Ольга Березкина
Познавательно-информационный, творческий проект «Пермогорская роспись» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-информационный, творческий проект
ПЕРМОГОРСКАЯ РОСПИСЬ
Актуальность.
Пермогорская роспись - народный промысел жителей Северной Двины. Как и любое декоративно-прикладное искусство пермогорская роспись предполагает восприятие мира, его выразительных явлений через художественное осмысление. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с элементами росписи поможет решить задачи художественно-эстетического развития, развития творческого потенциала, познавательного интереса.
Публикация «Познавательно-информационный, творческий проект „Пермогорская роспись“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления с узорами Северной Двины (пермогорской росписью).
Задачи:
1. Познакомить с историей и традициями народного декоративно-прикладного искусства Севера России, узорами Северной Двины (пермогрской росписью).
2. Сформировать представления об характерных элементах пермогорской росписи, спецификой их выполнения.
3. Развивать познавательный интерес, творческие способности, навыки изобразительной деятельности в процессе ознакомления с пермогорской росписью.
4. Воспитывать интерес к историческому наследию свой страны.
Тип проекта: коллективный, познавательно-информационный, творческий.
Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, педагоги.
Продолжительность: долгосрочный (1 год).
Прогнозируемый результат.
Созданы оптимальные условия для ознакомления детей с историей и традициями народного декоративно-прикладного искусства Севера России, узорами Северной Двины (пермогорской росписью, развито эмоционально-положительное отношение к народному творчеству, развит познавательный интереса к исконным традициям своей страны, развит творческий потенциал личности.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный
- определение темы;
- постановка цели и определение задач;
- подбор методического и дидактического материала;
- подбор материала для наглядного просвещения и информирования родителей.
II этап. Основной
Оснащение предметно-развивающей среды
- Карта России
- Наглядно-дидактический материал «Узоры Северной Двины».
- Демонстрационный материал «село Пермогорье на Северной Двине».
- Дидактические настольно-печатные игры: «Разрезные картинки», «Домино», «Найди лишнее», «Найди пермогорские узоры».
- Альбомы: «Северная Двина», «Узоры Северной Двины», «Пермогорская роспись. Предметы быта».
- Картотека «Элементы пермогорской росписи».
- Тренажеры: «Геометрические узоры», «Листья, ягоды, цветы», «Трехлистный цветок», «Чюдо-тюльпан», Цветочная гирлянда», «Композиция в квадрате».
- Раскраски: «Ленточки-бордюры», «Узор в круге», «Тюльпановидный цветок», «Птица Сирин», «Сарафаны пермогорских красавиц», «Пермогорские матрешки», «Роспись туеса», «Хлебница», «Прялка» и др.
- Картотека видеоматериалов и презентаций по теме «Пермогорская роспись».
Взаимодействие с детьми
Социально-коммуникативное развитие
- Игровые ситуации: «Отправляемся на ярмарку за перомгорской посудой», «Распишем посуду для ярмарки».
- Игры «Разрезные картинки», «Лото. Пермогроская роспись», «Найди лишнее».
Познавательное развитие
ООД по познавательному развитию «Яркие краски Севера».
Индивидуальные и подгрупповые беседы с просмотром презентаций, мультфильмов наглядно-дидактического материала:
- «Округлые листья и ягодки – элементы пермогорского узора».
- «Трехлопастный цветок»,
- «Тюльпановидный цветок»,
- «Пермогоские птицы-петушки»,
- «Птица Сирин – птица Счастья»,
- «Сцены перомгорской росписей»,
- «Предметы крестьянской утвари».
Речевое развитие
- Разучивание загадок, поговорок.
Художественно-эстетическое развитие
- Декоративное рисование «Закладка для букваря»,
- Рисование «Такие разные зонтики»,
- Декоративное рисование «Петушок на панно»,
- Декоративное рисование «Пермогорские полотенца».
Дети знакомились с основными элементами пермогорской росписи, особенностью палитры и спецификой выполнения пермогорсих орнаментов. Учились выполнять ленточки-бордюры, растительные орнаменты, композиции в круге, композиции в квадрате гуашевыми и акварельными красками, развивали чувстве формы, ритма, симметрии.
- Пластилинография «Изразцы» по мотивам пермогорской росписи.
- Пластилинография «Вазочки для мамы» (создание выразительного узора на объемном предмете).
- Аппликация: составление композиций из элементов пермогорской росписи.
Физическое развитие
- Проведение народных подвижных игр.
Взаимодействие с родителями
- Создание и оформление следующих пособий:
альбомы «Северная Двина», «Пермогорская роспись. Предметы быта», многоразовые тренажеры,
настольно-печатные игры «Разрезные картинки», лото «Пермогорские узоры».
- Содействие в поиске материалов для организации разных видов деятельности (раскраски, видеоролики, мультфильмы, презентации).
- Мастер-класс для родителей «Чудо-писанки» (оформление пасхальных яиц).
- Организация посещения выставки «Декоративно-прикладное искусство Поволжья» в музее А. П. Гайдара г. Арзамаса.
III этап. Заключительный
Выставка работ «Творческая мастерская. Пермогорская роспись».
Результативность
Вырос интерес к декоративно-прикладному искусству, дети эмоционально реагируют на предметы народного искусства, имеют сформированные представления о характерных элементах премогорской росписи, узнают пермогорскую роспись среди других росписей, владеют навыками выполнения элементов пермогорской росписи, используют элементы в самостоятельной творческой деятельности, придумывают композиции, дополняют свои работы элементами пермогорской росписи.