Богомолова Людмила
Познавательно-исследовательский творческий проект в подготовительной группе «Снег, лед»
▼ Скачать + Заказать документы
Богомолова Людмила Михайловна
Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад №18 пос. Гирей (МБДОУ д/с №18)
муниципального образования Гулькевичский район, Краснодарского края
Методическая разработка познавательно – исследовательско - творческого проекта по познавательному развитию в подготовительной группе «Снег, лед ….»
Публикация «Познавательно-исследовательский творческий проект в подготовительной группе „Снег, лед“» размещена в разделах
- Зима. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Снег и лед
- Снег и лед. Проекты
- Темочки
Автор проекта : воспитатель: Богомолова Людмила Михайловна
Сроки реализации: краткосрочный.
Тип проекта : Познавательно - исследовательский, творческий.
Участники проектной деятельности воспитанники, родители подготовительной группы
Срок реализации проекта : Январь с 18.01. 2021г. – 29.01.2021г.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.
Актуальность
Зима – это великолепное время года. Мы живем в Краснодарском крае, где зима нас не балует. Наши дети, по-особенному любят и ждут первый снег. Лишь только белые снежинки закружат в воздухе, дети сразу бегут к окну наблюдать, как красиво падает мягкий, пушистый снег, ведь для нас он такая редкость. Они надевают варежки, шапки и бегут играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках. Иногда снега выпадает настолько мало, что после снежных забав его практически нет на дворе, а на следующий день от него не остается и следа.
Но в этом году январь преподнес подарок детям - снег и мороз. Все деревья покрылись кружевными шалями, тропинки - белым ковром. Весь поселок выглядел заснеженным и чистым. Воздух свежий, им не надышишься. Сколько же удовольствий принес снег, радовал глаз и поднимал настроение. Дети радовались приходу такой зимы.
И в один из таких морозных дней, на прогулке, ко мне обратилась Арина с вопросом: «Людмила Михайловна, а почему у меня снежки не лепятся, а у Игоря снежки получаются?» (Минусовая температура, да еще со снегом очень большая редкость для нашего края.) Пришлось разбираться, в чем тут дело, а оказалось, Игорь был без перчаток. Пока мы разбирались с этим вопросом, у детей появлялись все новые и новые вопросы. Почему снег хрустит (раньше ведь не хрустел, почему на шарфах иней, почему снег идет? Как образуются снежинки? Чтобы узнать как можно больше про снег и лед, было решено разработать этот проект. Ведь никто из детей не знал, откуда и почему идет снег. Какими свойствами он обладает. Для того чтобы понять и узнать свойства снега, дети должны наглядно увидеть это, необходимо провести опыты, наблюдения, где они узнают, все, что их интересует о снеге.
Для того, что бы получить ответы на интересующие нас вопросы, мы с детьми решили исследовать снег.
Проект «Снег, лед…» предоставляет большие возможности для творчества.
В ходе исследовательской работы дети выяснят, что такое лед и снег, как они образуются. Самостоятельно проведут много интересных опытов со снегом и льдом. А самое главное, научатся работать в команде, будут терпимее друг к другу.
Цель: Пополнение и обогащение знаний детей о снеге и льде по средствам познавательно – исследовательской деятельности, связной речи, мышления и творческих способностей детей.
Задачи.
1. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
2. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации, в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
3. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
4. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
5. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета
6. Развивать речь детей, обогатить её описательными прилагательными
7. Формировать правила безопасного обращения со льдом и снегом.
Предполагаемый результат:
Для детей:
Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения).
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней.
Дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать,
анализировать и делать выводы;
Для педагогов:
Повышения теоретического опыта и профессионализма,
Внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников,
Личностный и профессиональный рост,
Создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;
Совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
Для родителей:
Повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают
необходимость познавательно- исследовательской деятельности детей;
Создано единое воспитательно - образовательное пространство ДОУ и семьи
по познавательно- исследовательской деятельности дошкольников.
Успешное взаимодействие со своими детьми;
Повышение психолого-педагогических компетенций.
Презентация проекта
- Создание презентации. Представление проекта.
- Художественно-творческая (продуктивная) деятельность детей.
(выставка детских работ).
План реализации проекта : (этапы работы)
1 этап – подготовительный (диагностическо-прогностический) : выявление проблемы.
Содержание: исследование комплекса педагогических условий ДОУ, в формировании познавательно – исследовательской деятельности и культуры поведения в природе. Сбор и анализ литературы по данной теме.
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы
тематическими содержанием
Методы сбора информации:
Анализ современных программ ДО.
Обследование предметно-развивающей среды.
Беседы с детьми.
Анкетирование родителей.
Анализ планирования.
Наблюдение за играми детей.
При ознакомлении со свойствами снега и льда использовался метод трех вопросов:
Что мы знаем?
Снег и лед в тепле тают.
Снег нельзя есть.
Можно слепить снеговика.
Что мы хотим узнать?
Что такое снег и как он образуется
Свойства снега и льда
Определить чистоту снега
Почему скрипит снег.
Формы и строение снежинок
Сохранении тепла и изменении снега под влиянием температуры
Откуда можно узнать?
Спросить у родителей;
Посмотреть видеофильм, презентацию;
Рассмотреть информационные плакаты, картины, иллюстрации;
Чтение художественной литературы;
Экскурсии.
Наблюдения.
Провести опыты и эксперименты
Формы реализации проекта :
Беседы,
Фронтальные занятия.
Наблюдения и экскурсии;
Познавательное чтение
Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
Познавательно – исследовательская деятельность.
Подвижные, дидактические, сюжетно- ролевые игры, имитационные игры,
инсценировки экологической направленности.
Трудовая деятельность в уголке природы, на участке
Ресурсное обеспечение проекта :
Уголок экологии и экспериментирования в группе.
Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты
занятий, сценарии развлечений и т. д.).
Подборка художественной литературы «Познавательное чтение».
Подборка опытов и экспериментов.
Подборка познавательно – исследовательской деятельности.
Подготовка презентаций
№ Содержание деятельности Результат
1 Диагностика детей и анкетирование родителей по экологическому воспитанию Определения уровня сформированности первоначальных знаний детей о мире природы
2 Изучение нормативно-правовой и методической литературы в рамках ознакомления с новыми технологиями и интересными идеями по подготовке детей старшего дошкольного возраста к познавательно – исследовательской деятельности. Повышение профессиональной компетенции по данной теме.
3 Подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д). Использование данного материала в рамках проекта
4 Составление перспективно-тематического плана Перспективно-тематический план
5 Разработка календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей Конспекты, картотеки дидактических игр, пальчиковые, дыхательные гимнастики.
6 Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды Созданы условия для реализации задач данного проекта
7 Подбор стихов, загадок потешек, скороговорок. артикуляционные гимнастика. Использование для развития речи, ритмичности
8 Опрос детей с целью выявления знаний детей о свойствах снега и льда. Определения уровня теоретических и практических знаний детей о свойствах снега и льда.
План выполнения проекта :
Образовательные области Цели Совместная деятельность
Социально-коммуникативное развитие Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Рассматривание открыток, иллюстраций о зиме
Ситуации «Я- снежинка…», «Я -льдинка…», «Я- вьюга…». Рассказы о разных природных обьектах.
Разбор ситуации: «Как мы можем помочь», «Что делать если…».
Деловые игры: «Береги природу», «Хорошо – плохо», «Что будет если.».
Трудовая деятельность: как на улице, так и в группе.
Экскурсии.
Дидактические игры:
Беседы на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Снег может быть опасным», «Осторожно – гололед!», «Осторожно – опасные сосульки!», «Правила поведения в лаборатории»
Развлечение по плану психолога.
Познавательное развитие Развитие символической функции мышления и общих познавательных способностей детей : способность выявлять общее и различное, обобщать, прослеживать закономерности, классифицировать предметы по разным признакам (внешним и функциональным); устанавливать простые связи между явлениями и предметами, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий.
Просмотр обучающего мультфильма «Почему все снежинки разные?»
Беседы: «Где рождается снег
Наблюдение за состоянием погоды?», «Разноцветная зима»,
Наблюдение за снегом (белый, пушистый, искристый, легкий, сыпучий, мягкий, липкий, серебристый, мягкий).
Наблюдение за появлением сосулек.
Наблюдение за явлениями природы (иней, снегопад, гололед, метель, морозный узор на стекле).
Опыты и эксперименты со снегом, льдом.
Исследовательская деятельность детей в процессе ознакомления со свойствами снега и льда.
Просмотр презентаций «Тайна рождения снежинки», «Такие разные снежинки».
ООД «Познавательное развитие» по ФЭМП «Снежинки».
ООД «Познавательное развитие». Экспериментирование «Снег и лед»
ООД «Познавательное развитие». Мир природы. «Север – царство льда и снега»
Речевое развитие Обогащение словаря за счёт новых терминов.
Овладение способами диалогического взаимодействия со сверстниками: соблюдение очередности, вежливое обращение друг к другу по имени, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Развитие умения высказываться в форме небольшого рассказа-повествования, описания, рассуждения; в форме пересказа.
Закрепление представлений о словесном составе предложения, звуковом и слоговом строении слова.
Формирование грамматически правильной речи.
Совершенствование всех сторон звуковой культуры речи: фонематического восприятия, звукопроизношения и дикции, интонационной стороны речи; Пословицы и поговорки о зиме и снеге, объяснение их смысла.
Загадки о зимних явлениях в природе
Словесная игра «Приключение снежинки в зимнем лесу».
Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…», «Полно, беленький снежочек
Чтение художественной литературы:
И. Суриков «Белый снег пушистый»,
С. Иванов «Каким бывает снег»
К. Бальмонт «Снежинка»
А. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя.»
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»
Н. Некрасов «Снежок»
С. Есенин «Береза»
И. Демьянов «Первый снег»
В. Бианки «Книга зимы», «Лес зимой», «Синичкин календарь».
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
Бр. Гримм «Госпожа Метелица»
Дидактические игры: «Назови снежинку», «Составь алгоритм снежинки», «Назови сколько снежинок», «Укрой елочку снегом по алгоритму», «Наоборот», «Что зимой бывает», «Что прячется за сугробом», «Подбери слово «, «Отгадай по описанию».
Развлечение по плану логопеда.
Художественно-эстетическое развитие
Музыка Направлено на поддержку интереса к воплощению в художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений.
Обогащение художественного опыта детей; содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования; совершенствование умений во всех видах художественной деятельности с учетом индивидуальных способностей.
Развитие художественного восприятия и творческого освоения цвета, формы, ритма,.
Создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, самостоятельного интегрирования разных видов художественного творчества с целью обогащения выразительности образа.
Развитие и свободное проявление художественного творчества.
Развитие интонационно-мелодического слышания музыки, лежащего в основе понимания ее содержания.
Накопление запаса музыкальных впечатлений.
Развитие музыкального восприятия и мышления средствами различных видов музыкальной и художественной деятельности
Поддержка индивидуальных творческих проявлений в работе над образными музыкально-двигательными этюдами. Рассматривание картин о зиме художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, Федора Васильева.
Просмотр презентации «Русские художники о зиме».
Творческая мастерская :
Изодеятельность: рисование «Волхебные снежинкинежинк», «Падал, падал снег.»
Аппликация: «Ажурные снежинки»
Лепка «Снежинки»
Художественные труд: «Снежинки», «Сосульки».
Постройки из строительного материала: «В какой машине снег везут?», «Зимний дом»
Инсценировки по литературным произведениям.
Прослушивание музыкальных произведений из цикла «Времена года» П. И. Чайковского и фрагмента концерта для скрипки с оркестром «Зима», музыка А. Вивальди «Времена года». А. Аренского «Метель».
Игра с пением «Любишь кататься - люби и саночки возить» (слова Б. Дубровина, музыка К. Волкова).
Игра с пением «Зима и весенние лучи» (музыка В. Успенского, слова В. Суслова).
Физическое развитие Направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников. Совершенствование техники выполнения движений;
Формирование осознанного использования приобретенных двигательных навыков в различных условиях.
Продолжение целенаправленного развития физических качеств.
Побуждение детей к проявлению морально-волевых качеств: настойчивости в преодолении трудностей при достижении цели, взаимопомощи, сотрудничества, ответственности.
Развитие самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
Поддержка стремления детей к улучшению результатов выполнения физических упражнений. Подвижная игра «Выпал беленький снежок», «Снеговик», «Снежинки и ветер», «Зима пришла». «Снег кружится», «Заморожу», «Мороз - красный нос»,
Пальчиковые игры «Снежок», «Снежный ком», «Зимние Забавы», «Снежки»; «Кто дальше?», «Попади в цель»;
Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», дыхательная гимнастика «Сдуваем снежинки», «Снежинки летят»; «Кто дальше?», «Попади в цель»; «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку»,
игры в снежки, катание на санках
Дыхательная гимнастика «Сдуваем снежинки», «Снежинки летят»;
Спортивное развлечение «Север – царство снега и льда».
Работа с родителями Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность.
• Познакомить родителей с содержанием работы по развитию у детей экспериментирования детским экспериментированием и его влиянием на развитие детей дошкольного возраста.
• Ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.
• Формировать представления о правильной организации экспериментальной деятельности у ребенка-дошкольника.
• Формировать умение общаться с детьми.
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации:
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,
«Значение экспериментальной деятельности для детей»,
«Экспериментируем дома».
3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ (подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).
4. Наглядная информация (подборка иллюстраций, картин; сбор информации;
5. Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов;
6. Обмен опытом.
2 этап – основной, организационно-практический.
Реализация проекта «Снег, лед…», через организацию различных видов деятельности детей и взрослых.
Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников
Использование активных форм и методов работы по расширению знаний дошкольников о свойствах снега и льда, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.
3 этап – заключительный
- Создание презентации. Представление проекта.
- Художественно-творческая (продуктивная) деятельность детей (выставка детских работ).
- Фотовыставка «Наш поселок в снегу»
Продукты проекта :
1. Лэпбук «Снег, лед, вода…»
2. Картотека дидактических игр.
3. Картотека опытов и экспериментов со снегом и льдом.
Список литературы.
1. Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду/ сост. Н,В,Нищева - СПб. :ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВА «ДЕТСТВА – ПРЕСС», 2013 – 304с.
2. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.
3. Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса. - М. : Мозаика-синтез, 2012
4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – СПб. : Детство – Пресс, 2007.
5. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. С., Учебная литература, 2004
6. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа. -М. Мозаика-Синтез, 2009-2010.2010.
7. Большая энциклопедия школьника «Планета Земля». «Издательство Росмэн- Пресс», А. Ю. Бирюкова. 2001 г.
8. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». - М., ООО «Издательство АСТ». В. А. Маркин. 2001 г.
9. «Всё обо всём» - М. 6 ЗАО «Планета детства», ООО «Издательство Астрель», АСТ, А. Брагин. 2001 г.
10. Интернет ресурсы:
https://nsportal.ru/
https://festival.1september.ru/articles/566837/pril2.doc