Юлия Жирнова
Познавательно-исследовательский проект «Мини-экспедиции как одно из средств экологического воспитания старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мини-экспедиции, как одно из средств экологического
воспитания старших дошкольников»
1. Характеристика проекта.
• По доминирующей деятельности : познавательный, исследовательский.
• По количеству участников: групповой.
• Характер контактов: среди детей одной группы
• По продолжительности: долгосрочный.
• Заявитель: дети старшего дошкольного возраста
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Мини-экспедиции как одно из средств экологического воспитания старших дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Авторы проекта : педагоги МБДОУ «Детский сад №1» Михайлова Татьяна Александровна, Валенкова Елена Григорьевна, Жирнова Юлия Сергеевна, Самойлова Анастасия Александровна.
2. Условия возникновения, становления проекта
Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Действуя практически с объектом исследования, ребенок обнаруживает все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, связи и отношения. Поэтому в рамках работы экологического воспитания детей в нашем детском саду мной был разработан цикл мини-экспедиций в природу. Мини-экспедиции в природу дают возможность детям в естественной обстановке получать знания, информацию о природных объектах и явлениях. Во время экспедиций дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые протекают в природе и продолжают постигать не только причинно-следственные связи, но и влияние человека на окружающую природу.
3. Актуальность проекта
В настоящее время тема экологического воспитания детей весьма актуальна, и, несмотря на все нововведения и тенденции в процессе модернизации образования, остаётся первостепенной в познавательном развитии дошкольников.
Во-первых, экологическое воспитание детей — это новое развивающее направление дошкольной педагогики, складывающееся в последнее время и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой.
Во – вторых, экологическое воспитание детей - это целенаправленный педагогический процесс, поэтому идея воспитания детей в духе бережного отношения к природе стала весьма актуальна в последнее время.
В–третьих, одной из актуальных проблем экологического образования дошкольников остается проблема систематизации содержания экологического воспитания.
В–четвертых, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
В–пятых, именно в период дошкольного возраста закладываются основы взаимодействия с природой. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы.
Конечно же, проведение мини-экспедиций как одной из форм экологического образования ребенка наиболее всесторонне влияет на его развитие, мотивирует детей к познавательной активности, стимулирует проявление инициативы и самостоятельности. Формирует осознанное отношение к природе. Что полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.
4. Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей организации мини экспедиций и ее отличие от экскурсий является научное обоснование выявленной детьми проблемы. Кроме этого познавательная поисковая деятельность детей направлена на формирование у детей инициативы, самостоятельности и проявление индивидуальных способностей.
5. Теоретическое обоснование проекта.
Мини-экспедиция — это путешествие со специально определённой научной целью. Конечно же, мини экспедиции, проводимые в нашем детском саду, так же имеют научную цель и разработаны с естественно научной точки зрения, которая доступна детям старшего дошкольного возраста.
Целью проведения мини-экспедиций является - повышение уровня развития познавательной активности, любознательности, самостоятельности воспитанников, основ экологической грамотности средствами поисково – познавательной деятельности. Они имеют не только образовательные задачи, но и оздоровительные, и воспитательные. Каждая из экспедиций является итогом изучения научной темы экологического проекта.
Мини экспедиции решают следующие задачи экологического воспитания детей :
— Поддерживают интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
— Развивают у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
— Развивают мышление, речь — суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности : в выдвижении предположений (гипотез, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
— Продолжают воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Работа с детьми осуществляется по следующим принципам:
o постепенное усложнение материала;
o использование непосредственного природного окружения;
o сенсорное обследование объектов и явлений природы (снег, лед, иней, стволы деревьев, листья);
o художественная деятельность на основе впечатлений о природе.
Подача материала идет во время подготовки к мини-экспедиции, во время самой мини-экспедиции и организованная деятельность после мини-экспедиции с помощью приемов, вызывающих у детей положительные эмоции. Поэтому в содержании мини-экспедиции основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы.
Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними (наблюдения, посильный труд, игры, освоение правил охраны природы. Все это способствует развитию основополагающих моральных ценностей — доброты, отзывчивости, сердечности, сопереживания, бережного и заботливого отношения к объектам природы, уважение к труду человека. Проводя мини-экспедиции, воспитатель организует коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи, проводятся опыты решаются посильные научные проблемы. Взрослый помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи между ними.
Мини-экспедиции планируются с определенным содержанием, усвоение которого обязательно для всех детей. Если на прогулке ознакомление дошкольников с природой является лишь частью многопланового содержания, то в мини-экспедиции — это основная задача. Поэтому содержание мини-экспедиции гораздо больше, чем содержание прогулки. На каждой мини-экспедиции дети, должны получать более или менее систематизированные знания о явлении или объекте природы.
Во время экспедиций дети постигают мир природы во всем его богатстве и многообразии, видят и учатся осознавать те естественные процессы, которые протекают в природе и продолжают постигать не только причинно-следственные связи, но и влияние человека на окружающую природу.
6. Реализация проекта
Прежде чем начать разрабатывать маршруты мини-экспедиций необходимо проанализировать имеющиеся знания у воспитанников, а так же окружающую среду, непосредственно расположенную рядом с детским садом. Не следует проводить экспедиции в отдаленные районы микрорайона детского сада. Так как это приводит к утомляемости воспитанников и соответственно снижается познавательный интерес, ухудшается восприимчивость. На основе уровня приобретенных ранее знаний детей и с учетом окружающего микрорайона детского сада, можно начинать разрабатывать маршруты мини-экспедиций.
Мини экспедиции мы проводим один раз в месяц. Всего разработано и проведено 12 экспедиций. (Приложение №1 «Маршрутные листы»)
№ Название мини-экспедиции Дата проведения
1 «С лукошком в огород» Сентябрь
2 «В хороводе деревьев» Октябрь
3 «Ходят капельки по кругу» Ноябрь
4 «Какие птицы прилетают на кормушки» Декабрь
5 «Где сугробы глубже?» Январь
6 «Приключение сосульки» Февраль
7 «В звонких птичьих голосах
К нам идет весна-красна» Март
8 «Где трава зеленей?» Апрель
9 «Какие деревья раньше просыпаются?» Май
10 «Аптека под ногами» Июнь
11 «В гости к «дедушке Тополю» Июль
12 «Цветочная радуга» Август
Для каждой экспедиции разрабатывается маршрутный лист и схема движения по маршруту мини экспедиции, подбирается, материл для проведения исследований. (Приложение №1 «Маршруты экспедиций»)