Оксана Скворцова
Познавательно-исследовательский проект «Расследование Гусеницы Фифы и Паука Юка, или Какие тайны скрывают насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Авторы проекта: Скворцова Оксана Анатольевна.
Участники проекта: - воспитанники старшей группы;
- родители;
- воспитатели.
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа).
Актуальность проекта:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Расследование Гусеницы Фифы и Паука Юка, или Какие тайны скрывают насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Гусеницы и червячки
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Паук. Проекты
- Пауки, паучки, паукообразные
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
С приходом тепла многие насекомые стали все чаще попадаться на глаза ребятам, при этом вызывая не поддельный восторг и взрыв эмоции. Кто-то из детей удивляется, кто-то восхищается, а кто-то с визгом убегает. Ни одного ребенка насекомые не оставили равнодушными, особенно при первой встрече после долгой зимы. Каждая такая встреча сопровождается беседами, в ходе которых выяснилось, что с одной стороны дети довольно многое знают про насекомых (например, что у комаров кусаются только самки, что гусеницы превращаются в бабочек, но в то же время с дугой стороны дети относят к насекомым, как пауков, так и улиток. Поэтому было решено разработать проект, в ходе которого детям будет представлена возможность самим выяснить, почему же улитки и пауки не относятся к насекомым, какие тайны скрывают муравьи, и кто же они – эти маленькие жители планеты – друзья или враги.
Очень заинтересовало ребят упоминание Семена и Вовы о таких насекомых, как медведка и шилохвостка. И правда, насекомые необычные, редко встречающиеся в местах, где гуляет детвора (а то и вообще не встречаются). Конечно, ребята в ходе проекта обязательно познакомятся и с этими незнакомцами.
Цель проекта: расширить и уточнить знания детей о насекомых, об их характерных признаках путем введения детей в проблемные (спорные) ситуации.
Задачи проекта:
- для детей:
Образовательные:
научить детей формировать цель проекта, планировать свою деятельность;
дать детям представление о характерных признаках отличия насекомых от других живых организмах (улитка, паук);
дать представление о паукообразных, как отдельном виде живых существ;
учить детей в процессе наблюдений, рассматривания книг, журналов определять значение насекомых в природе и жизни человека;
учить детей размышлять, делать предположения;
формировать навыки исследовательской работы во время НОД и прогулки;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать уважительное отношение к сверстникам.
Развивающие:
развивать у детей навыки самоконтроля, умение работать в коллективе, сотрудничать, договариваться;
развивать познавательные способности детей в исследовательской деятельности;
развивать желание проводить наблюдения;
развивать у детей эмоциональный интерес к деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- для педагогов:
· формирование проектной культуры.
- для родителей:
· включение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
· включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Викторина
Название итогового мероприятия проекта: «Знатоки насекомых и их знакомых»
Продукты проекта:
- для детей:
• Выставка творческих работ;
• Выставка семейного творчества: «Незабываемая встреча»;
• Оформленный уголок природы и тематическая выставка книг и журналов на тему «Насекомые»;
• Выступление детей перед товарищами (Попов Семен «Рассказ о медведке»);
• Оформление фото-журнала «Маленькие жители нашего участка»
• Итоговое мероприятие: «Знатоки насекомых и их знакомых».
- для педагогов
· презентация проекта.
- для родителей
Ожидаемые результаты по проекту
• для детей:
- устойчивый интерес детей к природе, в общем, и к насекомым в частности;
- повышение экологической грамотности дошкольников;
- осознанное бережное отношение к насекомым.
• для педагогов
- формирование проектной культуры.
• для родителей
- установление эмоционального контакта с детьми.
Этапы реализации проекта
«Расследования Гусеницы Фифы и Паука Юка или, какие тайны скрывают насекомые»
I этап - подготовительный
Дети
Выявить уровень представлений детей о насекомых
Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.
Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.
Что мы знаем?
«У комаров только самки кусаются» - Вова К.
«Майские жуки откладывают личинки» - Даня Я.
«Гусеницы растут и становятся бабочками» - Слава Р.
«Пчелы собирают нектар» - Алеша Ц.
«Пауки едят мух» - Ева А.
«Муравьи очень маленькие»- Слава С.
«Муравьи очень маленькие и носят тяжелый груз» - Илья К.
Что мы хотим узнать?
«Какие бывают муравьи?» - Вова К.
«Почему муравьи бывают плохие и хорошие?» - Вика Р.
«Кто такая медведка» - Максим Н.
«Зачем у шилохвостки есть рога на хвосте?» - Вова К.
«Какие насекомые откладывают личинки?» - Матвей Г.
«Почему улитки слишком медленная?» - Илья К.
«Вредные или полезные насекомые?» - Слава Р.
«Гусеница откладывает личинки?» - Вика Р.
Что для этого нужно сделать?
«Посмотреть в книгах, журналах» - Вова К.
«Провести наблюдения»- Слава Р.
«Узнать у родителей» - Цветелина Ц.
Разработать проект.
Родители
Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей. Представление информации на сайте ДОУ, в раздевалке на стендах. Индивидуальные беседы.
II этап – основной
Понедельник
Дети
ОО «Познавательное развитие»
Введение в игровую ситуацию «Новость об открытии в Фиолетовом лесу школы для насекомых»
Цель: введение детей в игровую ситуацию путем столкновения их с проблемой.
НОД: «Поступят ли Гусеница Фифа и Паук Юк в школу для насекомых»
Цель: познакомить детей с отличительными особенностями насекомых, учить находить ответ на поставленные вопросы путем проведения наблюдений, рассматривания журналов, книг.
Беседа: «Кто такие энтомологи?»
Цель: познакомить детей с профессией ЭНТОМОЛОГ. Познакомить с рабочими инструментами энтомолога (лупа, пинцет)
Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
Цель: совершенствовать умение классифицировать предметы по признакам.
Наблюдение за насекомыми во время прогулки.
ОО «Речевое развитие»
Разучивание чистоговорки.
Цель: совершенствовать правильного и четкого произношения звуков «к», «ж», «щ*».
Пальчиковая гимнастика: «Пчела»
Дидактическая игра: «Сколько насекомых на цветке?»
Цель: развивать умение согласовывать числительные с существительными.
Дидактическая игра: «Что делает? Что делают?
Цель: образование формы множественного числа глаголов.
Разучивание стихотворения «Пчелка трудится весь день»
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Сюжетно-ролевая игра «Юные энтомологи». Сюжет: «Изучение насекомых»
Во время прогулки проведение «Фотоохоты
на насекомых» с целью дальнейшего
составления журнала «Маленькие жители
нашего участка».
Просмотр видео материала:«Насекомые»,
«Появление бабочки».
Беседа по содержанию видео.
ОО «Физическое развитие»
Утренняя гимнастика: «Прыгают кузнечики»
Пальчиковая гимнастика: «Пчела»
Физкультминутка: «Стрекоза», «Бабочки»
Подвижные игры: «Поймай комара», «Пчелы и медведь», «Мотылек».
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальная деятельность::
Слушание музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка»
Цель: развитие эстетическое развитие.
Художественная деятельность:
Рисование в технике монотипия «Бабочка – красавица»
Чтение художественной литературы:
«Как из гусеницы получается бабочка?»
Е. Ульева;
«Как появляется бабочка» И. Грина;
«Превращение гусеницы» Л. Тарасенко
«Как расстались две подружки» М. Киселева.
Родители
Пополнение уголка экспериментирования: атрибуты для организации игры «Юные энтомологи».
Вторник
Дети
ОО: «Познавательное развитие»
Ситуативный разговор, дискуссия: «Польза и вред насекомых»
Цель: создать условия для дискуссии, мотивировать детей на выдвижение
предположений, вырабатывать умение отстаивать свое мнение, учить приходить к верному суждению, пользуясь книгами, научными фактами, опытом из жизни.
Дидактическая игра: «Четвертый лишний»
Цель: совершенствовать умение классифицировать предметы по признакам.
Дидактическая игра: «Волшебный поясок»
Цель: совершенствовать умение классифицировать предметы по признакам.
Просмотр развивающего видео: «Интересные факты про божьих коровок»
Наблюдение за насекомыми во время прогулки.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Рассказ Семена П. о медведке.
Цель: дать возможность ребенку поделиться опытом встречи с насекомым медведка.
Сюжетно-ролевая игра: «Юные энтомологи». Сюжет: «Изучение насекомых».
Во время прогулки проведение «Фотоохоты
на насекомых» с целью дальнейшего
составления журнала «Маленькие жители
нашего участка»
Представление рисунков к выставке «Незабываемая встреча»
ОО «Речевое развитие»
Игра на воображение (технология ТРИЗ):
«Что будет, если мы станем размером с муравья»
«Что будет, если мы превратимся в бабочек».
Игра «Жуки»
Цель: выработка длительного речевого дыхания. Работа над дикцией речи. Автоматизация звука Ж в связной речи.
Пальчиковая гимнастика: «Пчела»
Дидактическая игра: «Сколько насекомых на цветке?»
Цель: развивать умение согласовывать числительные с существительными.
Разучивание стихотворения «Пчелка трудится весь день»
ОО «Физическое развитие»
Утренняя гимнастика: «Прыгают кузнечики»
Пальчиковая гимнастика: «Пчела»
Физкультминутка: «Стрекоза», «Бабочки»
Подвижные игры: «Поймай комара», «Пчелы и медведь», «Мотылек».
ОО «Художественно- эстетическое развитие»:
Рисование на соленом тесте: «Божьи коровки и бабочки»
Чтение художественной литературы:
«Бабочка и солнце», «Веселые старушки» Н. Сладков.
Родители
Консультация для родителей на сайте ДОУ «Расскажите детям о насекомых»
Среда
Дети
ОО «Познавательное развитие»
Введение в игровую ситуацию: «Как Гусеница Фифа и Паук Юк побывали в стране Муравии и познакомились с родственниками Пчелки Жужи»
Цель: ввести детей в игровую ситуацию, создать мотивацию для дальнейших действий.
НОД: «Как живете, малыши?»
Цель: познакомить с жизнедеятельностью муравьев и пчел путем сравнения, выяснить, какие муравьи и пчелы бывают, ответить на вопрос «Муравьи и пчелы приносят вред или пользу?»
Просмотр видео фильма: «Муравьи»
Ситуативная беседа по содержанию фильма.
ОО «Речевое развитие»
Игра «Подбери признак»
Цель: актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.
Пальчиковая гимнастика: «Пчела»
Дидактическая игра: «Сколько насекомых на цветке?»
Цель: развивать умение согласовывать числительные с существительными.
Разучивание стихотворения «Пчелка трудится весь день»
Отгадывание загадок про насекомых.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Игра на воображение (технология ТРИЗ):
Сюжетно-ролевая игра: «Юные энтомологи». Сюжет: «Изучение насекомых».
Покраска деревьев на участке ДОУ
белилами: «Защитим деревья от вредных насекомых».
Сюжетно-ролевая игра: «Юные энтомологи». Сюжет: «Изучение насекомых».
Во время прогулки проведение «Фотоохоты
на насекомых» с целью дальнейшего
составления журнала «Маленькие жители
нашего участка»
Представление рисунков к выставке «Незабываемая встреча»
ОО «Физическое развитие»
Утренняя гимнастика: «Прыгают кузнечики»
Пальчиковая гимнастика: «Пчела»
Физкультминутка: «Стрекоза», «Бабочки»
Подвижные игры: «Поймай комара», «Пчелы и медведь», «Мотылек».
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
Чтение художественной литературы:
Л. Тарасенко: «Познавательные сказки. «Гномик в муравейнике», «Появление муравишки».
Е. Ульева: «Какие профессии у муравьев»
М. Киселева «Как пчелы научились танцевать»; «Как шмель стал ученым»; «Про муравья балаболку».
Четв
ерг[/b]
Дети
ОО «Познавательное развитие»
Введение в проблемную ситуацию: «Как же быть Пауку Юку? Кто он, если не насекомое?»
Цель: создать условия для дискуссии, мотивировать детей на выдвижение
предположений, вырабатывать умение отстаивать свое мнение.
НОД: «Паук Юк открывает школу для паукообразных»
Цель: познакомить с жизнедеятельностью пауков, выяснить, какие пауки бывают, ответить на вопрос «Пауки приносят вред или пользу?»
ОО «Речевое развитие»
Игра: «Насекомые – великаны»
Цель: употребление слов с увеличительными оттенками.
Пальчиковая гимнастика: «Пчела»
Дидактическая игра: «Сколько пауков на цветке?»
Цель: развивать умение согласовывать числительные с существительными.
Разучивание стихотворения «Пчелка трудится весь день»
Отгадывание загадок про насекомых.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Игра на воображение (технология ТРИЗ):
«Если бы мы стали размером с паука и встретили его на пути»
Покраска деревьев на участке ДОУ
белилами: «Защитим деревья от вредных насекомых».
Сюжетно-ролевая игра: «Юные энтомологи». Сюжет: «Изучение насекомых».
Во время прогулки проведение «Фотоохоты
на насекомых» с целью дальнейшего
составления журнала «Маленькие жители
нашего участка»
Представление рисунков к выставке «Незабываемая встреча».
ОО «Физическое развитие»
Утренняя гимнастика: «Прыгают кузнечики»
Пальчиковая гимнастика: «Пчела»
Физкультминутка: «Стрекоза», «Бабочки»
Подвижные игры: «Поймай комара», «Пчелы и медведь», «Мотылек».
ОО «Художественно-эстетическое развитие»:
Чтение художественной литературы:
Л. Тарасенко: «Познавательные сказки» «Мастер паучок»
М. Киселева «Про Мохнатика и Косматика»
Родители
Консультация для родителей: «Берегитесь клещей».
Пятница
Дети
ОО «Познавательное развитие»
Викторина: «Знатоки насекомых и их знакомых»
Цель: обобщить и закрепить полученные ранее знания.
ОО «Речевое развитие»
Разучивание чистоговорки.
Цель: совершенствовать правильного и четкого произношения звуков «к», «ж», «щ*».
Пальчиковая гимнастика: «Пчела»
Дидактическая игра: «Сколько пауков на цветке?»
Цель: развивать умение согласовывать числительные с существительными.
Разучивание стихотворения «Пчелка трудится весь день»
Отгадывание загадок про насекомых.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Игра на воображение (технология ТРИЗ):
«Если бы мы стали размером с паука и встретили его на пути»
Сюжетно-ролевая игра: «Юные энтомологи». Сюжет: «Изучение насекомых».
Во время прогулки проведение «Фотоохоты
на насекомых» с целью дальнейшего
составления журнала «Маленькие жители
нашего участка»
Представление рисунков к выставке «Незабываемая встреча».
ОО «Физическое развитие»
Утренняя гимнастика: «Прыгают кузнечики»
Пальчиковая гимнастика: «Пчела»
Физкультминутка: «Стрекоза», «Бабочки»
Подвижные игры: «Поймай комара», «Пчелы и медведь», «Мотылек», «Гусеница».
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Чтение художественной литературы:
М. Киселева «Про лесного солдатика»; «Про Муравейку и Ежемуху».
Родители
Презентация процесса реализации проекта и его результатов.
III этап - заключительный
Дети
Закрепить представления детей о насекомых.
• Выставка творческих работ;
• Выставка семейного творчества: «Незабываемая встреча»;
• Оформленный уголок природы и тематическая выставка книг и журналов на тему «Насекомые»;
• Выступление детей перед товарищами (Попов Семен «Рассказ о медведке»);
• Оформление фото-журнала «Маленькие жители нашего участка»
• Итоговое мероприятие: «Знатоки насекомых и их знакомых».
- для педагогов
Родители
Включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.
• Выставка семейного творчества: «Незабываемая встреча»;
• Оформленный уголо
природы и тематическая выставка книг и журналов на тему «Насекомые»;