Cветлана Ворончихина
Познавательно-исследовательская деятельность «Космос» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в средней группе «Ах, этот удивительный космос!»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности
Задачи:
-создать условия для формирования у детей элементарных понятий о законах космоса, представлений о строении солнечной системы, звёздах и планетах;
- создать условия для побуждения детей к речевой активности;
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Космос“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Космос. Все о космосе для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
-создать условия для развития мыслительных процессов, для выражения детьми своего мнения посредствам побуждения к речевой активности;
- обеспечить детям эмоциональный комфорт, в процессе познавательно-исследовательской деятельности
- формировать умение делать выводы по результатам опытов.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе; рисование «Космическое путешествие», звездное небо, чтение стихотворений и рассказов о космосе.
Словарная работа: солнечная система, вселенная, атмосфера, метеорит
Оборудование: Иллюстрации солнечной системы, Солнца Луны, звёздного неба, иллюстрация Земли из космоса, метеоритного дождя и метеоритов, карточки с картинками Земли и Луны у каждого ребенка, большой мяч и маленький шарик, кольцо спортивное, верёвка, дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик, стакан, вода, молоко, ложка, пипетка, фонарик.
Ход образовательной деятельности:
Мотивационно-целевой этап
- Доброе утро, я вам говорю!
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкал, огромный диск Солнце, разгоняя тьму, сияла Луна, которая периодический меняла свою форму.
Почему это происходит, наши предки не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячелетие и на многие вопросы люди нашли ответы.
— Ребята, а давайте и мы с вами сегодня попробуем найти ответы на некоторые вопросы, которые волновали наших предков.
Основной этап
Я вам предлагаю прямо сейчас стать учеными – экспериментаторами, чтобы разгадывать загадки космоса, и приглашаю вас в «космическую лабораторию».
А чтобы мы ничего не забывали, некоторые опыты мы будем отображать в своих учёных карточках.
- Космос называют еще и другим словом - Вселенная. Вселенная - это весь мир. Всё, что окружает нашу планету со всех сторон.
Солнце это громадный шар из раскалённых газов. Размеры нашего светила просто огромны. Чтобы попытаться представить размеры Солнца проведём опыт.
Опыт № 1 «Солнце и Земля»
Если бы Солнце уменьшилось до размеров мяча, то наша Земля стала бы размером с этот шарик. Что больше?
- Чтобы запомнить, отметьте на своих карточках, что Солнце больше Земли.
Разгадайте загадку: Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам. (Луна)
Луна – это спутник земли. Она вращается вокруг земли. Почему луна не улетает в космос и не падает на Землю, предлагаю провести опыт.
Опыт № 2 «Почему Луна не падает на Землю?»
Один конец верёвки привязать к кольцу, а другой зажать в руке. Кольцо - это луна, а ребёнок – земля. Попросить ребёнка раскрутить кольцо за верёвку. Кольцу не даёт улететь верёвка. Верёвка - это сила земного притяжения. Как только луна перестанет вращаться, так сразу сила земного притяжения её приземлит, притянет к земле.
- Чтобы запомнить этот закон, приклейте луну на своих карточках.
В безоблачный ясный вечер всё небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звёзды - это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце. Звёзды не светят так ярко, как солнце, но они светятся. Звезды светятся всегда, но днём мы их не видим. Почему?
Опыт № 3 «Дневные звёзды»
В освещенной комнате пробить дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложить картонку в конверт. Взять в одну руку конверт, а в другую фонарик. Посветить на обращённую к нам сторону конверта – дырки не видны. Посветить с другой стороны конверта – дырки хорошо заметны. Свет проходит через дырки в любом случае, но видим мы их, только если дырка выделяется на темном фоне.
- Мы живём на планете Земля. Земля – это огромный твёрдый шар, на котором есть суша и вода. Землю окружает атмосфера. Она защищает планету от палящих лучей солнца и падающих с неба метеоритов. Они сгорают в атмосфере. А что же случается с поверхностью планеты, когда падают метеориты?
Давным-давно учёные заметили, что на небе есть объекты которые передвигаются, блуждают. Они назвали эти объекты планетами. Планеты ближе к нам, чем другие звёзды. И они также как и наша Земля вращаются вокруг солнца. Все планеты, а их 9, которые вращаются вокруг Солнца, образуют солнечную систему.
Физминутка.
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз — Меркурий, (Описать круг руками)
Два — Венера, (Хлопок)
Три — Земля, (Присесть)
Четыре — Марс. (Хлопок)
Пять — Юпитер, (Наклон вправо-влево)
Шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
За ним — Нептун. (Прыжок)
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон. (Развести руки в стороны)
- Земля это единственная известная нам обитаемая планета. На земле есть вода и воздух. А еще нашу Землю называют Голубой Планетой. Как вы думаете, почему?
Ответить на этот вопрос нам поможет следующий опыт.
Опыт № 4 «Голубое небо»
Наполним стакан водой, добавим в стакан каплю молока и размешаем. Затемним комнату и установим фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Мы увидим, что луч света проходит только через чистую воду, а вода разбавленная молоком имеет голубовато-серый оттенок.
Рефлексивно- оценочный этап
Сколько загадок космоса мы сегодня попытались с вами разгадать! А как много космических загадок ещё осталось не разгаданными!
- Ребята, давайте вспомним, какие же загадки космоса мы сегодня попытались разгадать? Посмотрим на наши карточки.
- Какой закон вас удивил?
- Какой закон оказался для вас самым интересным?
- Что нового о космосе вам помогли узнать наши эксперименты?