Елена Алексеева
Познавательная игра с детьми 3–5 лет «Непослушные башмачки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Формировать у ребят ретроспективный взгляд на вещи.
2. Развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы воспитателя.
3. Уточнять представления о сезонных предметах обуви, активизировать употребление прилагательных.
4. Воспитывать чувство любви к Родине.
Активизация словаря: изба, сундук, лапти, лыко, яркий, нарядный, цветной, разноцветный.
Публикация «Познавательная игра с детьми 3–5 лет „Непослушные башмачки“» размещена в разделах
Материал: 2 куклы в русско-национальных костюмах; мальчик и девочка; следы животных, птиц, детские, взрослые; скамейки, сундук, изба, разные виды обуви (лапти); картинки с изображением времени года, изображение кукол в русских национальных костюмах, сапожки для кукол, запись на кассете, бусы, чайный сервиз из бумаги, формочки под бусы, леска, детский столик.
Ход:
Дети входят в группу.
Воспитатель: Посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте всем скажем: «Доброго Вам здоровьица».
Дети здороваются с гостями.
В: Это так, по особенному на Руси здоровались. Посмотрите, кто к нам пришел. А одеты как чудно! Давайте узнаем, как зовут наших маленьких гостей. Спроси, Аня, у девочки: «Как Вас звать, сударыня?»
Кукла-девочка: Марьюшка, свет Васильевна.
В: Спроси, Артем у мальчика: «Как Вас звать, сударь?»
Кукла-мальчик: А я Иванушка.
В: А ты, Алеша, подойди, спроси наших гостей: «Как вас звать, сударыня?». Вот и познакомились. Как красиво на Руси обращались к девочкам и мальчикам, мужчинам и женщинам: сударь, сударыня. Марьюшка да Иванушка приглашают нас к ним, в деревенскую избу.
Берем кукол и приходим к избушке. Вокруг нее следы.
В: Сколько следов вокруг, кто же здесь был?
Дети рассматривают следы, называют – детские, взрослые, следы животных.
Д/и «Чьи следы лишние?»
В: Как вы думаете, чьих следов не должно быть? Почему? (следов животных)
В: Раньше говорили: «Для дорогих гостей и ворота настежь». И нас здесь ждут, проходите ребята.
Обращаю внимание на сундук.
- Что это, Алеша? Что это, Мадина?
В: Это сундук. Что же в нем можно хранить?
Д: Одежду, посуду, муку, сахар…
В: А давайте в него заглянем!
Д: Валенки!
В: Когда же в них ходят?
Д: Зимой.
В: Конечно зимой. Здесь зимняя обувь будет стоять. Поставь Алеша, пожалуйста.
Игра «Разложи обувь по времени года».
Вынимаю лапти, спрашиваю:
- Что же это за обувь?
Предполагаемые ответы детей.
В: Это самая древняя обувь на Руси. Плели ее из лыка разных деревьев. Носили все, и мужчины и женщины. Лыко - это кора дерева. Давайте вместе скажем: лыко
- Гости, скажите, пожалуйста, из чего лапти плели?
Гости: Из лыка.
В: Стоили лапти всего 3 копейки. Говорят, очень удобная обувь.
Дать детям подержать.
В: Какие они?
Д: Легкие, удобные, твердые и т. д.
Достаю из сундучка маленькие лапти.
В: Посмотрите, какие маленькие. Как их ласково можно назвать?
Д: Лапоточки и т. д.
В: В них девушки хороводы водили, юноши в перепляс пускались. Пели задорно.
Звучит запись: Русская народная пляска «Пляши смелей!»
Не жалей лаптей!
Сходим лыка надерем,
Лапти новые сплетем!
В: Это потом на Руси стали носить нарядные сапожки. Вот и у Марьюшки-подружки сарафаны новые пошили, а сапожки подобрать не могут. Непослушные башмачки расшалились, все перепутались. Помогите, ребята.
Игра «Подбери башмачки к платью»
В: Ребята, послушайте загадку:
«Русская красавица стоит на поляне,
«Косы» развесила – в белом сарафане».
Д: Береза! (на мультимедиа появляется слайд с березовой рощей)
В: Береза - символ России. Русский народ воспевал её в стихах, песнях, сказках; вокруг березы водили хороводы.
Практическая деятельность «Укрась березку листочками».
В: Давайте посмотрим, что еще у нас в сундучке? (показываю матрешку). Матрешка - символ России. Имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня. У меня есть волшебная палочка, хочу, чтобы вы превратились в матрешек. (Девочки надевают платочки, мальчики повязывают пояс).
Хоровод «Во поле береза стояла».
В: Хорошо погостили! А что же мы Марьюшке и ее подружкам в подарок оставим?
Д: Чашки, чайник.
В: Чтобы наши пальчики хорошо работали, разогреем их, они то нам и помогут!
Пальчиковая гимнастика «Приветствие».
Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны)
Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)
Здравствуй, свежий ветерок (покачать поднятыми руками)
Здравствуй, кудрявый дубок (соединить пальчики над головой, округлив руки) .
Мы живем в родном краю (развести руки в разные стороны).
Я Вас всех люблю (обнять себя руками).
Практическая деятельность: «Украшение чайного сервиза».
(На выбор детям предлагаются бумажные силуэты чайной посуды, кисточки, гуашь, мелкие геометрические фигурки).
В: В нашей мастерской кипит работа, кто рисует волшебной кисточкой, кто-то приклеивает горошки. Ну, просто чудеса!
В: Накрывай на стол, Катюшка.
- Вы хоть маленькие, да удаленькие, умеете хорошо украшать посуду. Вот ее и подарим. Какой у тебя сервиз получился, Аня, а у тебя Алеша? И т. д.
Д: Яркий, цветной, разноцветный и т. д.
В: С таким чайным сервизом и чай вкуснее, да ароматнее. Ой, ребята, у меня в квашне, тесто подходит. К чаю пирогов испечем, да гостей позовем!