Ольга Лир
Педагогический проект «Игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Модернизация современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему игры и организацию игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Представленный практико-ориентированный проект описывает интегрированный характер деятельности педагогов детского сада по созданию единого игрового пространства. В работе отражены актуальность и значимость, проекта, его характеристика, этапы реализации и предполагаемые результаты.
Предназначено педагогам ДОУ.
Содержание
Публикация «Педагогический проект „Игра как средство интеллектуального развития старших дошкольников“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проекта
Значимость и новизна проекта
Цель и задачи проекта
Характеристика проекта
Результаты проекта
Описание проекта
Этапы реализации проекта
Литература
Приложения
Приложение 1. Анкеты для родителей
Приложение 2. Конспекты мероприятий с детьми
Приложение 3. Картотека по использованию нестандартного оборудования
Приложение 4. Модель интеграции деятельности педагогов ДОУ
Приложение 5. Формы работы с родителями
Актуальность проекта
В последнее время серьезное беспокойство со стороны педагогов и психологов вызывает «утончение» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре и постепенный уход в небытие в первую очередь игр, имеющих тысячелетнюю историю, без которых умирает народная душа. Сегодня все чаще раздаются тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что в силу разных причин происходит утрата традиций, связанных с игрой, игра уходит из жизни детского коллектива. Несмотря на длительность периода детства, ребенок зачастую не успевает «наиграться» и «выиграться».
В настоящее время игра ребенка — это уже не спонтанные сюжетные игры, не стихийно усвоенные от старших поколений игры с правилами, бытовавшие в разновозрастной «дворовой» среде. За последнее время в играх детей произошли существенные изменения. Дети дошкольного возраста стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры.
Настораживает и то обстоятельство, что в сохранившихся ролевых детских играх практически отсутствуют «профессиональные сюжеты», которые, как традиционно считалось, в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. На смену им приходят достаточно оторванные от реальной детской жизни сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, видео- и мультипликационных фильмов.
Игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней и само детство, и сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к игре у детей.
Анкетирование родителей с целью определения, как они понимают задачи воспитания через игру, умеют ли организовывать игры, создать для этого условия, выявлять интересы детей, показало заинтересованность родителей в сотрудничестве семьи и детского сада по развитию игровой деятельности
Значимость и новизна проекта
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игнорирование игры в дошкольных учреждениях и семье в угоду так называемому «раннему обучению» приводит к тому, что ребенок, пресытившись принудительными учебными занятиями, не хочет идти в школу или быстро утрачивает к ней интерес.
Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего интеллектуального воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности ребенка. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.
Цель и задачи проекта
Цель: предоставлять каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Задачи:
• уважать свободу и достоинство каждого ребенка как маленького, но полноправного человека;
• использовать игры как формы, средства организации детской жизни, как методы интеллектуального развития ребенка, подготовки его к школе, развития «детского общества».
• создавать условия для развития индивидуальности каждого малыша;
• обеспечивать атмосферу психологического комфорта для детей;
• учитывать возрастные психологические особенности детей при отборе содержания и методов воспитания и обучения;
• использовать возможности игры в диагностических и коррекционных целях;
• пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными.
Характеристика проекта
Направленность проекта : комплексный ( разные виды детской деятельности: познавательно-речевая, изобразительная, ручной труд, физическая, игровая).
Тип проекта : практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный (1 год)
Основополагающие принципы реализации проекта опираются на принципы программы Дороновой Т. Н. «Радуга:
преемственность и непрерывность;
интеграции разных видов деятельности;
учет индивидуальных особенностей;
чередование организованной деятельности и самостоятельного времени для свободной игры;
изменение работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости;
включение моментов, способствующих эмоциональной нагрузке, создающих у детей радостное настроение.
Результаты проекта :
Предполагаемые результаты:
• создание развивающей среды, которая включает зону для свободной самостоятельной игровой деятельности.
• оформление методической разработки для педагогов дошкольного учреждения о современных подходах к организации игрового пространства;
• обобщение материала для родительских собраний и консультаций;
• сборник рекомендаций для родителей по созданию игрового уголка дома.
Описание проекта
Проект «игра как средство развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников» разделен на три этапа.
Диагностический этап на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр детей через анкетирование, определить уровень владения воспитанниками игровой деятельности. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий п. Диагностику проводят воспитатели. (Г. Репринцева кандидат педагогических наук. Институт социальной педагогики РАО. Москва)
Так как проект реализуется на протяжении 1года, практический этап осуществляется согласно учебному и тематическому плану.
Практический этап включает в себя различные виды деятельности: познавательные занятия игровой направленности, использование игровых тренингов для развития мелкой моторики рук и речи на занятиях по развитию речи, многообразие игр в свободное от занятий время на развитие внимания, мышления, память, нравственно-волевых качеств, формирование детского сообщества и другое. Эффективность проекта достигается путем интеграции деятельности различных педагогов ДОУ.
Основным и значимым разделом проекта является сотрудничество с родителями. «Родители являются первыми педагогами». Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закон РФ «Об образовании»). На протяжении всего срока осуществления проекта в план воспитательно-образовательного процесса вносятся мероприятия по привлечению родителей к информационной, досуговой, продуктивной деятельности.
На заключительном этапе созданная развивающая среда, которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности, методическая разработка для педагогов дошкольного учреждения о современных подходах к организации игрового пространства, и материал для родительских собраний и консультаций будут являться продуктом проекта.