Наталья Галанцева
Познавательно-исследовательская деятельность «Осень в гости просим»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Создать условия для:
- взаимодействия друг с другом в тройках;
- свободного выбора детьми участников совместной деятельности;
- выражения детьми своих чувств и мыслей;
- обобщения по существенным признакам;
- исследовательской деятельности (выявления способов подготовки к зиме человека и животных);
- понимания роли человека в сохранении природы, освоение правил поведения в ней.
2. Создать условия для развития представлений:
- об осенних приготовлениях человека и диких животных к зиме;
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Осень в гости просим“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- развития представлений об экологических связях между неживой и живой природой.
3. Создать условия для воспитания: бережного отношения к природе, интереса к труду взрослых
Ход деятельности:
I. Вводная часть
Здравствуйте, ребята!
Отгадайте-ка загадку:
Несет нам урожаи,
Поля вновь засевает,
Птиц к югу отправляет,
Деревья раздевает,
Но, не касаясь елочек и сосен
Так кто же это? -.
(Осень)
- Верно! Посмотрите, кто к нам в гости пришел. (картинка Осени)
- Осень спрашивает, знаете ли вы, что бывает осенью?
- Хотите узнать, что делает человек и дикие животные и птицы осенью? К чему они готовятся?
- Отправимся к Осени в гости?
II. Основная часть
Беседа
- Мы с вами уже знаем, как же люди готовятся к зиме?
Ответы детей.
- Правильно, прежде всего, это сбор урожая. (Педагог вывешивает картинки с изображением уборки зерновых)
- В жаркие летние дни убирают земледельцы зерно с полей. Осенью предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того, как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно на всю зиму.
Всю зиму люди будут питаться полезными и вкусными крупами: манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными и пшеничными хлопьями.
Нужна мука – покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная. Будут и макароны, и лапша, и хлеб, и булки, и пряники, и пироги, и печенья. Вот сколько вкусного и съедобного!
- А что еще съедобного вы знаете? Давайте поиграем в игру «Съедобное – несъедобное»
Игра с мячом «Съедобное-несъедобное»
Цель игры: закрепление названий предметов, которые можно употреблять в пищу.
Педагог бросает ребенку мяч и называет предмет. Если он съедобный – ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает двумя руками.
После игры дети рассаживаются по местам.
- Позаботился человек о зерне, теперь и об овощах пора подумать. (Педагог вывешивает картинку с изображением уборки картофеля с полей)
- Какие овощи собирают на полях?
Дети: Картофель, морковь, свеклу, капусту, чеснок, лук, горох, фасоль, помидоры, огурцы.
- Как же хранят овощи зимой? Картофель складывают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы.
- А как заготавливают помидоры и огурцы? Капусту?
Дети: Капусту солят или квасят, огурцы и помидоры закатывают в банки.
- Молодцы! А что же делают с фруктами?
Дети: Варят компоты, варенья, сушат.
- Давайте и мы заготовим овощи и фрукты на зиму. В банку с рассолом мы положим овощи, а в банку с сиропом – фрукты.
- Работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля требует ухода и бережного отношения. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные вещества) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви. (Педагог вывешивает картинку с изображением людей работающих в саду)
- Много работы у человека осенью на земле. А дома что надо делать?
Дети: Окна оклеить, утеплить двери, в деревне - дров наколоть, уголь привезти.
- Ребята, а что еще человеку необходимо к зиме?
Дети: Вещи теплые: шубы, шапки, шарфы, варежки, обувь теплую.
- Правильно! Вы подготовили свои теплые вещи?
Прогулка в лес
- Ребята, а только человек готовиться осенью к зиме?
- Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что бы было?
- Животные не успеют подготовиться к зиме и погибнут, птицы не успеют улететь на юг, насекомые не успеют спрятаться.
- Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся: и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовится к суровой зиме.
- Где можно сразу встретить всех представителей животного мира? (в лесу)
- Хотите отправиться в лес?
- Лес - это дом для растений, насекомых, животных и птиц. В каждом доме есть свои правила, которые нужно соблюдать. У меня есть карточки-подсказки, как нужно себя вести в лесу. Но что-то мне очень плохо видно, что на них изображено, и ничего не могу разобрать. Я буду показывать вам таблички, а вы расскажите мне правила, которые они обозначают.
Таблички:
1. Не разоряй муравейник
2. Не оставляй мусор
3. Не ломай деревья
4. Не трогай и не забирай животных
5. Не жги костры
6. Не кричи
(Дети отвечают).
- Молодцы, хорошо знаете правила поведения в лесу. А пока мы до него будем идти, повторяйте за мной движения:
Физминутка
Если в лес пришёл гулять, (ходьба на месте)
Свежим воздухом дышать, (глубокий вдох)
Бегай, прыгай и играй. (прыжки)
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, (знак тишины указательным пальцем, чуть шепотом)
Даже очень громко петь! (повышение голоса)
Ветки дуба не ломай, (имитация надлома ветки)
Из рогатки - не стреляй
Здесь не нужно всех ловить, (сжимать ладони в воздухе)
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
- Вот мы и пришли в осенний лес. Присаживайтесь на пенечки. Ребята, а где же бабочки, стрекозы, жуки и комары? (Спят).
- Как только наступает осень многие насекомые, отложив яйца, сразу же погибают. Майский жук, почуяв холод, зарывается глубоко под землю. Муравьи сбиваются в плотный клубок и тоже зарываются под землю. В глубокий сон впадают личинки мух и комаров, спрятавшись под корой деревьев. Красивые бабочки окукливаются и спят до теплой весны. А вот божьи коровки улетают на юг!
- Ребята, а кто мне подскажет, куда подевались ящерицы, змеи и лягушки? (Тоже засыпают).
- Как только на улице становится холодно, лягушки зарываются в тину на дне водоемов, ящерицы и змеи под корни деревьев и пни, чтобы заснуть там на всю зиму.
- А как же готовятся к зиме дикие животные? Чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание на картинки (Картинки с животными).
Исследовательская деятельность. Работа в подгруппах
- Теперь попробуйте составить рассказ о животном, которое изображено на ваших картинках. А я вам в этом помогу. Для начала я вам расскажу рассказ о том, как готовится к зиме крот, а вы запомните мой рассказ и попробуйте составить свой.
- Крот не впадает в спячку. Он не делает запасов. Крот под землей роет ходы и ищет червей, которые глубоко спрятались под землей от холода. Шубку крот не меняет, потому что глубоко под землей ему не холодно.
- Все запомнили, о чем был мой рассказ и как я его проговаривала? (Да).
- Тогда давайте послушаем вас.
1 подгруппа
Еж впадает в спячку. Он осенью готовит себе гнездо из листьев и хвороста. Запасов он не делает, потому что наедается осенью, чтобы накопить жир и не замерзнуть. Иголки он не сбрасывает, чтобы защитить свое мягкое тельце от врагов.
2 подгруппа
Белочка зимой не впадает в спячку. Поэтому с осени она начинает сушить грибы, собирать шишки, орехи и желуди. Это очень трудолюбивый зверек. Она меняет рыжую шубку на серую, чтобы хищные животные ее не заметили.
3 подгруппа
Медведь начинает готовиться к зиме еще с лета. Своими острыми когтями он вырывает кору с деревьев и смешивает ее со мхом. Такую мягкую постель медведь готовит у себя в берлоге. На зиму он не запасается различными яствами. К осени он наедается, накапливает много жира, чтобы не замерзнуть в зимнюю пору. Поскольку медведь зимой спит, то шерсть его не линяет.
4 подгруппа
Волки в спячку не впадают. Чтобы им не было холодно щедрая осень «подарила» ему пушистую шубку. В такой шубке можно пережить морозы. Это животное запасов к зиме не делает. Волк охотится на зайцев, белок и других животных.
5 подгруппа
Лиса зимой, как и волк, в спячку не впадает. К зиме ее шубка становится пушистая. Запасов она тоже не делает, а выискивает в лесу зайцев.
6 подгруппа
Заяц меняет свою серую шубку на белую. У него много врагов, и белая шубка помогает спрятаться ему в снегу. На зиму зайчик запасов не делает. Он ест кору и оставленную лесничим капусту с морковкой.
- Молодцы, какие интересные у вас получились рассказы о приготовление диких зверей к наступлению зимы.
Работа по ментальной карте «Птицы»
- Про насекомых и диких животных мы с вами вспомнили. Но, куда, же подевалось пение птиц в нашем осеннем лесу? (Улетели птицы).
- А все ли птицы улетают на юг? (Нет.)
- Какие птицы улетают? (Ласточки, грачи).
- Как называются птицы, покидающие родные края? (Перелетными, теплолюбивые).
- Почему они не могут перезимовать в родных краях? (Им тут холодно, не достаточно корма).
- Какие птицы остаются?
- Как человек заботится о них?
III. Заключительная часть
- Ребята, мы должны вернуться из леса обратно. Осень приготовила для нас листочки, давайте возьмем листочки и полетим. По вашему настроению я увижу, понравилось вам путешествие или нет. (Танец с листочками).
- Что мы узнали?
- Кто нам помог узнать о заботах?
- Все ли готовы к зиме?
- Попросим Осень остаться у нас погостить?