Беженарь-Ротарь Людмила Степановна
Познавательно-исследовательская деятельность «Удивительный мир воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект «Удивительная вода». Старший дошкольный возраст.
Беженарь- Ротарь Людмила Степановна
Санкт- Петербург
2022 год
Актуальность реализации проекта:
Вода… Как ценна она для всего живого на Земле. Как важно её беречь. Дети не понимают её важности и ценности. Они привыкли к тому, что вода окружает нас везде. Не имеет ни цвета, ни запаха, она всегда рядом. Как объяснить ребёнку, что вода - это основа жизни на Земле, что она обладает различными свойствами.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Удивительный мир воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
Ведущим познавательным процессом у детей дошкольного возраста является восприятие – «непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира». Важно, чтобы пробелов в представлениях детей о свойствах предметов и явлениях окружающей действительности у детей не было.
Вспомним слова Конфуция: «Скажи мне – я забуду, покажи мне-и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».
Данный проект основан именно на приобретении детьми опыта по знакомству со свойствами простого и понятного для них вещества - воды.
Наблюдения и опыты развивают у детей любознательность, наблюдательность и эмоциональную отзывчивость, активизируют восприятие и познавательность. Не стоит забывать о ведущем виде деятельности – игре. При проведении экспериментов и в процессе игры дети получают массу положительных эмоций, делятся друг с другом впечатлениями и приобретают опыт взаимодействия с водой, знакомясь с её свойствами. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать и ощущать – именно так они познают окружающий мир.
Именно поэтому важно дать ребёнку самому переливать воду, окрашивать её, наблюдать за испарением – это возможность для каждого из них познакомиться со свойствами воды, увидеть в таком простом и привычном для них веществе как вода массу интересных особенностей. Знания, полученные ребёнком в процессе собственной деятельности, а это его опыт, усваиваются прочно и надолго.
Автор проекта: Беженарь- Ротарь Людмила Степановна, воспитатель.
Тип проекта:
исследовательский, познавательный, краткосрочный.
Вид проекта: групповой.
Ожидаемые результаты:
- дети осознают ценность воды для человека и всех живых организмов на Земле;
- знают об основных свойствах воды;
- умеют экспериментальным путём найти подтверждение своим знаниям о свойствах воды;
- понимают необходимость сбережения воды.
Проблема:
Дети не имеют представлений о свойствах воды, не осознают её ценности для всего живого на земле.
Место проведения: МКДОУ 34 «Солнышко» группа «Золушка».
Сроки проведения: 1 месяца.
Режим работы: вне занятий.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель: Беженарь-Ротарь Л. С.
Возраст детей: 5-6 лет.
Содержание проекта.
1 этап. Целеполагание.
Цель:
Формирование у детей знаний о свойствах воды, о ценности её для всего живого на Земле.
Задачи:
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к воде;
Обучающая:
- расширять представления детей о свойствах воды;
- учить детей исследовать свойства окружающего мира на примерах опытов с водой;
- приучать детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений;
Развивающая:
- развивать самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности;
- способствовать развитию восприятия и познавательной активности детей;
- развивать умение анализировать и делать выводы.
Предполагаемый результат:
- дети, знают основные свойства воды;
- могут экспериментальных путём подтвердить свои знания;
- понимают, что вода это ценный, жизненно-необходимый, исчерпаемый ресурс;
- осознают ценность воды для всех живых организмов на Земле.
2 этап. Разработка проекта.
1. Познакомить детей и родителей с темой и значимостью проекта, заинтересовать их.
2. Создать в группе необходимые условия для успешной реализации проекта.
3. Подготовить необходимые материалы и наглядные средства для проведения опытов.
3 этап. Реализация проекта.
Организация деятельности проекта
3.1. Экспериментальная деятельность
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
- «Форма воды»
- «Вкус воды»
- «Запах воды»
- «Прозрачность воды»
- «Текучесть воды»
- «Испарение воды»
- «Звуки воды»
- «Прозрачность воды»
- «Испарение воды»
- «Три состояния воды»
- «Вода питает растения»
- «Взаимодействие воды с другими веществами»
- «Масло и вода не смешиваются»
- «Твёрдые тела впитывают воду»
- «Бумага против воды»
- «Растворимость продуктов в воде»
- «Плавучесть предметов»
- «Влияние на воду природного материала»
- «Какие материалы пропускают воду»
- «Воздух и вода»
- «Поднимающаяся вода»
3.2. Игровая деятельность.
Цель: продолжать учить детей играть в различные игры, обратить внимание на необходимость соблюдения правил игры, вырабатывать привычку прибирать игры на место после игровой деятельности.
*** Дидактические игры: «Плавает - не плавает», «Три состояния воды», «Капелька», «Где живёт вода?», «Что сильнее?», «Круговорот воды в природе», «Для чего нужна вода?» «Какая бывает вода?».
*** Малоподвижные игры: «Раз, два, три - замри»; «Не зевай, а за нами повторяй», «», «Солнце, дождик, ветер», «Найди капельку», «Донеси воду в ложке», «Водовозы».
*** Подвижные игры; «Солнышко и дождик», «Весёлые капельки», «Плыви кораблик».
3.2. Художественно-речевая деятельность.
Цель: продолжать работу по расширению словарного запаса детей, учить слушать и слышать воспитателя, учить задавать вопросы и давать полный ответ на поставленный вопрос, учить анализировать полученную информацию и делать выводы, выражать свои впечатления и ощущения в форме мини рассказов.
* Беседы: «Вода. Какая она?», «Свойства воды», «Вода – наше богатство»;
* Рассматривание иллюстраций и чтение произведений о воде;
* Разгадывание загадок о воде;
* Пальчиковая гимнастика «Гроза», «Дождик-дождик», «Туча и дождик», «Снеговик»;
* Разучивание стихотворений о воде.
3.3. Продуктивная деятельность.
Цель: учить детей отображать увиденное на листе бумаге, вести журнал опытов, с зарисовкой результатов и выводов;
* развивать творческие способности детей;
* развивать умение работать в подгруппе, создавая коллективную работу.
- Рисование «Какая бывает вода», «Приключения Капельки», «Такая разная Капелька», «Три состояния воды», «Всем нужна вода», «Тонет-не тонет», «Вода в природе», «Воздух и вода»,
- Социальная живопись «Мир воды»;
3.5. Совместная работа с родителями:
Цель: способствовать активизации совместной деятельности детей и родителей.
- Экспериментальная деятельность детей и родителей «Самый интересный опыт с водой»
- Оформление альбома: «Опыты с водой для дошколят»
(по результатам проведённого дома с детьми опыта, родители и дети оформляют его на листе А4 и в результате из всех работ оформляется один общий альбом);
- Оформление дневника «Опыты с водой»
(родители совместно с ребёнком оформляют рисунки ребёнка, в которых отображены результаты опытов проведённых в группе, в дневник)
- Консультация для родителей: «Расскажите детям о воде», «Игры с водой»;
4 этап. Продукт проектной деятельности.
4.1. Выставка детских дневников «Опыты с водой».
4.2. Фотоколлаж «Наша лаборатория»
4.3. Оформление альбома: «Опыты с водой для дошколят».
Приложение 1.
Пальчиковая гимнастика.
«Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок!
(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком.
(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла!
(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка –
(Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика!
(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)
«Дождик-дождик»
Дождик-дождик, Полно лить,
Малых детушек Мочить!
(Подушечками правой (левой) руки прижаться к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).
Дождик песенку поет
Дождик песенку поет,
Только кто его поймет? (Хлопаем в ладоши)
Не пойму ни я, ни ты, (Развести руки в стороны, покачать головой)
Но зато поймут цветы,
И зеленая трава,
И весенняя листва. (Хлопаем по коленям ладошками)
Лучше всех поймет зерно,
Подрастать начнет оно. (Руки постепенно поднимаем вверх перед собой)
Кончится дождь! (Пальцы постукивают по столу, сначала медленно, потом быстрее и медленнее, останавливаются.)
«Туча и дождик»
Туча по небу плыла (Правая рука описывает дважды большой круг)
Дождик за руку вела, (Правая рука берет левую руку за большой палец)
Он шагал на тонких ножках
В черных маленьких калошах. (Руки вытянуты вперед, двигаются влево и
вправо)
Дождик всюду походил, (Подушечки пальцев постукивают по всем частям тела, начиная с головы)
На крылечке наследил, (Шлепки по коленям)
Топнул, шлепнул и умчался. (Топнуть, хлопнуть в ладоши, помахать на прощание руками)
Уж как шла лиса по тропке
Уж как шла лиса по тропке
(Указательный и средний пальцы левой руки «бегут» от плеча до кончиков пальцев правой, вытянутой вперед)
Нашла грамоту в охлопке. (То же по другой руке)
Она села на пенек (Хлопнуть ладонями по коленям)
И читала весь денек. (Описываем круг обеими руками)
«Гроза»
Капли первые упали,
Пауков перепугали. (Постукиваем по столу пальчиками поочер о)
Дождик застучал сильней,
Птички скрылись средь ветвей. (Постучать по столу всеми пальцами)
Дождь полил как из ведра,
Разбежалась детвора. (Указательный и средний пальцы обеих рук
бегают по столу, изображая человечков;
остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает, (Нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает. (Сильнее постучать по столу всеми пальцами
обеих рук)
А потом из тучи солнце (Хлопаем в ладоши)
Вновь посмотрит нам в оконце! (Поднять обе руки вверх с разомкнутыми
пальцами.
Приложение 2.
Стихи и сказки о воде.
***
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая
В реки быстрые. Потом…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Тамара Маршалова
***
Познакомьтесь, мой дружок -
Маленький и быстрый
Синеглазый ручеек
Чубчик серебристый.
Он бежит издалека,
По камням и сучьям.
Я завидую слегка:
Ах, какой везучий!
Он увидит океан,
Корабли и чаек.
Каждый мальчик-капитан
О таком мечтает.
Поспешает ручеек
По траве и шишкам
А на спинке он везет
Лодочку мальчишки.
Татьяна Жиброва
***
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Олегова С.
***
Вода в морях и океанах,
В озерах, реках и прудах.
Она в посёлках и деревнях,
В больших и малых городах.
Вода – бесценный дар природы
Все наслаждаются тобой.
Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой.
Ирис Ревю
***
Ручеек
Ручеек-журчалочка,
Буль-буль!
Завертелась палочка?
Тирль-тюрль!
Козочка копытцами
Брык-брык!
Хорошо напиться бы!
Прыг-прыг!
Окунула мордочку?
Хлюп-хлюп!
А пастух на жердочку
Туп-туп!
У него есть дудочка,
Ой-ой!
Дудочка-погудочка,
Стой-стой!
И запела дудочка?
Пой-пой!
Дудочка-погудочка!
Ой-ой!
Все вороны каркают
Кра-кра!
А лягушки квакают?
Ква-ква!
Ручеек-журчалочка?
Буль-буль!
Где же теперь палочка?
Триль-трюль!
Лев Квитко (Перевод Е. Благининой)
Сказка про Воду
Ирис Ревю
Жила-была Вода. Она была красивой, серебристой и блестящей. Своим внешним видом Вода восхищала всех. Иногда красавцу Воду приглашали в русские народные сказки, и она там подрабатывала — то она была «живой» водой, то «мёртвой». Но Воде хотелось настоящего, серьёзного дела. Как его найти?
И вот однажды Вода встретилась с Человеком. Первым делом Человек сказал Воде, что она очень красива. А затем спросил, не хочет ли Вода помочь ему в свершении больших, нужных дел?
Вода с радостью согласилась. И тут Человек сказал: «Спасибо тебе, Вода, за то, что ты даришь жизнь всему живому. Без тебя мы бы все погибли. Но жизнь идёт вперед, и разные другие дела ждут нас».
Первым делом Человек построил плотину, а рядом с плотиной — мельницу, и падающая вода стала крутить жернова, которые перемалывали зерно в муку.
А когда Человек изобрёл электричество, то Вода стала крутить электрические генераторы. Электричество сделало жизнь Человека проще и лучше.
Вода стала использоваться повсюду — в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве, в медицине.
Далеко шагнула трудяга. Вода. Её волшебные свойства и поразительная трудоспособность изумляли многих. Но она при этом оставалась скромной. Во многом Вода освободила руки человеческие. Ведь что непосильно им, то подвластно Воде.
Но умеет Вода быть и грозной. С ней, как со многими природными силами в этом мире, надо соблюдать осторожность. Быть осмотрительным и внимательным…
Человек и сейчас поёт оду Воде – скромной труженице, великой помощнице, постоянному другу.
Жила-была Вода. Своей чистотой и прозрачностью она восхищала многих. А главное, что Его Величество Труд Вода за самого главного властелина почитала.