Марина Суханова
Познавательно-исследовательский проект «Деревья родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта :познавательно - исследовательский
Тема проекта :«Деревья родного края» (Курганской области)
Проблема:
1. Недостаток знаний о растениях, как живых существах.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Деревья родного края“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание. Большой интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети воспринимают деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.
2. Низкий уровень наблюдательности.
Дерево прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так как деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере рассматриваются взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.
3. Несформированность эмоционально – чувственного положительного опыта взаимодействия с природой.
Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.
4. Отрицательный пример взрослых.
Не секрет, что у некоторых родителей низкий уровень экологической культуры. Родители должны стать нашими союзниками в воспитании осознанно – бережного отношения к природе у детей. Личный пример родителей поможет предотвратить развитие у детей ненависти, агрессивности по отношению ко всему живому.
Мы должны показать ребенку, что экологическое состояние нашей планеты зависит только от человека.
Актуальность:Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться.
Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. В реальных жизненных ситуациях дети поступают не так, как утверждают, а часто действуют по привычке, не задумываясь о последствиях своих поступков.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними.
Осознанно – правильное отношение к растительному миру будет осуществлено лишь в том случае, если деятельность педагогов, поведение родителей будут взаимосвязаны и искренне устремлены на сохранение красоты окружающего мира и защиты его от разрушения. Мы должны внушить каждому ребенку простую и убедительную мысль: «Люди – это часть природы. Мы должны любить наши деревья и реки, цветы и леса, как мы любим саму жизнь». Растительный мир нашего сибирского края – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка, это великая воспитательница. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего ее познания.
Цель:
Разнообразить представления детей о растительном мире родного края. (Курганской области)
Задачи:
1. Систематизировать и конкретизировать представления детей о растительном мире родного края, его многообразии.
2. Обобщать знания о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.
3. Совершенствовать эмоциональную отзывчивость к природе, красоте деревьев, общение с ними на равных
4. Воспитывать чувство любви к природе родного края, желание беречь и охранять ее.
Средняя группа:
1. Учить различать по листьям, коре три – четыре дерева, называть их.
2. Дать представления о выращивании растений из семян.
3. Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к растениям (не ломать кусты, не рвать цветы и т. д.).
4. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе, любовь и заботливое отношение к деревьям.
Ресурсы:
Материально – технические:компьютер, проектор, экран, видеофильмы о природе, плакаты, иллюстрации, картины известных художников, дидактические игры, материалы для ООД.
Информационные: Художественная и специальная литература по теме проекта, плакаты, энциклопедии.
Участники проекта :педагоги, дети средней группы, родители.
Поэтапный план реализации проекта
Первый этап – организационный
Задачи:Проанализировать знания детей и родителей по теме проекта. Сформулировать проблему, определить цель. Выработать план деятельности по достижению цели. Развивать потребность у детей и родителей к совместному получению знаний.
Подготовка материалов:
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
• Подбор художественной литературы, устного народного творчества, фольклора;
• Подбор энциклопедий «Растительный мир», иллюстраций и картин известных художников;
• Подбор диафильмов о природе, о жизни растений в разное время года;
• Оформление картотеки исследований и экспериментов;
• Подготовка оборудования для опытов с корой, ветками, листьями.
• Оформление картотеки дидактических игр по ознакомлению дошкольников с деревьями.
Разработать цикл наблюдений за деревьями на прогулке.
Подготовить информацию для родителей по темам: «Человек и природа», ««Роль семьи в экологическом воспитании ребенка».
Второй этап – продуктивный
Задачи:
1. Вовлечь детей в процесс активного получения знаний о растительном мире Курганской области.
2. Развить познавательную активность, любознательность в процессе активной экспериментально – исследовательской деятельности.
Продуктивный этап работы в средней группе
Виды деятельности Совместная деятельность педагога и детей Работа с родителями
Игровая Дидактические игры: «Найди листок, какой покажу», «Найди в букете такой же листок», «Такой листок, лети ко мне», «Найди листок», «Найди, о чем расскажу», «Найди свой дом», «Найди пару», «Найди листок как на дереве», «Все по домам!», «Найди дерево по описанию», «Загадайте, я отгадаю» и др. Подбор иллюстраций, открыток, фотографий о растительном мире Курганской области.
Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления информации о деревьях родного края.
Подбор пословиц, поговорок о деревьях.
Консультация: «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка»
Консультация: «Чем занять ребенка на прогулке»
Помощь родителей в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов и экспериментов
Двигательная Подвижные игры:«Такой листок, лети ко мне», «Беги туда, куда скажу», «Ветер и листочки», «Мы листики осенние», «Дерево – куст», «Беги в дом, какой назову»,
«Кто быстрее найдет березу, ель, дуб»
Познавательно - исследовательская Исследования и эксперименты:
Знакомимся с деревьями : «Для чего деревьям корни, ствол, кора, листья?»; «Какой высоты (ширины) дерево?»; «Есть ли у дерева детки?»; и др.
Изучаем листья «Сколько на дереве листьев?»; «Исследуй листья»; и др.
Изучаем кору и ствол:
«Чем покрыт ствол?»; «Что такое кора, для чего она служит, какая она?»; и др.
Изучаем корни:
«Что держит дерево в земле?», «Какие корни по длине?» и др.
Изучаем плоды и семена:
«Какие они, кто их разносит?»; «Для чего они нужны?».
Занятия: «Деревья и кустарники на нашем участке»
Наблюдения:
«Рассматривание осенних деревьев»; «Наблюдение за листопадом»; «Наблюдение за деревьями осенью» и др.
Трудовая Труд на участке детского сада (выполнение несложных поручений по уборке сухих листьев, Заготовка листьев и растений для аппликации и гербария. Вывешивание кормушек и подкормка птиц.
Коммуникативная Рассматривание иллюстраций о деревьях в разное время года. Рассматривание картин: И. Левитан «Золотая осень»; «Зимой в лесу». И. Грабарь «Февральская лазурь». А. Виноградов «Весна идет» и др.
Чтение (восприятие художественной литературы) К. Чуковский «Были бы у елочки ножки», С. Михалков «Люблю березу русскую»,
С. Есенин «Белая берёза». Чтение энциклопедий «Что? Зачем? Почему?», «Мир леса», познавательной литературы по теме проекта.
Продуктивная Рисование:
«Лес» (в разное время года); «Мое любимое дерево»;
Лепка:
«Волшебный лес полон чудес»
Аппликация:
«Осенняя березка»
Музыкальная Хоровод «Во поле береза стояла». Прослушивание в аудиозаписи: шум леса, пение птиц: и др.
Конечный продукт проекта :
• Дети познакомились с конкретными видами деревьев, знают их названия, характерные признаки.
• Расширились знания о деревьях, как живых существах. Дети знают, что для жизни и роста деревьев нужны определенные условия: тепло, влага, свет, питательная почва, воздух.
• Развился познавательный интерес к растениям участка
Продолжительность проекта : сентябрь- октябрь
Список литературы:
1. Аникина В. М. «Русские пословицы и поговорки» - М. : Художественная литература, 1988.
2. Горщенко Е. «Природа и люди» - М. : Просвещение, 1976.
3. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» : Пособие для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1981. – 80с., ил.
4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» : Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
5. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
6. Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112с.
7. Петров В. В. «Растительный мир нашей родины». – М. : Просвещение, 1991.
8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» : Методическое пособие. – СПБ. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
9. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 96с.