Получи документы

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, осуществляемая в ходе режимных моментов

Наталья Понамарева
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, осуществляемая в ходе режимных моментов
▼ Скачать + Заказать документы

Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности познавательного общения и показывают его привлекательность. Приобщая детей к исследовательской деятельности, мы обеспечиваем развитие детского творчества. Так как исследовательская деятельность позволяет ребёнку открывать свойства объектов, устанавливать причинно-следственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства, определять закономерности. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». [1]

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, осуществляемая в ходе режимных моментов» размещена в разделах

Работая по данной теме преследовала следующие цели и задачи:

Цель: Развитие детской познавательно-исследовательской деятельности через организацию условий, способствующих освоению детьми средств и способов познания окружающего мира.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать теоретические подходы к проблеме организации условий для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

2. Формировать представления дошкольников об окружающем мире посредством организации условий для исследовательской деятельности детей.

3. Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения познавательно-исследовательской деятельности.

4. Развивать умение использовать знания и способы исследовательской деятельности для изучения новых свойств и качеств различных объектов.

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ.

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. Отправным моментом могут быть реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления (например, листопад) и общественные события (например, предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся). Также это события, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?». Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определённую тему и т. п.

Стимулом к исследованию могут стать события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принёс свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.) .[6]

Отправной точкой для каждого культурно-смыслового контекста (типа исследования, в принципе может послужить любое событие, но всё же есть некоторые предпочтения. Так, для «опытов» и «классификационной работы» имеет смысл, по преимуществу, использовать события, реально происходящие в природе, в социальной жизни или специально «смоделированные». Для «путешествий» -- по карте и по «реке времени» -- целесообразно обращаться к воображаемым событиям (из художественных текстов) .

Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопросы для исследования: Почему дует ветер? Почему осенью бывает листопад? Как получается радуга? Какие бывают профессии? Какие есть средства передвижения? Какими средствами передвижения пользовался человек, когда ещё не изобрёл колесо, мотор? Как добраться до Австралии? Почему у кенгуру и страуса сильные ноги, а у коалы – нет? Почему у жирафа пятнистая яркая шкура, а у бегемота серая? Как путешествовать в океане, где нет дорог и указателей? [6]

Каждый вопрос, обращая детей к определённому факту, условиям возникновения какого-то явления, заставляет их сравнивать – различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, предположения, предлагает свою версию ответа. Обсуждение проходит за Круглым солом» (за реальным столом или на ковре, вокруг ключевого предметного материала). На этом этапе исследования педагог широко использует реальный предметный и иллюстративный материал. Причём это не только единичный набор для демонстрационного опыта или иллюстрация, вывешенная на доске. Наборов для опытов должно быть несколько, чтобы каждый ребёнок смог опробовать возможности исследуемого материала, прибора, инструмента. [5]

Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования (анализа-сравнения, представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких (как в детском лото, которые рассматриваются всеми участниками, передаются из рук в руки. Только при такой работе с материалом становится возможным его детальный анализ, возникают активные обсуждения и идеи относительно сходства и различия, связей между исследуемыми предметами и явлениями.

Следующий этап исследования – опытная проверка идей (на уровне практического действия) или фиксация найденных оснований классификации, «меток» пространства и времени на таблице, схеме, карте. Дети сортируют и закрепляют мелкие иллюстрации «метки» на заготовленных воспитателем пустых классификационных таблицах-схемах, на панно «река времени», на большой физической карте мира. Эту часть исследовательской работы участники осуществляют индивидуально, парами или разбившись на небольшие подгруппы, в зависимости от контекста и предметного материала. На этом этапе каждый ребёнок выбирает себе удобное место для работы. Подгруппы детей могут рассредоточиться (например, работать в разных уголках группового помещения над своей классификационной таблицей или её частью, а затем вновь объединиться за «круглым столом» для сборки общей таблицы, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. [5]

Необходимо помнить, что познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях, колоссальное значение в развитии познавательной активности детей имеют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни: коллективные и индивидуальные беседы, наблюдения, загадки движения "сокровищницы” детей, уход за комнатными растениями.

Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей.

Познавательная направленность ребенка позволяет ему черпать различные сведения из окружающей действительности о тех или иных явлениях действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу. Однако, знания, которые получает ребенок таким путем, усваиваются хуже, чем не в логике науки.

Публикации по теме:

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Введение Мир вступил в новый век; каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих.

Проектная деятельность в ДОУПроектная деятельность в ДОУ Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, осуществляемая в ходе режимных моментов
Опубликовано: 21 апреля 2014 в 19:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, осуществляемая в ходе режимных моментов» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Понамарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД