Людмила Логинова
Сценарий познавательно-спортивная игры для старших дошкольников «Путешествие на далёкий север»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие на Крайний Север»
Интеграция образовательных областей: познание, физическая культура, коммуникация.
Задачи:
• закрепить знания об особенностях животного мира Крайнего Севера;
• учить устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, образом жизни животных;
• воспитывать осознанно-правильное отношение к животным.
Публикация «Сценарий познавательно-спортивная игры для старших дошкольников „Путешествие на далёкий север“» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Материал и оборудование: мультимедийная презентация, галстуки белого и голубого цветов по количеству участников; фигурки Белого Мишки и Тюленя на столах, спортивный инвентарь: обручи, стойки-кегли; картонные рыбки, морские звёзды и льдинки, изображения животных и отпечатков их лап.
Ход игры
Воспитатель заранее предлагает детям разбиться на 2 команды, участникам каждой команды повязывают галстуки белого и голубого цветов. Выбирают названия для команд: «Белый Медведь» и «Тюлень».
1 музыкальный ТРЕК «ОЛИМПИАДА 80-х»
Дети входят в зал и занимают приготовленные для команд места.
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждёт увлекательное путешествие по родному краю. Скажите, где мы живём? (В Мурманске, на Крайнем Севере, в Заполярье, на Кольском полуострове). Покажите на карте (Дети показывают Кольский п-ов на карте России)
СЛАЙД 1
Правильно. Природа Заполярья очень суровая. Землю омывают холодные воды океана. Вы знаете, как он называется? (Северный Ледовитый Океан)
СЛАЙД 2
Раздаётся стук в дверь. Входит физрук с письмом.
Физрук: Здравствуйте, ребята. Извините, что я вас прервала, но дело в том, что в детский сад пришло срочное электронное письмо для старшей группы из города Сочи!
Воспитатель: (разглядывая письмо)Ребята, вы уже знаете, что завтра в нашей стране, в городе Сочи начнутся Зимние Олимпийские Игры, а это письмо как раз от Белого Мишки, Зайки и Леопарда! Вот они!
СЛАЙД 3
Сейчас я вам его прочитаю.
«Дорогие ребята! Зимняя Олимпиада – это настоящий праздник для всей нашей страны. Мы решили поздравить ваш детский сад с началом Олимпийских Игр и послали вам посылку. Но злая Снежная Королева не хочет, чтобы вы стали сильными спортсменами. Она заколдовала подарок! Вам нужно догадаться, что лежит в посылке. Если вы справитесь с заданиями и отгадаете загадку Снежной Королевы, то получите нашу посылку. Мы верим, что вы справитесь!»
Воспитатель: Что ж, ребята, придётся нам на самом деле отправляться в сложное путешествие на далёкий Север. Давайте приготовим наши самолёты к полёту.
Физрук: Команды, стройтесь за своими пилотами! Накачиваем шины! Заводим моторы! (дети выполняют имитационные движения). Самолёты, в путь!
2 музыкальный ТРЕК «САМОЛЁТЫ»
(лёгкий бег змейкой).
Команды занимают места за своими столами.
Воспитатель: Посмотрите, мы оказались в тундре.
СЛАЙД 4 и 5
Воспитатель: Посмотрите, дети, есть ли в тундре высокие деревья? (Высоких деревьев нет). Почему? (Сильные ветры, подхватив льдинки, кидают их в деревья и ранят, поэтому деревья стали маленькими. А ещё в почве есть вечная мерзлота и корни растений находятся неглубоко и не могут удержать высокие растения). Молодцы! А вот и первое задание Снежной королевы.
Назовите, какие из этих растений встречаются в тундре.
1. Задание команде «Белый медведь» СЛАЙД 6 В тундре растут карликовая ива, черника, ягель.
2. Задание команде «Тюлень» СЛАЙД 7 В тундре растут брусника, карликовая берёза, морошка.
Воспитатель: Вы справились с первым заданием, поздравляю! За это Снежная королева открывает нам 1 букву в слове-загадке.
СЛАЙД 8
Назовите эту букву. (Буква «Р») Звук «Р» согласный или гласный? (Звук «Р» - это согласный)
Физрук: Ребята, дальше самолёты не летают, и нам придётся ехать по тундре на оленях. Команды, стройтесь!
Проводится игра-эстафета «Оленья упряжка»: 1ребёнок в обруче – это олень, 2 детей держатся за обруч сзади – это ездоки. Задача каждой команды: как можно быстрее и правильнее выполнить задание: добежать до стойки, вернуться обратно и передать обруч следующим участникам.
3 музыкальный ТРЕК «УВЕЗУ ТЕБЯ Я В ТУНДРУ»
Команды возвращаются на свои места.
Воспитатель: А нас ждёт следующее задание Снежной королевы. Нужно правильно назвать животных тундры и рассказать о них.
1. Задание команде «Белый медведь» СЛАЙД 9-11 Песец
Вопросы детям
• Как называется это животное? Песец СЛАЙД 9
• Какого он цвета? Он белый. Он всегда белый? Нет, летом он серо-коричневый, маскируется под цвет земли, а зимой белый, маскируется под цвет снега. СЛАЙД 10
• Посмотрите и назовите, чем питается песец? Песец питается леммингами, яйцами птиц, ягодами. СЛАЙД 11
• Песец хищное или травоядное животное? Он всеядный, он ест и мясо и ягоды.
2. Задание команде «Тюлень» СЛАЙД 12-14 Лемминг
Вопросы детям
• Как называется это животное? Лемминг. СЛАЙД 12
• Где лемминг устраивает себе жилище? Лемминги живут в глубоких норках.
• Чем питается лемминг? Посмотрите и назовите. Лемминг питается растениями, мхом. СЛАЙД 13
• Кто самый главный враг лемминга? Горностай, песец и полярная сова. СЛАЙД 14
Воспитатель: Ну что ж, и со вторым задание вы справились. Придётся Снежной королеве открыть ещё одну букву!
СЛАЙД 15
Назовите эту букву (Это буква «А») Звук «А» гласный или согласный? Звук «А» - гласный.
Прочитайте слог, который у нас получился. РА
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы уже подошли к Северному Ледовитому Океану.
СЛАЙД 16
Как же здесь холодно! Сколько здесь льда! Нам нужно перебраться по льдинам, чтобы разгадать следующую загадку Снежной королевы. Я предлагаю немного размяться.
Мы идём, идём вперёд
/Ходьба на месте/
Очень удивляемся.
Справа лёд и слева лёд,
/Повороты вправо, влево/
Перед нами тоже лёд.
/Руки развели в стороны/
Где же он кончается?
/Руки приставили к бокам, пожимаем плечами /
Физрук: Ребята, будьте внимательны, в льдинках есть трещины, в них можно провалиться, льдины скользкие, будьте осторожны.
Проводится эстафета «Прыжки через обручи» Задача каждого участника команды перебраться на тот берег, прыгая по льдинам-обручам на 2-х ногах, и вернуться обратно, передать эстафету.
4 музыкальный ТРЕК «ГДЕ-ТО НА БЕЛОМ СВЕТЕ»
Команды возвращаются на свои места.
Воспитатель: Ребята, я заметила каких-то крупных животных. Наверное, загадки Снежной Королевы будут именно про них.
1. Задание команде «Белый медведь» СЛАЙД 17-20 Тюлень
Вопросы детям.
• Как называется это красивое животное? Это тюлень. Слайд 17
• Как называется детёныш тюленя? Детёныш тюленя называется белёк. Слайд 18.
• Тюлень – это рыба или млекопитающее и почему? Он млекопитающее, потому что кормит своих детёнышей молоком, и у него нет чешуи как у рыбы и жабр. Слайд 19
• Тюлень такой неуклюжий на суше, а в воде чувствует себя лучше. Почему? Потому что у него вместо ног ласты и ему легко плавать. А на суше ему трудно, потому что он тяжёлый. Слайд 20
• Чем питаются тюлени? Тюлени едят рыбу. Слайд 21
2. Задание команде «Тюлень» СЛАЙД 22-25 Белый медведь
Вопросы детям.
• Назовите это животное. Это белый медведь. Слайд 22
• Зачем медведю белая шерсть? Чтобы быть незаметным для других животных.
• Что помогает белым медведям жить в суровых условиях Севера? Густая, тёплая шерсть, она у него даже на подошвах лап растёт, толстый слой жира и белый цвет шерсти. СЛАЙД 23
• Умеет ли белый медведь плавать? Умеет. Слайд 24
• Чем же питается белый медведь? Рыбой и тюленями. СЛАЙД 25
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы. Снежная Королева отдаёт нам ещё одну букву в слове.
СЛАЙД 26
Назовите эту букву. (Буква «И»). Звук «И» гласный или согласный? (Звук «И» - это гласный)
Слайд 27
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как белые мишки любят играть. Давайте и мы поиграем. Команды, приготовьтесь!
Физрук: Первая команда превращается в тюленей, а вторая в белых мишек. И тюлени, и белые мишки любят полакомиться рыбкой. Задача каждого участника команды: добежать до полыньи (обруч, поймать рыбку (будьте внимательны, в море есть не только рыбки, положить рыбку в корзинку, вернуться и передать эстафету.
5 музыкальный ТРЕК «ГДЕ-ТО НА БЕЛОМ СВЕТЕ»
Команды возвращаются на свои места.
Воспитатель: Снежная королева приготовила нам последнее задание. Оно самое сложное, мы с вами станем следопытами. Каждому участнику я даю по три картинки с отпечатками лап разных северных животных. Вам предстоит догадаться, чьи же это следы! Снежная Королева показывает нам животное, а мы должны поднять картинку с отпечатком его следа.
Командам по очереди демонстрируются изображения: северный олень, полярная сова, белый медведь, песец, чайка-моёвка, тюлень.
Воспитатель: Молодцы, ребята. И с последним заданием вы справились. Снежная Королева открывает нам последнюю букву! Сейчас мы узнаем, что подарили нам Белый мишка, Леопард и Зайчик!
Это буква…
СЛАЙД 28
Буква «Г» Звук «Г» - гласный или согласный? Звук «Г» согласный.
Ребята, кто сможет прочитать это слово? Желающие читают слово «игра»
Ребята, вы очень старались, вы доказали Снежной Королеве, что много знаете о северных животных, что вы сильные и ловкие и возможно, когда-нибудь станете Олимпийскими чемпионами.
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Кто там?
Почтальон Печкин: Это я, почтальон Печкин. Принёс посылку для детского садика!
Входит почтальон с посылкой, передаёт её воспитателю.
Воспитатель: Это же посылка из Сочи, от наших Олимпийских друзей! Давайте-ка, посмотрим, что они нам подарили.
Воспитатель открывает посылку, достаёт и показывает детям игры.