Мария Бетина
Познавательно-исследовательский проект «Чудо-дерево — береза»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к окружающему. Природа оказывает огромное влияние на формирование, ее умственного, нравственного, трудового и физического развития, способствует улучшению логического мышления и речи. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Чудо-дерево — береза“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Так как, наш детский сад работает в направлении всестороннего развития ребенка, было принято решение о введение эколога -исследовательских проектов начиная с 1 младшей группы, важным аспектом которых явилось бы сопряжение с национальной культурой воспитанников (русские –телеуты).
Нам необходимо было найти простую, но важную связь между двумя народами, то, что было похоже, и что соединяло культуры и было для них родным и святым. Изучив множество материалом, было решено, что одним из ярких примеров родства в поликультурном селе подошла бы береза Поэтому в своей работе с детьми мы остановились на выборе мини-проекта о березе – символе наших народов с целью углубления естественнонаучных знаний детей о ней.
В основе нашей работы с детьми по данной теме лежит развитие познавательных навыков детей, развитие критического мышления.
Проблема: Получить представление о веточках березы и о самой берёзе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т. д.) Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.
Мотивация – После проведения открытого занятия остались веточки березы, которые были поставлены в воду. Дети обратили на это внимание и вместе с воспитателем стали наблюдать, что произойдет с этими веточками.
Цель проекта :
Формирование начальных форм экологической культуры младших дошкольников на примере ознакомления с березой.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
2. Познакомить детей с веточками березы, в дальнейшем с самой березой. С их особенностями и отличиями от других деревьев.
3. Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
4. Способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой
5. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
6. Воспитывать интерес детей к объектам природы.
Тип проекта – познавательно – исследовательский.
Участники проекта – воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации – 3 месяца
Ожидаемый результат:
Предполагается получить результаты в области эколого – патриотического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, представления березы в поликультурном пространстве (русские – телеуты).
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
Этап Содержание работы Срок Ответственный
1–организационно подготовительный Подборка программно – методического обеспечения для реализации проекта :
• стихи;
• загадки;
• пословицы и поговорки;
• картины с изображением березы;
• создание уголка экспериментальной деятельности для:
-проведения наблюдений за развитием почек;
- прорастанием корешков у веточки березы.
Знакомство с веточками березы. Март Воспитатель Дети
2 – практический Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта :
• составление вопросника для детей на тему «Что мы знаем о березе?»;
Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы:
• консультация для родителей по теме «Что такое Экологический проект?»;
• анкетирование родителей по теме проекта.
Реализация проекта через взаимодействие с родителями; активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проективно – игровую деятельность ребенка:
• проведение цикла экологических занятий для детей «знакомство с деревом береза»;
• экскурсии по участку для прогулок к березе;
• заучивание стихотворений о березе;
• занятия по рисованию «Белая береза»;
• наблюдение в экспериментальном уголке за развитием почек и прорастанием корешков у веточки березы. март-май Воспитатель
Дети
Родители
3 - заключительный Анализ достижения целей и полученных результатов:
проведение анкетирования родителей на тему «Чему мы научились, участвуя в проекте «Веточки березы». Заключительная беседа с детьми: «Что мы узнали о березе?»
Мульти – презентация по итогам проекта.
Выставка рисунков, фотографий.
май Воспитатель
Родители
Дети
Литература:
1. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 107 с.
2. Николаева, С. Н. Юный эколог: система работы в младшей группе детского сада: для работы с детьми 2-4 лет / С. Н. Николаева. - Москва : Мозаика-Синтез, 2010. - 76 с.
3. В. В. Гербова, А. И. Максакова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». – М. : Просвещение, 1986 - 128 с.
4. Н. Е. Веракс, Т. С. Комарова, М. А. Васильева ФГТ ДОУ «Комплексные занятия в первой младшей группе». – Волгоград. : Учитель, 2011г.