Половинкина Марина
Познавательно-исследовательское занятие в подготовительной группе «Хлеб — всему голова!»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательское занятие
в подготовительной группе «Хлеб – всему голова!».
Цель:
Расширению и закреплению представлений детей о хлебе.
Обучение детей сравнению пшеничного и ржаного хлеба.
Познавание. Коммуникация. Здоровье. Безопасность. Музыка. Труд.
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
• Уточнение представления детей о разнообразии хлебобулочных и кондитерских изделий.
Публикация «Познавательно-исследовательское занятие в подготовительной группе „Хлеб — всему голова!“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Обучение анализу и умение делать простейшие умозаключения.
• Активизация знаний детей о музеях города.
Коррекционно -обучающие задачи:
• Создание своего мини-музея.
• Развитие обследовательских действий и умений устанавливать причинно- следственные связи в процессе выполнения различных действий с мукой.
Коррекционно- развивающие задачи:
• Обогащение словаря детей: хлебобулочные и кондитерские изделия, каравай, баранки, сушки, бублики, печенье, пряники, сухари, соломка, кексы, пирожное, крендель, калач, ржаной, пшеничный, колосья, мука, дрожжи, тесто, хлебопечка.
• Упражнение в образовании прилагательных и согласовании их с существительными в роде и числе.
• Упражнение в образовании однокоренных слов.
• Развитие внимания, памяти, мышления, творческих способностей.
• Развитие мелкой моторики рук.
• Восприятие интереса к познанию окружающего мира, любознательности.
• Воспитание бережного отношения к хлебу.
Предварительная работая:
Чтение книги Л. Кузьмина «Заветное дело»; дидактическая игра «А что потом?»; закрепление знаний детей стихов, пословиц, поговорок, загадок о хлебе; просмотр мультфильма «История о девочке, которая наступила на хлеб».
Материал и оборудование:
Аудиозаписи «Песня хлебу» и игра «Каравай»; русский угол с печкой, каравай на ручнике; Колосья пшеничные и ржаные; мука пшеничная и ржаная; все для изготовление теста; картинки с изображением ингредиентов к тесту и кондитерских изделий.
Занятие – «Хлеб – всему голова!»
Дети стоят по кругу, приветствуют друг друга: «Встанем рядышком по кругу»
Воспитатель спрашивает у детей о календаре природы: время года, число и месяц, день недели, время суток. А затем задает загадку.
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом.
А пришел на стол к нам хлебом
- Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
Правильно, о хлебе!
Звучит аудиозапись «Гимн хлебу».
1ребенок:
Велика и необъятна вся российская земля,
Урожаями богаты наши нивы и поля,
У народа есть слова : «Хлеб – всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.
2 ребенок:
Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Воспитатель: Как вы думаете, что это значит? «Хлеб – всему голова?»
(ответы детей)
Воспитатель:
Верно. Каждый день мы едим хлеб, и нет такого человека, который не знал бы его вкуса. Хлеб в старину называли «жито». Почему? (от слова «жить»).
Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.
Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием на Руси, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.
Встретив гостя с хлебом – солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека – другом.
Давайте вспомним пословицы, посвященные хлебу. (Земля – матушка, а хлеб – батюшка; Хлеб да вода – богатырская еда; У народа есть слова: «хлеб всей жизни голова!»)
Воспитатель:
Дети образуем на ковре полукруг передо мной. ИГРА «Хорошо- плохо».
Если вы согласны, хлопните в ладоши, если нет – топните ногой.
- Кормить птиц хлебом.
- Бросаться хлебом.
- Делиться с другом.
- Угощать гостей.
- Недоедать и выбрасывать хлеб.
- Играть с хлебом.
- Съедать хлеб до крошки.
Правильно вы хлопнули сейчас.
Недаром говорят: «Каждую крошку – в ладошку»
Воспитатель:
Каждый день в саду меню меняется, вас кормят разнообразно и вкусно. Не меняют только один продукт – хлеб!
Ребята, легко ли вырастить хлеб? (ответы детей)
Где выращивают хлеб (ответы детей)
Правильно, на поле. Давайте и мы туда отправимся.
Выполняется физкультминутка. Дети встают друг за другом, «едут» в поле на машинах, подпрыгивают на кочке, приседают в яме, делают повороты влево-вправо, объезжают горку.
Едем в поле
На кочку наехали,
В яму заехали,
Горку объехали
И на поле приехали!
Дети переходят к экрану.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете как готовят поле? Что трактор делает с землей? (ответы детей) Пашет, боронит землю. А как называется профессия человека, который работает на тракторе? (ответы детей) Тракторист!
*картинка
А какая техника поможет засеять поле? (ответы детей)
*картинка
Как называется человек, который работает на сеялке? (ответы детей) Сеяльщик. К трактору прикрепляются сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна.
Когда поле готово к засеванию зерном, нужно выбрать, чем будем засеивать рожью или пшеницей? (ответы детей)
Чем отличаются эти колосья? (ответы детей)
- Колос пшеницы толще, чем колос ржи.
- Зерна пшеницы круглые, а ржи удлиненные.
- Какая мука получится из пшеницы, а какая изо ржи? (ответы детей)
- Из пшеницы – пшеничная мука, темная.
- Ребята, а как узнать, что урожай созрел?
- Колоски желтые, золотые, усатые.
Но вот зерна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается жатва. (дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны.
*картинка
Как называется профессия человека, который работает на комбайне? (0тветы детей). Комбайнер!
Как можно назвать всех людей, которые помогали вырастить урожай и хлеб? (ответы детей). Хлеборобы!
А кто из вас знает, куда отвозит зерно шофер? На элеватор- специальные сооружения для хранения зерна. Где зерно сушат? (ответы детей)
*картинка
Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.
Проводится физкультминутка:
- Становитесь, друг за другом, поехали:
Едем в город.
На кочку наехали,
В яму заехали,
Горку объехали
И на мельницу приехали.
*картинка
- Кто работает на мельнице? На мукомольном комбинате? (ответы детей) Мельник! Мукомол!
- Что мельник будет делать с зерном? (ответы детей)
- Куда дальше повезем муку? (ответы детей)
И на пекарню мы приехали.
*картинка
- как называется профессия человека, который работает в пекарне? (ответы детей) Пекарь. Из пекарни хлеб попадает в магазины, где мы его покупаем. Вот такое путешествие совершает хлеб прежде чем попасть к нам на стол.
Давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладоши, если не из муки – стойте тихо.
Готовы? Начитаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки,
Пирожки,батоны, плюшки.
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем,
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полезно и помадка…
Называйте, не стесняясь,
Выбирайте, угощайтесь.
Дети, у меня для вас сюрприз, то что спрятано под салфеткой вы узнаете, отгадав загадку.
Ай, качи-качи-качи!
Глянь,- баранки, калачи!
Глянь, -баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи.
(Снимаю салфетку) Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (белый, булки с изюмом, мягкий)
Давайте с вами подумаем и назовем много слов, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, черствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный) Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. Сравнение муки ржаной и пшеничной.
Ребенок 1:
Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнце свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Воспитатель: Ребята, а теперь я вам предлагаю побыть тоже немного пекарями и приготовить булки и баранки из соленого теста.
На этом ребята наше занятие заканчивается. Понравилось вам оно? Что узнали нового? Что понравилось больше всего? (ответы детей)