Ольга Баранова
Познавательно-развлекательное занятие для свободного времени
▼ Скачать + Заказать документы
Я хотела бы поделиться описанием познавательно-развлекательного занятия, которое рассчитано на вечер, когда дети находятся в групповой комнате. Оно содержит примеры различных заданий, направленных на развитие умственной и физической активности. Это занятие можно проводить в плохую погоду, когда дети не могут выйти на прогулку. Занятие имеет целью активизировать детей в свободное время, занять их интересной и полезной деятельностью.
Содержание занятия :
Количество детей в группе: 16
Публикация «Познавательно-развлекательное занятие для свободного времени» размещена в разделах
Возраст: 6-7 лет
Цели:
1. Способствовать развитию интеллектуальных способностей и обогащению познавательного опыта детей.
2. Развивать у детей пространственное представление, логическое мышление, память, внимание, фантазию.
3. Воспитывать мотивацию к обучению, умение работать в команде, доброжелательное отношение к товарищам и взаимопомощь.
Материал:
Пластмассовые фигурки животных, мяч, картинки с изображением животных, геометрические фигуры из картона, карандаши и мелки, песочные часы, дидактический раздаточный материал, пластилин.
Действия с мелкими игрушками и предметами развивают у детей мелкую моторику рук и тактильную чувствительность, а картинки способствуют развитию и укреплению внимания. Активные игры, танцы стимулируют двигательную активность, развивают моторику и координацию движений. Командные задания способствуют умению работать в команде, доброте и взаимопомощи.
Продолжительность урока: около 1 часа
Ход урока:
I. Вступительная беседа, активизация мозговой деятельности.
- Дорогие дети, скажите мне, кто из вас любит интересные игры и задания? Все любят? Хорошо, тогда я сейчас проверю, какие вы умные и сообразительные и как быстро справитесь с моими заданиями. Мы вместе пройдем все испытания, и после окончания занятия получим заслуженный приз!
1. Упражнение «Угадай животное» (развитие тактильной чувствительности).
- Положите руки на колени ладонями вверх, закройте глаза и ждите, пока я положу на ваши ладони фигурку какого-то животного. Ощупайте его и попробуйте угадать, что это за животное (раздаю детям пластмассовые фигурки животных, и они на ощуть угадывают, что это за животное).
2. Игра «Поймай мяч и ответь на мой вопрос» (развитие координации движений и активизация речи).
- Внимание! Я бросаю мяч всем детям по очереди и задаю вопрос. Каждый из вас отвечает на вопрос и кидает мяч мне обратно.
Примеры вопросов:
1). Какой твой любимый фильм (мультфильм) и почему?
2). Что тебе запомнилось из твоей последней поездки?
3). Какие пять вещей тебе нравятся (не не нравятся?
4). Какую профессию в
ты бы выбрал и почему?
5). Какое у тебя любимое время года и почему оно тебе нравится?
6). Какой твой любимый сказочный герой и почему?
7). Какая твоя любимая игра и почему?
8). Какое твое любимое животное и почему оно тебе нравится?
3. Игра-задание «Загадки» (развитие речи и активизация мыслительных процессов).
- Дети, вы любите отгадывать загадки? Кто хочет попробовать описать какой-нибудь предмет своими словами, а мы угадаем, что за предмет он описал (дети выполняют это задание по желанию).
II. Основная часть.
- Ну, а теперь самое главное!
1. Задание «Разноцветные шарики» (развитие зрительной памяти и внимания).
- Здесь нарисована композиция из разноцветных шариков. Посмотрите внимательно, запомните ее и теперь нарисуйте на листе бумаги такое же расположение шариков. Помните, что вам нужно разукрасить их теми же цветами, которые вы видите на картинке (вместо шариков можно использовать композиции из геометрических фигур).
2. Упражнение «Буквы и слова» (развитие мыслительных процессов, внимания и способности к совместной работе).
- Дети, у каждого из вас есть карточки с буквами. Это просто разные буквы, которые все вы знаете. Эти буквы пока ещё ничего не значат. Давайте разделимся на две группы и вместе попробуем собрать слова из этих букв! Какие слова вы составили? Кто их прочитает?
3. Задание «Мы любим животных» (развитие внимания, умения работать в группе, повторение названий домашних и диких животных).
- Дети, а вы любите животных? Я уверена, что все любят животных! Помогите мне разобраться, на каких фотографиях изображены домашние животные, а на каких - дикие! (каждый ребенок получает картинку с изображением животного, затем дети по очереди называют животных и складывают картинки в две пачки - домашние и дикие животные).
4. Танцевальная пауза (развитие моторики и координации движений, минутка отдыха).
- Дети, вы, наверное, устали и хотите немного подвигаться? Давайте включим музыку, и каждый из вас покажет какое-либо танцевальное движение, а все остальные будут повторять за ним! (Учитель также может показывать детям движения).
5. Дидактическая игра «Я конструктор» (развитие пространственного восприятия, фантазии).
- Перед вами разные геометрические фигуры (кубики, конструктор). Можете составить небольшую композицию из этих фигур (люди, животные, город, пейзаж?
6. Творческое задание «Инопланетяне» (развитие мелкой моторики рук, фантазии и творческих способностей).
- Дети, как вы думаете, есть ли жизнь на других планетах? Интересно, как выглядят инопланетяне? Давайте представим, какие они могут быть! Каждый возьмет кусочек пластилина и вылепит саоено инопланктянина. На следующем занятии мы все вместе нарисуем планету, дадим ей имя, и там будут жить все наши инопланетяне (выставка детского творчества).
7. Задание «Добрые слова» (развитие дружеских чувств, умения выражать свои мысли и активизация речи).
- А сейчас я хочу проверить, дружные ли наши дети? Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, и каждый по очереди скажет добрые слова соседу слева!
8. Игра-задание «Найди приз» (развитие внимания, ориентации в пространстве, умения ориентироваться по карте).
- Ну что ж, все сегодня постарались! Молодцы ребята! Пора получить заслуженный приз. Но сначала нужно найти, где он спрятан. Вот карта нашей группы. Я обозначила красной точкой то место, где нужно искать приз. Сориентируйтесь по карте и попытайтесь найти его!
Дети ищут и находят мешочек с конфетами, которые получают в качестве приза.
По желанию можно сокращать или увеличивать количество упражнений или заменять их другими.
Примеры других игр и упражнений, которые можно использовать:
1. Задание «Подбери картинки к теме» (развитие внимания). Перед каждым из детей лежат разные картинки, вырезанные из журналов. Я называю конкретную тему, и каждый ребенок ищет картинки к названной теме.
2. Творческое упражнение «Юные поэты» (развитие речи и творческих способностей).
- Дети, а стихи вам нравятся? У меня есть стихотворение, но в нем не хватает нескольких слов. Попробуйте подобрать слова в рифму! Давайте теперь прочитаем, какое у нас получилось забавное стихотворение!
3. Творческая игра «Маленький актер» (развитие творческих способностей, речи, моторики).
- Дети, у меня есть небольшой сценарий. Это забавная сценка, в которой для каждого из вас есть своя роль (я раздаю роли в зависимости от способностей детей). Я читаю сценарий, и каждый из детей пытается сыграть свою роль.
4. Творческое задание «Нарисуйте планету» (развитие творческих способностей, фантазии, умения работать в группе). Перед детьми большой круглый лист из плотной бумаги. Учитель просит их нарисовать планету, на которой живут инопланетяне, и придумать для нее название.
5. Задание «Мой друг» (воспитание дружеских чувств и умения выражать свои мысли).
- Дети, у каждого из вас есть друг или даже несколько друзей. Расскажите нам, что вам нравится в нем (в них) и почему он (они) стал вашим другом. Важно, чтобы каждый ребенок слышал добрые слова о себе от своих сверстников.