Папки-передвижки

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Венера Мемедляева
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Мир вступил в новый век; каким он будет, во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. От них будет зависеть всё духовное и материальное благосостояние государства и общества.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Публикация «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах

Исследовательскую и экспериментальную деятельность детей дошкольного возраста можно отнести к их врождённой потребности, которая помогает активно и самостоятельно осваивать и познавать мир. Интерес к исследованию и экспериментированию сохраняется и развивается у ребёнка на протяжении всего дошкольного возраста. Совместная познавательная деятельность способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, когда ребёнок посредством практических действий, постановки опытов может подтвердить свои предположения, внести «интеллектуальный» вклад в решение общей проблемы, увидеть новые возможности в уже знакомом, подыскать новый вариант использования имеющихся знаний.

Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности познавательного общения и показывают его привлекательность. Приобщая детей к исследовательской деятельности, мы обеспечиваем развитие детского творчества. Так как исследовательская деятельность позволяет ребёнку открывать свойства объектов, устанавливать причинно-следственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства, определять закономерности. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Данная проблема побудила меня целенаправленному изучению организации условий для проведения познавательно-исследовательской деятельности.

Поэтому я поставила перед собой следующие цели и задачи:

Цель: Развитие детской познавательно-исследовательской деятельности через организацию условий, способствующих освоению детьми средств и способов познания окружающего мира.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать теоретические подходы к проблеме организации условий для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

2. Формировать представления дошкольников об окружающем мире посредством организации условий для исследовательской деятельности детей.

3. Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения познавательно-исследовательской деятельности.

4. Развивать умение использовать знания и способы исследовательской деятельности для изучения новых свойств и качеств различных объектов.

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ

Использование детского экспериментирования и исследования требует серьёзного отношения к процессам их организации. При этом важно учитывать динамику развития данных форм работы с детьми.

Первоначально исследовательская деятельность проявляется в виде детского экспериментирования с предметами (при намыливании рук появляется пена, из которой можно сделать мыльные пузыри; при чистке зубов зубной пастой появляются «белые усы») и объектами (чем сильнее топнуть ногой по луже, тем выше поднимаются брызги; если мешать чайной ложкой чай, то жидкость начинает крутиться, а на поверхности появляется воронка). Вербальное исследование ребёнок осуществляет с помощью вопросов, адресованных взрослому: «Америка далеко от нашего дома? А почему на поезде нельзя доехать до Америки? Правда, что у сороконожки сорок ног? Зачем ей столько? Папа, кто раньше родился: ты или я? Мама, зачем это в каждую черешню кладут косточку? Рыба умеет плавать на спине? Как получается туман? Папа, а когда ты был маленький, ты был мальчик или девочка?».

Затем с расширением возможностей детей и развитием их познавательных интересов исследовательская активность возрастает и проявляется в партнёрской деятельности взрослого и детей.

Каким образом следует выстраивать занятие, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность?

Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнёра, воспитатель может придерживаться примерно следующей последовательности этапов исследования:

1) Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем касающихся определённой темы;

2) Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

3) Опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;

4) Предложения детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. Отправным моментом могут быть реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления (например, листопад) и общественные события (например, предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся). Также это события, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: «Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?». Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определённую тему и т. п.

Стимулом к исследованию могут стать события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принёс свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

Отправной точкой для каждого культурно-смыслового контекста (типа исследования, в принципе может послужить любое событие, но всё же есть некоторые предпочтения. Так, для «опытов» и «классификационной работы» имеет смысл, по преимуществу, использовать события, реально происходящие в природе, в социальной жизни или специально «смоделированные». Для «путешествий» -- по карте и по «реке времени» -- целесообразно обращаться к воображаемым событиям (из художественных текстов).

Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопросы для исследования: Почему дует ветер? Почему осенью бывает листопад? Как получается радуга? Какие бывают профессии? Какие есть средства передвижения? Какими средствами передвижения пользовался человек, когда ещё не изобрёл колесо, мотор? Как добраться до Австралии? Почему у кенгуру и страуса сильные ноги, а у коалы – нет? Почему у жирафа пятнистая яркая шкура, а у бегемота серая? Как путешествовать в океане, где нет дорог и указателей?

Каждый вопрос, обращая детей к определённому факту, условиям возникновения какого-то явления, заставляет их сравнивать – различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, предположения, предлагает свою версию ответа. Обсуждение проходит за Круглым солом» (за реальным столом или на ковре, вокруг ключевого предметного материала). На этом этапе исследования педагог широко использует реальный предметный и иллюстративный материал. Причём это не только единичный набор для демонстрационного опыта или иллюстрация, вывешенная на доске. Наборов для опытов должно быть несколько, чтобы каждый ребёнок смог опробовать возможности исследуемого материала, прибора, инструмента.

Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования (анализа-сравнения, представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких (как в детском лото, которые рассматриваются всеми участниками, передаются из рук в руки. Только при такой работе с материалом становится возможным его детальный анализ, возникают активные обсуждения и идеи относительно сходства и различия, связей между исследуемыми предметами и явлениями.

Следующий этап исследования – опытная проверка идей (на уровне практического действия) или фиксация найденных оснований классификации, «меток» пространства и времени на таблице, схеме, карте. Дети сортируют и закрепляют мелкие иллюстрации «метки» на заготовленных воспитателем пустых классификационных таблицах-схемах, на панно «река времени», на большой физической карте мира. Эту часть исследовательской работы участники осуществляют индивидуально, парами или разбившись на небольшие подгруппы, в зависимости от контекста и предметного материала. На этом этапе каждый ребёнок выбирает себе удобное место для работы. Подгруппы детей могут рассредоточиться (например, работать в разных уголках группового помещения над своей классификационной таблицей или её частью, а затем вновь объединиться за «круглым столом» для сборки общей таблицы, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.

Занятия в такой форме проводятся один-два раза в неделю в определённые распорядком дни, желательно в утреннее время (после чтения художественной литературы). В целом для занятия резервируется 30-35 минут.

Однако партнёрская познавательно-исследовательская деятельность со взрослым, сама по себе ценная для развития ребёнка, должна также придать импульс свободной самостоятельной деятельности дошкольников, активизировать их собственные изыскания за пределами занятия (в детском саду и дома). Такой импульс может дать остающийся в каждом из культурно-смысловых контекстов специфический предметный материал, т. е. предметный «след», провоцирующий детей к воспроизведению и дополнению исследовательской работы, проведённой на занятии.

Таблица

Предметный материал занятий, стимулирующий самостоятельное исследование

Культурно-смысловой контекст Предметный «след» занятия

Опыты / экспериментирование Наборы для опытов; постепенное, по мере проведения занятий, пополнение их количества

Коллекционирование / классификация Классификационные таблицы и реальные коллекции, созданные на занятии и «открытые» для дополнения предметным и иллюстративным материалом

Путешествие по карте Физическая карта полушарий с намеченными на ней во время занятия маршрутами и «метками» частей света, «открытая» для дополнения – свободного и в процессе дальнейших занятий

Путешествие по «реке времени» Панно «река времени», заполняемое на занятии иллюстрациями «метками» исторических эпох, «открытое» для дополнения – свободного и в процессе дальнейших занятий

И наборы для опытов, и классификационные таблицы, и карта мира, и панно «река времени» могут дополняться детьми по собственной инициативе (кто-то принесёт из дома подходящие картинки, кто-то – интересную старую вещь, коллекцию значков и т. п.). Для классификационных таблиц, карты полушарий и панно «река времени» следует найти постоянное место на стенах группового помещения, так, чтобы вне занятий к ним можно было легко подойти рассмотреть, поработать. При этом они должны быть мобильны: на очередном занятии надо иметь возможность снять их со стены, расположить на полу, на большом столе для дальнейших «исследований». Заполненные классификационные таблицы имеет смысл подшивать в большую папку и держать её в доступном для детей месте. Из принесённых дошкольниками вещей, коллекций можно организовать собственный музей, снабдив экспонаты ярлычками-надписями.

Список литературы

1. Акулова О. В. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей : основные формы [текст] : пособие для педагогов / [О. В. Акулова, А. Г, Гогоберидзе, Т. И. Гризик и др. ; науч. Рук. А. Г. Асмолов рук. авт. коллектива Н. В. Федина]. – М. : Просвещение 2012. – 205 с. – ISBN 978-5-09-026053-4.

2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [текст] : учебное пособие/ А. И. Иванова. – М. :2003.

3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [текст] : М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208с.

4. Федорцева М. Б. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [текст] : рабочая тетрадь / под ред. М. Б. Федорцевой. – Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК,2012. – 128с. – (Федеральные государственные требования в сфере дошкольного образования).

5. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. [текст] : Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.

6. Костерина М. Почему не тонут айсберги [текст] /М. Костерина // Дошкольное воспитание. – 2011. - №4 – С. 103-105.

7. Курскова. Л волшебница вода [текст] / Л. Курскова // Дошкольное воспитание. – 2012. - №11 – С. 36 – 38.

8. Старовойт Т. Извержение вулкана [текст] / Т. Старовойт // Дошкольное воспитание – 2011. - №1 – С. 125-127.

Публикации по теме:

Организация совместной деятельности с детьми через технологию проектирования игротек. .

Тест на закрепление знания ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и СанПиН (ов) 1. В каком документе прописаны ФГТ? а) Положение о ДОУ б) Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655 в) Методические рекомендации Минобрнауки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Опубликовано: 29 апреля 2013 в 18:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Венера Мемедляева (УИ 101798) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД