости, оказание помощи, совместное творчество
Новизна проекта : Новизна проекта личная включенность каждого ребенка в реализацию проекта посредством исследовательской и художественно-творческой деятельности.
Гипотеза: Техника монотипии позволяет получать желаемый результат от занятий рисованием. Возможно, вы никогда и не станете художниками, но благодаря использованию в своей работе техники монотипия в вас могут открыться иные творческие стремление и идеи.
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования - монотипия.
Задачи:
- Познакомить детей с историей нетрадиционной техникой рисования – монотипией;
-Познакомить с материалом для монотипии
-Научить способам рисования монотипии.
-Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию, в технике монотипия
-Развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования.
Педагогическая ценность заключается в целенаправленности, систематичности, последовательности, доступности педагогической деятельности по развитию мелкой моторики, т. к. это является гимнастика для рук, улучшиться цветовосприятие, концентрация внимания, будет творчески подходить к видению мира, который изображает, повысим уровень воображения, а также уровень самооценки ребёнка т. к. он любыми средствами может выразить свой внутренний мир.
Практическая значимость данного проекта состоит в том, что данный проект могут использовать педагоги, дошкольных учреждений, работающие с детьми, родители воспитанников. Разработанные перспективное планирование и конспекты ОД помогут педагогам в работе дополнительных образовательных услуг по развитию творческих способностей детей. Приобщение родителей к совместной деятельности с ребенком при организации досуговой деятельности с ребенком дома.
Проект отличается творческим подходом и строится на следующих принципах:
• Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
• Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
• Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
• Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
• Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников Центра;
• Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
• Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
• Наглядность.
Прогнозируемый результат: Интерес к объектам и явлениям
ближайшего окружения, умение применить изучаемую технику для передачи объема : развитие образной памяти.
Этапы проекта
1 этап
Подготовительный этап
Изучение методической литературы; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
Познакомить детей с историей монотипии, со способами рисования монотипии. подбор наглядного и дидактического материала; -диагностика детей
2 этап
Практический:
-реализация плана работы с детьми и родителями;
-создание предметно – развивающей среды, обеспечивающей достижение цели проекта и соответствующей возрастным особенностям детей;
-разработка конспектов мероприятий по развитию художественных способностей на основе нетрадиционных техник рисов ания - монотипия.
3 этап
Заключительный этап
• Диагностика эффективности проекта : соотнесение результатов с задачами.
• Презентация проекта.
-выставка работ, выполненных детьми совместно с родителями и индивидуально в группе.
Ожидаемый результат:
-Повышение интереса к изобразительной деятельности;
- развитие эмоциональности, творчества в создании рисунка;
-активное использование цвета;
-знание рисунка способом монотипия;
-повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития изобразительной деятельности детей.
Средства реализации проекта :
НОД по рисованию (в соответствии с ФГОСт).
Беседы.
Художественное слово.
Дидактические игры.
Рассматривание картин, иллюстраций.
Выставки детских работ по нетрадиционной технике рисования – монотипия.
Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.
Использование здоровьесберегающих технологий.
Презентация проекта
Перспективное планирование проекта
Вид деятельности Практический выход
Продуктивная
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Взаимодействие с родителями
1. Знакомство с историей монотиии.
НОД Рисование Тема «Бабочка».
2. Беседа на тему: «Рассматривание картин, нарисованных способом монотипия»
2. Беседа на тему: «Способы монотипии»
1. Дидактическая игра «Каким способом нарисован рисунок»
Итоги проекта : В результате реализации проекта организована выставка рисунков. По итогам можно сделать вывод, что обучение детей
нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия. Задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута, что и подтверждают детские работы.
Вывод: занятия по изобразительной деятельности с использованием
нетрадиционных техник представляют широкие возможности для изучения особенностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе.
Заключение: проект направлен на развитие творческого воображения
у детей дошкольноговозраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
Используемая литература:
1. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006.
2. Журналы «Дошкольное воспитание» No4, No7, 2009год.
3. Г. Н. Давыдова
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
Скрипторий, 2003.
4. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной
культуры ребенка», «Просвещение» М., 2005.
5. Г. Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии», учебно-метод. пособие,«пед. Общество России. М., 2000.
6. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество».
М. : Мозаика-Синтез, 2005.
7. Субботина Л. «Развитие воображения у детей».-Ярославль, 1998.
8. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Каро, 2007.
9. Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет» : Пособие
для ДОУ. -М. :ВЛАДОС, 2001
10. интернет- ресурс nsportal.ru
Историческая справка
Первыми монотипистами были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер. Лик Христа на плащанице — тоже своего рода монотипия! Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне. Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Техника монотипии известна с 17 в., однако распространение получила только с конца 19в. Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670, англичанин Уильям Блейк (1757-1828, француз Эдгар Дега (1834-1917, соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе "Амбасадор"»). Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. В начале ХХ века русская художница Елизавета Кругликова, самостоятельно «открыла» монотипию. Её парижская мастерская была притягательным центром, где учились и работали М. А. Добров, К. Е. Костенко, М. Н. Волошин, И. С. Ефимов, Н. Я. Симонович-Ефимова, Л. В. Яковлев, В. П. Белкин. Прославленными мастерами стали также ее ученики-французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года Елизавета Кругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью. В ХХ веке художники обращались к искусству монотипии в те периоды своего творческого развития, когда их особенно интересовал цвет и фактура материала. Крупные мастера русской и советской монотипии : Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н. Барто.
Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток).
Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.) . Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.
Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии — любое.
Для рисования в технике «Монотипия» нам понадобится: плотная бумага любого цвета, гуашевые или акварельные краски, кисти, банка с водой, салфетки.
МОНОТИПИЯ ПРЕДМЕТНАЯ
Рисование дерева.
1. Лист бумаги сложить пополам, развернуть.
2. На одной половине листа нарисовать половину изображаемого предмета (ствол дерева) и опять сложить лист бумаги для получения отпечатка.
3. Затем развернуть и нарисовать крону дерева, траву и снова сложить пополам.
4. Разворачиваем и получаем красивое симметричное изображение дерева.
Варианты рисования деревьев.
Рисуем цветы.
Бык
Для совсем маленьких детей — такое рисование монотипией — можно смело превратить в веселую игру:
например нарисовать краской половинку бабочки на половине листа. Согнуть пополам лист и плотно сжать его половинки. Как будто бабочка расправила крылья и собирается взлететь!
Рисуем бабочку
1. Лист бумаги сложить пополам. На одну половину листа нанести цветные пятна краски разного цвета.
3. Лист бумаги опять складываем пополам для получения отпечатка, затем разворачиваем.
4. Недостающие части (брюшко, усики, глаза) -дорисовываем.
Бабочки получаются очень яркие, красивые и всегда разные. Когда краска высохнет, бабочки можно вырезать по контуру — детям очень нравится с ними играть.
МОНОТИПИЯ ПЕЙЗАЖНАЯ.
1. Лист бумаги сложить пополам.
2. На одной половине листа бумаги нарисовать пейзаж и опять сложить лист для получения отпечатка. Пейзаж надо рисовать быстро, чтобы краски не успели высохнуть.
3. Исходный рисунок, после того как с него сделали отпечаток, можно оживить красками, фломастерами или цветными карандашами.