Елена Абрашко,
Конспект занятия по познавательной деятельности «Первое представление о жизни славян. Красная изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. познакомить детей с жилищем наших предков : внешним видом избы, ее расположением, материалом из которого строится
2. познакомить с предметами быта и их назначением (ухват, кочерга, рукомойник, лохань, сундук).
3. развивать умение; интерес к расматриванию предметов, отмечая их красоту; совершенствовать представление о способах класификации предметов по типовым признакам.
4. воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.
Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности „Первое представление о жизни славян, Красная изба“» размещена в разделах
Предварительная работа : знакомство с красотой родного края через произведения русских художников;
эксскурия в русскую хату; чтение русских народных сказок "Гуси-лебеди", "Царевна -лягушка"; дидактическая игра "Узнай по описанию"
Ход занятия
Воспитатель сообщает. что сегодня мы пойдем в необычный музей- дом наших предков -славян. дорогу в дом нам укажет путеводный клубок. Педагог рассказывает обычай. по которому славяне входившие в новый дом, должны были взяться за нить клубка. Дети заходят в дом.
Воспитатель предлагает рассмотреть предметы обихода. Далее предлагает найти их (лавка, стол, посуда, и т. д.) дерево было одним из любимых материалов у славян, ведб Русь издавна славилась лесными богатствами.
-вход в избу славяне располагали с определенной стороны (с помощью компаса определяют, что вход расположен с южной стороны).
- напротив входа всегда стоит печь. Дети также определяют с какой стороны света ставилась печь (с северной) и почему (люди старались защитить дом от ветров).
Воспитатель особое внимание обращает на красный угол, который располагается по диагонали от печи.
- "красный" угол - значит красивый. Дети рассказывают, что они видят в красном углу (стол. лавка, икона). Здесь принимали гостей, обедали.
- справа от печи располагается угол в котором хозяйка работала. Дети называют предметы, которые они видят (рукоделие, прялка, люлька с младенцем). Чтобы дела у хозяйки спорились ей помогала Спорынья - добрый дух дома (оберег).
- наши предки верили. что сон младенца охраняет другой оберег -Дрема. Он рассказывает детям сказки и охраняет их сон.
- у хозяйки много дел по дому: растопить печь, сварить обед, спрясть пряжу, постирать холсты, укачать ребенка.
Хозяйка просит детей ей помочь и последовательно рассказывает о том, как ведется хозяйство.
- утром надо было принести воды и хозяйка брала два братца. вы догадались, что это? (ведра). Вешала их на коромысло (дети вспоминают для чего нужна в доме вода). Хозяйка показывает приспособления для стирки - корыто, стиральная доска; для умывания - ушат.
Воспитательпредлагает детям найти место в доме, где готовилась еда.
-в печке жарко и горшок руками взять нельзя. Воспитатель предлагает найти предмет в доме, которым можно это слелать
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит - отдает,
Сам в угол идет
(ухват)
-полы раньше не мыли,а скоблили их ножами. Так же чистили стол и лавку.
-рядом с печкой весит люлька с младенцем, чтобы малышу было тепло
-хозяйка готовила еду и пела колыбельную песню (дети вспоминают песню)
-хозяйка была не только поварихой, но и мастерицой. она пряла пряжу, ткала холст. Для этого она использовала веретено, прялку (хозяйка показывает и рассказывает как пользоваться этими предметами).
Далее воспитатель предлагает поигать в сюжетно-ролевую игру "Мы - Славяне", где дети выполняют работу по дому. В окончании игры хозяйка всех благодарит и приглашает к толу отведать простой и очень полезной пищи.
В конце занятия воспитатель обращает внимание на то, что в доме одна комната и вней ничего лишнего. В глазах наших предков дом- это Вселенная - с небом, землей, сторонами света.
Выходя из дома дети прощаются с избой и Домовым, добрым духом дома, который оберегает его.