Кудрявцева Надежда Алексеевна
Познавательно-творческий проект «Мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Мы хотим, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! А еще я хочу, чтобы ребята знали и любили Республику, в которой они живут. Для решения этих задач необходимо дать детям представления о родном крае, его истории, культуре, традициях народа. Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Мой край родной“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Цель: Воспитание нравственно – патриотических чувств через приобщение к истории родного края, ознакомление с его прошлым и настоящим, с растительным и животным миром, обычаями, традициями и национальной культурой.
Задачи:
1. Создать в условиях детского сада развивающую среду с учетом особенностей и традиций народов Якутии.
2. Формировать интерес дошкольников к истории своего народа, края, страны.
3. Закладывать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя.
4. Воспитывать любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей малой Родине.
Вид проекта: групповой, долгосрочный, познавательно – творческий.
Участники проекта: педагоги, дети старших групп, родители.
Место проведения: детский сад №46 «Сказка» - филиал АН ДОО «Алмазик».
Сроки проведения: 1 год, с сентября по май.
Принципы:
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью подобран материал о Республике Саха Якутия, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному городу, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Республики.
Прогнозируемый результат:
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории края и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
-Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры, традициях, поможет сформировать заботливое отношение к родному краю.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта:
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
• анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностях
• диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края,
II этап - основной, включает в себя:
• занятия с детьми в соответствии с перспективным планом
• совместные мероприятия с семьями воспитанников
• совместные мероприятия с детьми разного возраста
• экскурсии по городу
• пополнение развивающей среды
• выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.
III этап - Заключительный
• Подведение итогов проекта
• Оформление выставки рисунков детей «Моя родина».
• Участие в конкурсах, поощрение воспитанников.
Перспективно - тематический план проекта
Сентябрь. Моя малая Родина
- Беседа «Наша Родина – Россия»
- чтение стихов о городе Удачный
- рассматривание географической карты
- рассказ об особенностях климата, природы, животного мира
- изготовление альбома
- составление рассказов «Дом, в котором я живу»
Октябрь. История возникновения города Удачный
- Беседа «Я люблю свой детский сад и город, где я живу» (беседы о профессиях людей, работающих в детском саду, в городе; об исторических местах и его знаменитых людях
- рассматривание фотоальбома «Город- мой Удачный»).
- оформление стенда «Город тогда и сейчас»
Ноябрь. История возникновения района, города
- изготовление альбома «Природа моего края, города»
Декабрь. Знакомство с гербом города, района
- изодеятельность - «Герб семьи», «Моя семья»
- знакомство с флагом, гербом города, края.
Январь. Удачный – алмазный город
- выставка детского рисунка «Мы алмазодобытчики».
Февраль Они прославили наше город - беседа о людях, прославивших наш город, участниках боевых действий
- беседа о важности труда всех людей.
Март. Папа, мама, я – Удачнинская семья
- викторина «Край, в котором мы живём»
- изготовление фотоальбома «Семейные традиции»
Апрель. Экскурсия по городу
- Экскурсия по городу. Составление карты города с пометкой (каким-либо значком) самых интересных объектов, детского сада.
- дидактическая игра «Путешествие по городу»
Май. Боевая слава села, района
- изготовление праздничных открыток,
- встреча с ветеранами
- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне
- Экскурсия в мемориалу воинской славы
Работа с родителями:
1. Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Детям о защитниках Отечества».
2. Родительские собрания «Всё начинается с детства», «Семейные ценности, семейные традиции»
3. Буклет «Люблю тебя, мой край».
Вывод: Систематическая работа по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей к родному краю в условиях детского сада имеет свои положительные результаты, которые способны создать оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, а также интерес к своей «малой Родине».
Работа в проекте направлена на стимулирование активности детей, создание положительного эмоционального настроя и дает хорошие результаты по формированию нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.