Ирина Качинская
Познавательно-речевое занятие для детей 5–6 лет «Новые приключения Дюймовочки. Сказка на новый лад»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – речевое занятие
для детей 5-6 лет.
Тема: «Новые приключения Дюймовочки. Сказка на новый лад»
Задачи: 1. Образовательные:
Обобщить представления о характерных признаках весны (увеличение светового дня, таяние снега, оттепель, капель, рост травы, набухание почек, распускание листьев на деревьях, возвращение птиц, появление насекомых.
Обобщить представления о том, что растения вырастают из семян, закрепление знаний об условиях, необходимых для роста растений (земля, вода, тепло, свет).
Публикация «Познавательно-речевое занятие для детей 5–6 лет „Новые приключения Дюймовочки, Сказка на новый лад“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый год. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Дюймовочка», Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна» (явления природы - оттепель, капель, проталинка, ледоход; название первоцветов – мать – и мачеха, подснежник, птиц – грач, скворец, соловей, аист, ласточка и т. д. ; насекомые, признаки предмета и действия. Закрепить приметы всех времён года. Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).
2. Развивающие:
Развивать зрительное внимание, мышление, диалогическую речь, тактильную чувствительность.
3. Воспитательные:
Воспитание эмоционально - положительного, бережного отношения к природе. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: магнитная доска, карта для путешествия по сказке, искусственный цветок с фигурками персонажей внутри, лягушка - игрушка из кукольного театра, зерна пшеницы, 2 горшка с землёй в 1- луковица цветка, 2 – цветок, лейка с водой, картинки – признаки времён года, магнитофон, кассета с записью песен и звуков природы.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть давайте все вместе возьмёмся за руки, улыбнё мся и скажем друг другу: «Доброе утро»! Молодцы!
Я приглашаю вас увлекательное путешествие в мир сказок и фантазии. Сегодня наш путь лежит в хорошо вам известную сказку, а какую вы догадаетесь сами.
Ребята, посмотрите, какой чудесный, волшебный цветок стоит у нас на столе! Как вы думаете из какой он сказки.
Дети: Дюймовочка…
- Как же мы проверим, правильно ли мы догадались или нет?
- Цветок должен открыться.
- Правильно, молодцы! Но цветок, же у нас волшебный, поэтому надо сказать волшебные слова и выполнить волшебные движения. (1,2,3 – хлопки в ладоши, цветочек расцвети ладони в «бутоне» и раскрываются). Цветок раскрылся внутри Дюймовочка и Эльф.
- Ребята, посмотрите, Дюймовочка не одна. Но пришли к нам в гости вместе с Эльфом. Именно так заканчивается сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». Дюймовочка встретила своего принца – Эльфа и осталась жить в цветочной стране.
А я вам предлагаю превратиться в настоящих сказочников и сочинить новую сказку «Новые приключения Дюймовочки. Сказка на новый лад». Согласны?
Тогда присаживайтесь на сказочные стульчики и смотрите, слушайте, что произойдёт дальше и помогайте сочинять сказку.
Запись «Голоса природы, весенняя. Капель, птицы поют, т. д.».
- Ой, Чьи это голоса?
- Птицы поют….
- В какое время года привела нас сказка?
- В весну.
- Пришла сестрица Весна солнышком, растопила снег, и побежали ручьи, зазвенела капель! Вода к медведю в берлогу просочилась, проснулся косолапый, вылез на солнышко погреться. Вернулись птицы.
Вот и начало нашей сказки. Чтобы она была интересней надо вспомнить, какие птицы вернулись с юга?
- Ласточки, грачи, соловьи, иволги, кукушки.
- Как вы думаете, какой перелётной птице Дюймовочка обрадуется больше всего?
- Ласточке.
- Почему?
- Потому что ласточка и девочка помогли друг другу и стали друзьями.
Милая певунья,
Ласточка родная
К нам домой вернусь
Из чужого края.
Под окошком вьётся
С песенкой живою:
И весну, и солнце
Принесла с собою.
- Правильно, молодцы, а вы знаете, как птицы разговаривают?
Ласточка - щебечет, кукушка - кукует, сова – ухает, воробей – чирикает.
Ласточка в подарок принесла волшебную карту.
Ребята посмотрите внимательно на карту. Что на ней нарисовано, скажите одним словом.
- времена года.
- Как вы думаете, куда мы отправимся в путешествие?
- По временам года.
- Как выдумаете, в какое время года мы попадём в первую очередь, пользуясь картой?
- В весну.
- Какие месяцы мы встретим на пути?
- Март, апрель, май.
- Молодцы! Дюймовочка хочет поиграть с вами в интересную игру, которая называется «Как весной меняется природа».
Цель: закрепить приметы вены, активизировать речь детей.
Куколку передают по кругу и называют приметы весны.
• Тает снег, бегут ручьи,
• На деревьях набухают почки, появляются первые цветы,
• Появляются первые листочки,
• Прилетают птицы,
• Появляются первые насекомые,
• Распускаются первые цветы,
• Люди сажают цветы, деревья, сеют семена.
- Молодцы, очень хорошо!
Дюймовочка очень любит розы, но весной их не находит, почему? Какие цветы распускаются первыми?
- Подснежники….
- Наши гости заметили, что весной многие люди сажают деревья, сеют семена. Ребята, как вы думаете, почему именно весной люди занимаются посадкой растений? Что нужно, чтобы семена проросли? Помогут нам ответь на этот вопрос волшебные тарелочки. Подойдите, пожалуйста к столу и обратите внимание на первую тарелочку. Что в ней лежит?
- Семена сухие, длинненькие, жёлтые.
- Правильно, это сухие семена пшеницы, молодцы.
Обратите внимание на вторую тарелочку, какие здесь семена? Чем они отличаются от первых?
- Семена мокрые и проросли.
- Молодцы, они действительно немного проросли. Как вы думаете, почему? Какое растение вырастет из семян пшеницы? Что ещё необходимо чтобы из семян выросла хорошая пшеница?
- Ещё нужны, земля и тепло.
- Обратите внимание на третью тарелочку. Вы правы, в хорошей земле, в тепле, и достаточной влаге, зёрна проросли.
В сказке из ячменного зёрнышка вырос цветок, а в реальной жизни, что вырастет из ячменного зёрнышка?
- Ячмень
- А цветок тюльпана?
- Из луковицы.
- Молодцы, наша сказка продолжается, прошу занять свои волшебные стулья. Ребята. У нашей Дюймовочки скоро день рождения, ведь она родилась прекрасным весенним днём. Её друг Эльф, решил сделать ей подарок, вырастить из луковицы цветок, как тот в котором её нашла добрая женщина, её мама. Он посадил его ещё зимой, полил и спрятал в тёмное место, что Дюймовочка не нашла. А когда собрался его дарить, цветок не вырос, появился лишь маленький росток. Вот он. Почему? Что Эльф сделал не правильно?
- Надо поставить цветок на свет и поливать.
- Как вы думаете, куда надо поставить цветок, что бы он быстрее вырос?
- На подоконник.
- Ставит цветок. Прошу присаживаться. Дорогие сказочники, путешествие продолжается. Уважаемые сказочники послушайте стихотворение и скажите, пожалуйста, какое время года наступает после весны?
Если в поле бродят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже …лето,
Значит, кончилась …весна.
- Лето.
Появляется лягушка.
- Наша лягушка весёлая и добрая, приглашает все на полянку веселиться и танцевать.
Песенка из мультфильма «Дед Мороз и лето».
Дидактическая игра «Чем лето отличается от весны»
- Молодцы! Нам пора дальше, сказочные стульчики ждут сказочников.
Звучит музыка осеннего дождя, падает осенний листок.
- Ой, ребята, как вы думаете, это листок из нашего весёлого лета?
- нет, это осенний листик.
- В какое время года мы попали?
- осень.
- И берёзки, и осинки,
Злой свирепый ветер гнёт,
Гроздья красные рябинки
С веток запросто сорвёт.
Это осени приметы:
Ветер, холод, дождь, печаль.
До свиданья! – крикнем лету,-
Вновь на целый год прощай.
Ребята, давайте вспомним, что происходит с природой осенью?
- Листопад, становится холодно, солнце светит реже, много грибов…
- Обратите внимание на карту, кто нас встречает? Как она помогла Дюймовочке?
- Мышка приютила девочку и спасла её от голода и холода?
- Почему девочке было тепло, уютно, сытно в норке у мышки?
- Она делает запасы на зиму и утепляет норку.
- Какие еще животные делаю запасы на зиму. Как они готовятся к зиме?
- Белка, суслик, крот, ежик делаю запасы на зиму. ….
Падает снежинка, звучит музыка «вьюга».
- Ой, как холодно, завывает вьюга, какое время года нас ждёт впереди?
- зима
стихотворение о зиме.
Ребята, посмотрите внимательно на карту и подумайте, кого из героев сказки мы сможем встретить зимой? Ласточку встретим? Почему? И т. д.
Вернулись в весну музыка, голоса птиц.
Итог занятия.
Наше путешествие по временам года подходит к концу. Все четыре времени года не заметно пролетели. Но пока мы путешествовали. Некоторые приметы перепутались и их надо срочно вернуть в свои сказки : весну, лето, осень, зиму.
Дети подходят по одному, берут картинку, объясняют своё решение и закрепляют на карте.
Теперь всё в порядке.
Открою вам один секрет. У нашей Дюймовочки сегодня день рождения.
Ой, посмотрите ребята, а цветок – то расцвёл.
Дюймовочка и Эльф благодарят вас за интересную сказку путешествие.
На память оставляют вам свои фото. А раскрасите их в группе.
Спасибо!