Рита Идрисова
Познавательно-исследовательский проект «Почему зимой язык прилипает к качелям?»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Жемчужинка»
Познавательно-исследовательский проект
«Почему зимой язык прилипает к качелям?»
Сведения об авторе:
Ольдаев Аюр Алексеевич,
6 лет, старшая группа
Научный руководитель:
Идрисова Рита Абдулловна, воспитатель.
п. Харп, 2020 год
1. Паспорт проекта.
Название проекта "Почему зимой язык прилипает к качелям?"
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Почему зимой язык прилипает к качелям?“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Автор исследовательской работы, возраст :Ольдаев Аюр Алексеевич, 6 лет
Научный руководитель (фамилия, имя, отчество, должность) : Идрисова Рита Абдулловна, воспитатель
Тип проекта Познавательно-исследовательский
Цель проекта : узнать, почему язык прилипает зимой к качелям.
Задачи проекта :
1. Изучить, из какого материала делают уличные качели.
2. Определить, могут ли эти материалы стать причиной прилипания языка зимой к качелям.
Методы исследования
1. Беседы с воспитателем, родителями.
2. Изучение специальной литературы и интернет - ресурсов, просмотр презентаций и познавательных видеоматериалов.
3. Проведение экспериментов.
4. Обобщение результатов работы.
Проблемные вопросы, решаемые в ходе проектной работы :
Почему язык зимой прилипает к качелям?
Из чего делают детские уличные качели?
Почему качели в основном железные?
Чем отличаются предметы из железа от деревянных предметов?
Гипотеза:
Если я узнаю больше о свойствах железа, то смогу понять, почему же язык прилипает зимой к качелям.
Этапы работы над проектом
1. Выяснение, из каких материалов делают уличные качели (беседы, рассматривание картин, презентаций)
2. Изучение свойств железа, сравнение с деревом (проведение опытов)
3. Поиск и нахождение предметов из железа дома, на улице.
4. Выводы о необходимости предметов из железа для человека.
5. Выводы о правилах безопасного пользования ими.
2. Содержание детского исследовательского проекта.
Меня зовут Ольдаев Аюр, мне 6 лет. Представляю вашему вниманию мой познавательно-исследовательский проект, который называется «Почему язык зимой прилипает к качелям?»
Вопрос о том, почему язык зимой прилипает к качелям у меня возник, когда я увидел, как маленький ребенок на прогулке в поселке «попробовали на вкус» холодные качели и прилип к ним языком.
Мы тоже на прогулке с друзьями пробовали снег, даже дерево, но язык прилипал только к качелям. Почему? Что же есть особенного в качелях?
Я задавал эти вопросы воспитателям, родителям. Так началось мое исследование.
Цель моего исследования: выяснить, почему зимой язык прилипает к качелям.
И родители, и воспитатели сказали мне, что наши уличные качели железные. А еще мы о них смотрели видео. Там я увидел, что качели бывают деревянные, веревочные, но в городах только железные. Почему же для детей в городах на улице только железные качели ставят? Значит, у железных предметов есть какие-то особенности, которые их отличают от других, например, деревянных предметов. Тогда я решил провести опыты с железными и деревянными предметами, чтобы выяснить все особенности железных предметов.
1. Опыт «Тонет - плывет». Я взял два бруска: деревянный и железный и опустил их в воду.
Вывод: железо тонет, оно тяжёлое; дерево не тонет, оно легкое.
2. Опыт «Прочный - непрочный». Я взял деревянный карандаш и тоненький
железный гвоздь. Попробовал сломать деревянный карандаш и железный гвоздь, деревянный карандаш сломался, а гвоздь – нет.
Вывод: железо прочнее, тверже, чем дерево.
3. Опыт «Горит - не горит». Мы с Ритой Абдулловной взяли две ложки: деревянную и железную. Над горящей свечкой вместе с воспитателем нагревали сначала деревянную ложку, а потом железную.
Вывод: дерево начало дымиться, могло загореться, железо – нет, только нагревалось.
Итак, железные предметы более прочные, не горят, не ломаются.
А потом мы начали искать в группе предметы из железа при помощи магнита. Еще в средней группе мы узнали, что железные предметы притягиваются к магниту. Предметов из железа в группе оказалось очень много: ножки столов и стульев, ложки, вилки, кастрюли. А на улице - качели, тренажеры. Эти предметы не могут быть из дерева, чтоб быстро не ломались, не горели, чтоб многие могли ими пользоваться долго, много лет.
Да, железные предметы очень прочны, но почему же зимой к ним прилипает язык?
А язык у человека всегда теплый и даже зимой на улице. И воспитатель предложила мне вспомнить, что происходит с железом при его нагревании над свечкой.
Мы решили этот опыт усложнить.
4. Опыт. Взяли железную сковородку и поставили на горячую плитку. Через несколько секунд сковородка стала теплой, а потом даже ее длинная ручка нагрелась. Почему, ведь она не касалась плитки? Получается, что железная сковородка передает тепло от дна к ручке.
Воспитатель предложила мне еще сравнить нагревание железа и дерева. Но уже в горячей воде, чтоб не сжечь дерево.
5. Опыт. Мы опять взяли две ложки: деревянную и железную и поставили их в стакан с кипятком. Железная ложка быстро нагрелась, а деревянная – нет.
Эти два опыта показали, что действительно железные предметы очень быстро нагреваются. Так мы выяснили, что железо легко, быстро проводит тепло, воспитатель сказала, что это свойство так и называется - теплопроводность. Теплопроводность – это свойство тел передавать тепло, это перенос тепла от нагретых частей предмета к холодным.
6. Опыт. Мы вынесли эти две ложки на улицу, и на морозе железная ложка стала очень холодной, а деревянная – осталась какой была.
Итак, железные предметы на улице зимой быстро охлаждаются. А когда к ним прикасается теплый язык, сразу начинается передача тепла от языка к качелям, железо начинает очень быстро забирать тепло, и язык остывает. А дальше слюна замерзает, и язык прилипает к железу.
Итак, наш язык прилипает к железным качелям по нашей вине, надо знать свойства железных предметов (теплопроводность). Зимой нельзя ходить без варежек, тем более прикасаться к железным предметам голыми руками, языком, надо слушаться взрослых.
Список использованной литературы.
1. А. Никонов «Физика на пальцах». Серия: Библиотека вундеркинда. Издательство: АСТ, 2016 г. 2. Большая книга экспериментов для школьников/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э. И. Мотылевой. – М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. – 260 с.
3. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 7 – Москва, 1994.
4. Я познаю мир : Детская энциклопедия: Физика / Сост. А. А. Леонович; Под общ. ред. О. Г. Хинн. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 480 с.
Интернет ресурсы.
https://www.m24.ru/articles/nauka/12032015/68357?utm_source=CopyBuf
https://fireman.club/inseklodepia/teploprovodnost/