Оксана Батракова-Янц
Познавательно-исследовательский проект «Можно ли есть снег и сосульки»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект
«Можно ли есть снег и сосульки»
Актуальность проблемы:
Во время прогулок с детьми, я обратила внимание, что некоторые дети едят снег, лижут сосульки и сделала им замечание, что снег и сосульки есть нельзя. Детям стало интересно: «Почему нельзя? Ведь снег –белый, чистый, а сосульки такие прозрачные». И мы решили исследовать снег и лед.
Цель: исследование свойств снега и льда
Задачи:
Темочки:
- Зима. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Снег и лед
- Снег и лед. Проекты
- Сосульки
- Сосульки. Опыты и эксперименты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Развивать познавательную деятельность детей: умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.
собрать информацию о свойствах снега и состояниях воды
продемонстрировать чистоту и качество снега и льда
собрать информацию о снеге и льде через художественное слово
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Срок выполнения: краткосрочный (с 12.01 по 26.01.2015г.)
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатель, родители
План работы над проектом:
Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций по теме «снег и лед»
Сделать с детьми альбомы «зимняя сказка», «снег и лед»
Наблюдение за снегом, игры со снегом
Наблюдение за льдом
Демонстрация состояния воды
Провести ряд опытов со снегом и льдом
Дидактические игры «собери снежинку, снеговика, сосульку» (пазлы, из снежков, из камней, «учимся сравнивать», «найди пару»
Подвижные игры: «лошадки бегут по снегу», «мы веселые снежинки», «снежинки и ветер», «снегопад» со снежками, «снежинка волшебная, замри!»
Конструирование: «ледяная избушка для лисы и лубяная избушка для зайчика», обыгрывание
Рисунки детей на тему «узоры на стекле», «красивая снежинка», «снеговик», «рыбы подо льдом»
Аппликация «зимняя береза», «зимнее облачко»
Работа с родителями: разучивание стихов, загадок про снег, эксперименты со снегом и льдом в домашних условиях, помощь в поиске художественной литературы, сооружение ледяной горки и фигур на участке, помощь в организации выставки «мы любим зиму»- фотографии, рисунки, изготовить снежки для дидактической игры.
Беседа с детьми по проведенным экспериментам (о льдинках, о снеге, о сосульках). Отметить, что подобные превращения бывают только зимой.
Итоговое занятие «У нас в гостях смешной снеговик»
Практический этап:
1. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций по теме.
З. Трофимова «Снег - что это такое?»
Е. Трутнева «Первый снег»
С. Иванов «Каким бывает снег»
С. Есенин «Поет зима, аукает…»
И. Суриков «Зима», «Белый снег»
Н. Павлова «Где зимуют почки?», «Под снегом на лугу»
В. Бианки «Лес зимой»
Александрова "Снежок»
С. Есенин «Белая береза»
А. Бродский "Мороз"
М. Познанская «Снег идет»
А. Лукьянова «Почему снег белый»,
Л. Воронкова «Снег идет»,
Сказки: «Снегурушка и лиса», Морозко», «Лиса и заяц»
Рассматривание зимних иллюстраций со снегом и льдом
Загадывание загадок про снег и лед.
2. Наблюдение за снегом, игры со снегом
В результате наблюдений вместе с детьми выясняем, что снег бывает белый - чистый; серый, бурый- очень грязный, попадая на тёплую ладонь, тает, превращаясь в воду. Снег бывает липкий (из него можно лепить снежки) или рассыпчатый.
-Рисуем на снегу палочкой, краской,раскрашиваем снежные фигуры.
Наблюдение за таянием снега в тепле (принести снежный колобок в помещении). Обратить внимание детей, как постепенно снег превращается в воду.
-Лепка снежных фигур.
-Игра в снежки.
- игра «следы на снегу»
-совместно с родителями сделать на участке ледяную горку, снежные фигуры.
3. Наблюдения за льдом
В результате наблюдений выясняем, что лёд – твёрдый, холодный, прозрачный, хрупкий, попадая на тёплую ладонь, как и снег тает, превращается в воду.
-Эксперимент «Цветные льдинки». (Налить воду разного цвета в стаканчики, вынести на мороз; затем проследить, что получилось).
Наблюдение за сосульками. (Сосульки образуются от таяния снега на солнце и сильного мороза). Сосульки похожи на длинные палочки, прозрачные, на солнце сосульки тают, плачут. С них капают капельки воды.
4. Демонстрация состояния воды
Рассказываю детям, что вода бывает в трёх состояниях: жидкое, твёрдое и парообразное
а. Жидкое. Показываю детям стакан с водой
б. Вместе с детьми разливаем воду в формочки и замораживаем. Определяем, что вода превратилась в прозрачный, холодный лёд- твёрдое состояние.
в. Парообразное. Наливаем воду в чайник, кипятим её и наблюдаем, что из носика чайника выходит пар.
4. Опыты со снегом и льдом:
Опыт №1 «свойства снега»
• Мы взяли снег и стали его рассматривать:
В холодную погоду снег легко сдувается с ладошки, значит, снег рыхлый и холодный, а в теплую погоду снег легко лепится.
• Снег в тепле тает
• Снег тает в воде
Опыт №2 «Исследование чистоты снега»
Ставлю три прозрачных стакана:
1-ый с чистой питьевой водой
2-ой со снегом
3-ий со льдом
Через 2 часа дети рассматривают воду, затем процеживаем её через фильтры с ватой. В результате вата, через которую фильтровали талый снег и лёд, оказалась грязной, а через которую пропускали питьевую воду, оказалась чистой.
Итоги проекта:
-У детей сформирован интерес к исследовательской работе, самостоятельность при проведении опытов
-в результате проведения исследования дети сделали вывод, что снег и лёд- грязные и непригодны для еды, но талым снегом можно поливать растения, а так же его пьют животные и птицы. Снегом можно играть и на нём можно рисовать.
-изготовлен альбом «снег и лед», «зимняя сказка», журнал опытов со снегом и льдом.
-изготовлена дидактическая игра-пазл «собери фигуру» (снежинка, снеговик, снежки для игр.
-фотовыставка «мы любим зиму»
- Активизированы знания родителей об особенностях организации детского экспериментирования в домашних условиях.
-сооружение на участке горки, снежных фигур.
-итоговое занятие «У нас в гостях смешной снеговик.