Ирина Пигачева
Познавательно-оздоровительный проект «Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к традициям»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : Сохранение, возрождение и применение народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном детском саду. Развитие интереса у детей к физкультуре путем включения народных подвижных игр в воспитательно – образовательную работу.
Задачи проекта :
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Русские народные игры
- Русские народные подвижные игры
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
1. Познакомить детей с народными подвижным играми; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширить кругозор детей.
2. Развивать физические качества: ловкость, равновесие, быстроту движений посредством народных подвижных игр.
3. Закреплять основные движения: бег, прыжки, метание в ходе проведения народных подвижных игр.
4. Способствовать познавательному развитию ребенка путем знакомства с подвижными играми.
5. Формировать интерес у детей и потребность в использовании народных подвижных игр.
6. Воспитывать любовь к родному краю, самостоятельность в принятии решений, формировать дружеские взаимоотношения, приобщать детей к народной культуре, воспитывать любовь и интерес к коми народной игре.
7. Использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Актуальность проекта :
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа, развитию психических процессов. Поэтому проблема приобщения дошкольников к коми народным играм актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада. Только через народную педагогику возможно приобщение к культурным ценностям, наследию коми народа. В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными трудовыми приемами. Народные подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности. Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.
Ожидаемый результат: у детей сформируются знания о народных играх; дети научатся использовать игры в свободной деятельности; в семье установится связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители будут вовлечены в совместные игры с детьми; повысится профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность; углубятся знания традиций и культуры народа; повысится образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр.
Содержание проекта :
1 этап: организационно – подготовительный – сентябрь
- определили объем материала, который будет адресован детям
- собрали, и проанализировали литературу для взрослых и детей
- составили систему работы направленную на обучение народным подвижным играм
- провела беседу с детьми: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки», опрос по теме «Народные детские подвижные игры»
-познакомились с произведениями малых фольклорных форм: потешками, закличками, считалками
-подготовила картотеку народных подвижных игр, картотеку считалок
2 этап: основной
Пути реализации:
1. Беседа с детьми «В какие игры играли наши бабушки и дедушки». Расширили представление детей об историческом и культурном прошлом наших предков.
2. Опрос детей по теме «Народные детские подвижные игры». Пробудили у детей интерес к теме народных игр.
3. Составление картотеки «Народные подвижные игры». Подбор народных игр из предложенных детьми в соответствии с возрастом детей.
4. Игры : «Медведь», «Кукушка», «Охота на оленей», «Невод», «Мышь и угол», «Колечко-малечко», «Ручеек», «Солнышко», «Утка гусь», «Платочек», «Игра с веревкой», «Кто засмеялся». Знакомство с игрой. Игровые правила: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.
5. Считалки: «Шла кукушка мимо сети», «Тара – бара», «Катилось яблочко», «Белый месяц». Разучить считалки для распределения ролей.
6. Заклички в выборе водящего: «Кто засмеется», «Мышка, мышка, продай уголок». Разучить заклички и совершенствовать навыки детей самостоятельно выбирать водящего; закреплять устный счет; способствовать развитию внимания, памяти, речи
3 этап: заключительный
Мы проанализировали результаты работы над проектом и пришли к выводу, что дети научились использовать народные подвижные игры в самостоятельной деятельности, ребята действуют согласно их правилам, знают названия игр. В ходе проекта ребята научились отличать народные подвижные игры от других игр, связывать их с народными календарными праздниками.
Перспективное планирование работы с родителями и педагогами
срок содержание работы цель
сентябрь Буклет для родителей «Сундучок бабушкиных игр» Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей через народные подвижные игры
октябрь Информационный лист «В помощь родителям. Народные игры для дошкольников»
ноябрь Информационный лист «Организуем народные игры в семье»
декабрь Консультация для педагогов «Народные игры и их роль в развитии дошкольника» Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице
январь Развлечение на улице ««Учимся играть в игры бабушек и мам» с родителями
(«Нарты - сани», «Бег в снегоступах», «Охота на волка», «Перетягивание каната») Повысить интерес родителей к участию в оздоровительной работе вместе с детьми, способствовать психологическому сближению детей и родителей.
февраль Рекомендации в организации домашнего стадиона Помочь родителям в организации занятий физкультурными упражнениями и оздоровительных мероприятий дома
март Выставка работ детского творчества «Мои любимые игры» Информировать родителей о работе, проводимой в детском саду в данной области
апрель Презентация опыта ««Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни».
Приложения
Консультация: «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни».
Значение подвижной игры для развития ребёнка.
Народная игра как школа воспитания ребёнка.
- развитие ловкости, меткости, быстроты, силы.
- воспитание доброты. Благородства, взаимовыручки.
3. Считалки.
5. Условия проведения подвижных игр.
6. Народная игра в жизни детского сада.
7. Картотека народных игр.
Значение подвижной игры для развития ребёнка.
Одной из форм организации оздоровительной работы, приобщения к здоровому образу жизни являются русские народные подвижные игры. Подвижные игры - естественная форма физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям, одно из условий культурного развития ребёнка. В них он осмысливает и познаёт окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Играя, ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его.
Оздоравливающее значение игр зависит от важного фактора, на который указывали все выдающиеся педагоги, начиная с Платона, – это интерес, чувство удовольствия, радости, сопровождающее игру. П. Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребёнок приобретает знакомство с привычками и обычаями местности, семейной жизни, среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплинированности, товарищества.
На большое значение народных подвижных игр указывали не только учёные и педагоги, но и общественные деятели. А. Н. Соболев, священнослужитель, отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут, …их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение всё существо играющего, как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т. е. приятно провести время, им эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские игры не в пример разнообразнее и веселее городских»
Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.
Школа воспитания ребёнка.
Народная подвижная игра – это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. В ней свои «учебные предметы». Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Игра развивает у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, моторику, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Игра формирует высокую нравственность.
Народные подвижные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Она учит премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Они доступны для детей, начиная с дошкольного возраста, но не менее интересны и для взрослых. Раньше, после тяжелого трудового дня, взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Многообразие народных игр.
Народные игры очень многообразны : детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность народных подвижных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется. Они просты и общедоступны. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. Атрибуты для этих игр могут быть изготовлены самими играющими, большинство игр не требует специально оборудованного места. Даже для подвижных игр достаточно обычной лужайки или «пятачка» во дворе. В неё можно играть на прогулках, во время вечернего отдыха, на семейных праздниках. Игры на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, повышают устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также к вредным влияниям неблагоприятной внешней среды.
Таким образом, народные подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа в физкультурном аспекте деятельности.
Народные подвижные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу начального этапа формирования, гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Народные подвижные игры можно распределить на группы:
1. Народные игры, отражающие отношение человека к природе «Медведь», «Кукушка», «Охота на волка». Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.
2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков «Охота на оленях», «Стой, олень», «Капуста». Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.
3. Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью «Мышь и угол», «Перепрыгни через нарты», «На оленьих упряжках».
Считалки.
Народные подвижные игры оказывают благотворное влияние не только на развитие физических и нравственных качеств, но и на развитие речи, которая становится красивой, образной и мелодичной, улучшают эмоциональный настрой игроков. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре. Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
Взрослые пересчитывались - стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку, например:
Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединенные руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего ворота задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:
«Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?»
Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды, и начинается игра.
В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:
Кто засмеется,
Губа задерется.
Раз, два, три, четыре, пять,
С этих пор молчать!
Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим.
Певалки имеют место и в самом содержании народных игр. Например, в игре «Мышь и угол» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит:
Мышка, мышка,
Продай уголок
За шильце,
За мыльце,
За белое полотенце,
За зеркальце!
После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают, а водящий старается занять свободный уголок.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.
Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка, взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать Один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.
Сюжетную народную игру тоже можно объяснять по-разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать прослушать диалог, если он имеется и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения, водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков).
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в в будущей жизни
Условия проведения подвижных игр.
Народные подвижные игры можно проводить на прогулке, включать в непосредственно образовательную деятельность по физической культуре, в развлечениях, физкультминутках. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм.
Благодаря знакомству с народными играми, мы сохраняем свои традиции, передаём их будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей. У детей появляется прекрасная возможность, играя, приобщиться к здоровому образу жизни, прикоснуться к особенностям жизни, истории, обычаям русского народа, познать радость общения со сверстниками и взрослыми.
Для этого в группе, в детском саду созданы все условия: развивающая двигательно-оздоровительная среда (спортивный зал, спортивные площадки, участок для прогулок). В группе спортивный уголок с оборудованием.
Народная игра в жизни детского сада.