Плешакова Юлия Константиновна
Познавательно-исследовательская деятельность «Что растворяется в воде?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие : познавательно-исследовательская деятельность на тему : «Что растворяется в воде?» для детей среднего дошкольного возраста
Составила: воспитатель, Плешакова Ю. К.
Цель: формирование у детей знаний о свойствах воды и представлений о растворимости и нерастворимости в ней различных предметов (веществ).
Задачи:
Образовательные задачи:
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Что растворяется в воде?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- показать растворимость и нерастворимость в воде различных предметов (веществ);
- продолжать знакомить детей со свойствами воды;
- расширять и активизировать словарь детей;
- учить формулировать вывод в ходе совершения практических действий;
- продолжать учить детей вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос и понятно отвечать на него.
Развивающие задачи:
- развивать мыслительные способности;
- развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий;
- развивать исследовательскую активность детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами;
- воспитывать желание сотрудничать.
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, беседа.
Наглядные: демонстрация и использование мягкой игрушки Зайчика, емкостей с водой, различных предметов и т. д.
Игровые: загадывание и отгадывание загадки, внезапное появление игрового персонажа.
Практические: элементарные опыты, экспериментирование.
Оборудование и материалы:
Демонстрационные: мягкая игрушка Зайчик, «чудесный мешочек», сахарный песок, речной песок, соль, мука, емкости с водой по количеству предметов из «чудесного мешочка», ложки по количеству емкостей.
Раздаточные: -
Структура НОД:
1. Введение в учебно-игровую ситуацию.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть.
Участники: средняя группа.
Продолжительность: 20 минут.
Место проведения: групповая (на ковре).
Ход НОД:
1. Введение в учебно-игровую ситуацию:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите, мы сегодня не одни, у нас гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте…
Воспитатель: А еще ребята, c минуты на минуту к нам прибудет очень важный гость. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте угадать, кто же к нам сегодня придет.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
Дети: Заяц/Зайчик.
Зайчик: Здравствуйте, ребята, я очень рад снова вас видеть.
Дети: Здравствуй.
2. Основная часть:
Воспитатель: С собой Зайчик принес «чудесный мешочек». Интересно, что лежит в мешочке? Давайте Зайчику поможем достать то, что он принес. А помогут Зайчику Никита, Алена, Алиса и Илюша Скворцов (Каждый ребенок по очереди достает один из предметов, воспитатель предлагает ребенку ответить, что это, другие дети помогают ему).
Воспитатель: Зайчик, а зачем ты все это к нам принес?
Зайчик. Вы знаете, болтливые ежи в лесу, рассказали мне, что все эти предметы растворяются в воде, и я решил показать это ребятам.
Воспитатель: А ты уверен в этом, Зайчик?
Зайчик: Да, можете проверить.
Воспитатель: Ребята, а как Вы думаете? Все ли эти предметы растворяются в воде?
Дети: Да/Нет.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, давайте проведем эксперимент (перед детьми на ковре стоит столик, на столе находятся стаканы с водой, ложки и предметы из «чудесного мешочка»).
Воспитатель: Сегодня мы с вами проверим все ли предметы, что принес нам Зайчик, растворяются в воде. Но сначала давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? Что можно сказать о воде? Какая она?
1. У воды есть цвет? (бесцветная).
2. У воды есть запах? (без запаха).
3. У воды есть вкус? (без вкуса).
4. А если перелить воду в другой стакан? Какая она? (текучая).
При проведении опытов, каждый раз к столику приглашается новый ребенок-участник.
Воспитатель: Вот сейчас мы вместе с Зайчиком проверим, что же произойдет с сахарным песком? А поможет нам с Зайчиком с опытом Ульяна. Мы с Ульяной возьмем ложечку и добавим сахарный песок в стакан с водой и перемешаем. Данный опыт мы с вами выполняем каждый день утром, дома, когда собираемся пить чай.
Теперь наблюдаем, что изменилось? Вы видите сахар?
Дети: Нет!
Воспитатель: Правильно, сахар постепенно растворился в воде. Как вы думаете, ребята, какая теперь стала вода? Ведь мы туда добавили сахар.
Дети: Сладкая! Вкусная!
Воспитатель: А ее можно пить ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: А, что же будет, если в другой стакан мы добавим речной песок и перемешаем, он растворится? Как вы думаете?
Дети: Нет!
Воспитатель: Давайте проверим. А поможет нам с этим опытом Влад. Добавим речной песок и перемешаем, растворился или нет?
Дети: Не растворился.
Воспитатель: Правильно ребятки, он не растворился, т. к. речной песок состоит из мелких камушков, которые в воде не растворяются. И посмотрите внимательней ребята, что же еще произошло с водой? Стала ли она мутной или осталась прозрачной?
Дети: Мутной.
Воспитатель: А эту воду можно пить ребята?
Дети: Нет, потому что песок не съедобен.
Воспитатель: Влад покажи Зайчику свой стаканчик. Вот видишь, Зайчик, речной песок не растворяется в воде, запомни это!
Зайчик: Что-то я устал ребята, мне бы отдохнуть…
Воспитатель: Ребята Зайчик предлагает нам всем отдохнуть и сделать веселую разминку вместе с ним.
Воспитатель:
Капля - раз, капля - два, (Хлопки руками на каждое слово)
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом - (Быстрый шаг на месте)
Все бегом, бегом, бегом.
Стали капли поспевать, (Хлопки руками на каждое слово)
Капля каплю догонять:
Кап-кап, кап-кап! (Свободные движения пальцами)
Зонтиком скорей раскроем, (Соединить руки над головой)
От дождя себя укроем. (Присесть на корточки)
Воспитатель: Очень интересная разминка Зайчик, спасибо, давайте продолжим наш эксперимент.
Дети, как вы думаете, а соль растворяется в воде?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте проверим. А поможет нам с Зайчиком Андрюша. Добавим ложечку соли в воду и перемешаем, понаблюдаем, что произойдет? Соль растворилась в воде?
Дети: Да.
Воспитатель: Мы так хорошо с вами занимаемся ребята, но знаете, Зайчик хотел нам показать пальчиковую гимнастику, давайте попробуем.
Капли первые упали (Постучать указательным и средним пальцем одной руки по ладони другой)
Паучков перепугали, (Пальцами рук имитируем пауков)
Дождик застучал сильней (Хлопки в ладоши)
Птички скрылись средь ветвей. (Скрестить ладони тыльной стороной и помахать пальчиками)
Воспитатель: Спасибо Зайчик, наши пальчики размялись, и мы можем продолжать. А теперь нам с Зайчиком поможет Полина Алексеева. Мы возьмем ложечку муки и добавим в стакан с водой, что произошло с водой? Стала ли мутной или осталась прозрачной?
Дети: Мутной.
Воспитатель: Мука растворилась в воде?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вот, посмотри, Зайчик, мука в воде не растворяется!
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, давайте напомним Зайчику, какие предметы растворились в воде, а какие нет.
Дети: Соль и сахарный песок растворились в воде, а речной песок и мука – нет.
Воспитатель: Вот видишь, Зайчик, не все предметы из твоего «чудесного мешочка» растворяются в воде.
Зайчик: Да, теперь я понял, что нельзя доверять болтливым ежам, и нужно все проверять самому.
Воспитатель: Коллеги, вы сегодня хорошо поработали. Все молодцы! А Зайчику пора обратно в Лес. Скажем Зайчику До свидания!
Дети: До свидания!
Зайчик: До свидания, ребята!
Воспитатель: Вот и убежал Зайчик обратно к себе домой в Лес. А вы, когда придете домой, расскажите мамам и папам о наших экспериментах. Может быть, родители тоже захотят проверить то, о чем вы рассказали, опытным путем.