Диля
Познавательно исследовательская деятельность в подготовительной группе «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно- исследовательская деятельность в подготовительной группе ДОО на тему : «Воздух и его свойства. Эксперименты с воздухом».
Цель: Формирование представлений о воздухе и его свойствах.
Задачи:
Публикация «Познавательно исследовательская деятельность в подготовительной группе „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Образовательная: учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы, способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
Развивающая: развивать познавательную активность, логическое мышление, наблюдательность, инициативу, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования. Развивать монологическую и диалогическую речь, умение высказывать свою гипотезу, точку зрения.
Воспитательная: воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в команде, уважение друг к другу и умение выслушивать друг друга.
Тип занятия: Усвоение новых знаний и умений, построение навыков на основе полученной ранее информации, посредством опытов, закрепление имеющихся знаний.
Форма занятия: нетрадиционное- эксперимент
Продолжительность: 30 минут
Участники: воспитатель, дети
Оборудование и материалы: на каждого ребёнка – фартук и шапочка, 2 емкости с водой Горячей и холодной) и шарики по количеству детей, стеклянная бутыль с шариком, стакан, бумажный кораблик, планшет, видеоролик, по 2 кружка (красный и зеленый) по количеству детей, бумажные листы А4 для оригами «самолет».
Методы работы с детьми: наглядные, словесные, практические.
Приемы: эксперименты, опыты, дидактическая игра «Кому нужен воздух?», просмотри видео, вопросы, пояснения, выводы, загадка, дыхательная гимнастика, нейрогимнастика, физкультминутка.
Ход занятия:
Организационный этап.
Воспитатель: Ребята, вы хотите почувствовать себя самыми настоящими учеными? (Ответ детей) Тогда предлагаю вам отправиться в экспериментальную лабораторию. А кто мне скажет, что такое лаборатория?
Дети: Место, где исследуют что-нибудь, ставят опыты, наблюдают.
Воспитатель: Правильно – это помещение, где проводят опыты и эксперименты. Но давайте сначала поприветствуем друг друга.
(Становятся в круг и берутся за руки)
Встанем рядышком по кругу
Скажем здравствуйте друг другу
Нам здороваться не лень
Всем «Привет» и «добрый день»
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
(Под музыку все надевают фартуки, шапочки, подходят к столу). А знаете ли вы правила поведения в лаборатории?
Дети говорят правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.
Отгадайте пожалуйста загадку:
Долгожданная пора
Детвора кричит: «Ура!»
Что ж за радость это?
Наступило (Лето)
Итак, с чем мы будем сегодня знакомиться, узнаете, отгадав еще одну загадку.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это? Дети: воздух.
Основной этап.
Мы сегодня узнаем много интересного о воздухе и о его свойствах. Посмотрите, а что это у меня в руках? (Шарик)А что внутри шарика? (Воздух) А можем ли мы его увидеть? Для нашего первого эксперимента нам необходимо сделать несколько упражнений, чтобы подготовить наш мозг к работе.
Упражнение «Зайчик, коза, вилка».
Упражнение «Ухо- нос»
Упражнение «Зеркальное рисование»
Воздух всегда вокруг нас, мы им дышим, но не только мы, а все живые существа. Воздух нужен всем чтобы дышать. Как долго мы сможем обойтись без воздуха? Давайте проведем небольшой эксперимент «Задержка дыхания». Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. 1,2,3,4,5,6,7. Выдыхаем. Трудно вам было без воздуха? Конечно, сразу хочется вдохнуть побольше воздуха.
Дыхательная гимнастика.
Упр. «Трубач» (дети держат воображаемую трубу в левой руке, пальцами правой руки перебирают пальцы левой руки- клавиши. После глубокого вдоха, на выдохе произносят «ту-ту-ту» на разной высоте в течении всего выдоха).
Упр. «Каша» (Глубокий вдох. На выдохе произносят «пых- пых- пых» как можно большее количество раз.
Упр. «Аист» (Глубокий вдох с одновременным поднятием правой ноги сгибая ее в колене и разведением в стороны рук. На выдохе произносят «шшшш» и опускают вниз руки и ногу.)
Воздух вокруг нас, мы его не видим, но мы можем его почувствовать. Дуньте на ладошку (действия детей, помашите ладошкой (действия детей) Еще мы можем увидеть воздух зимой, когда выдыхаем на морозе, мы видим пар. А когда тепло мы его не видим. Но мы можем увидеть воздух, когда надуваем шарик.
Эксперимент «Шарик».
(Дети надувают шар. Констатируют, что он с каждым выдохом увеличивается в размерах. Делают вывод, что воздух увеличивается в объеме) Крепче зажмем наш шарик, он нам пригодится для следующего эксперимента.
А пока посмотрите небольшое видео (демонстрация видеоролика о работе водолаза и космонавта в безвоздушном пространстве) Как вы думаете где мы можем увидеть воздух, в космосе или под водой? (ответы детей) Пришел черед для следующего эксперимента.
Эксперимент «Шар под водой».
(дети опускают шарик в емкость с водой и выпускают медленно из него воздух. Констатируют,что воздух виден в воде) А теперь давайте попробуем перечислить свойства воздуха. Воздух какой? ( Дети перечисляют: лёгкий, прозрачный, невидимый, теплый, холодный, обжигающий и т. д.) А сейчас мы познакомимся с еще одним свойством воздуха.
Эксперимент «Волшебный шарик».
(Воспитатель ставит 2 ёмкости с водой (в одной – горячая, в другой- холодная). Сначала ставит стеклянную бутыль с надетым на нее шариком в холодную воду- ничего не происходит, затем переставляет в емкость с горячей водой- шарик начинает надуваться.) ребята, что произошло с шариком и почему? (ответы детей) Правильно, мы с вами выяснили что воздух в холоде- сжимается, а в тепле- расширяется.
Физминутка «Воздух».
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос.)
Через стороны опускают руки и тихо
Произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)
Эксперимент «Кораблик в стакане».
Как лучше опустить стакан в воду? (подводит детей к ответу, что надо опустить стакан вверх дном) Если в стакане ничего нет, то в него проникнет вода, посмотрим, войдет ли туда вода сейчас. (дети пробуют опустить стакан).Что же мы видим? Что- то мешает воде наполнить стакан- это воздух. Попробуйте почувствовать сопротивление воды при опускании перевернутого стакана. Чтобы лучше это увидеть, давайте пустим кораблик и накроем его стаканом, кораблик не потонул, а продолжает плавать на поверхности воды, уровень которой изменился при погружении перевернутого стакана.
Дидактическая игра «Кому нужен воздух?».
- Я называю слова, если ответ положительный, вы поднимаете зеленый кружок, если отрицательный – красный. (Человек, собака, камень, берёза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, сорока.)
- Кому нужен воздух? (Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам - т. е. объектам живой природы).
Заключительный этап.
Итоги занятия.
Воздух везде вокруг нас, он невидим и может принимать любую форму, переносит запахи, помогает людям- надувает паруса на море, ведь ветер- это поток воздуха. Он дует и корабль движется. Ветер дует так же на мельницы, приводя тем самым в движение огромные жернова, которые перемалывают зерно в муку. А с помощью ветряных мельниц получается электричество. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны - поднимите зеленый кружок, если не согласны - красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух тяжелее воды. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух имеет свою форму. Нет.
А теперь я предлагаю сделать бумажные самолётики и пустить их на прогулке (Дети под ненавязчивую музыку мастерят бумажные самолетики)