Наталья Рем
Познавательная деятельность детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наибольшее количество различной информации ребёнок усваивает на основе зрения. Нормальное развитие и совершенствование функций зрительной системы ребенка в раннем возрасте позволяет создать благоприятные условия для становления и формирования его зрительного восприятия как психического процесса, что способствует накоплению адекватных представлений о предметах, объектах и явлениях действительности. В сенсорном развитии ведущее место занимает зрительное восприятие, состояние которого связано прежде всего со здоровьем зрительной системы. Развитие малыша в раннем возрасте происходит в тесной совместной деятельности со взрослыми, в первую очередь с матерью. Ребёнок осваивает различные способы употребления предметов и действий с ними и начинает усваивать устойчивые свойства предметов. Однако в этот период формирования образа носит общий характер, отличается нерасчлененностью и недетализированностью. И ребёнок обращает внимание на яркий признак (например цвет, он не может заметить и выделить другие свойства предмета и обозначить их в речи без помощи взрослого. Действия же взрослого с предметом является для ребенка образцом и усваивается путем непосредственного восприятия: сначала как совместное, потом -самостоятельное. Взрослые комментируют свои действия и действия ребенка, которые начинает лучше осознавать их, что способствует формированию такой важный для развития ребёнка связи – «образ-слово-образ». Анализ свойств и признаков ещё элементарен. В связи с этим возникает необходимость гармоничного развития всех органов чувств при ведущей роли зрительного анализатора. Помощь взрослого состоит в том, чтобы обратить внимание ребёнка на деятельность своих органов чувств (что видит, что слышит, какой имеет запах, вкус и т. д.). Такая же помощь взрослого необходимо малышу для развития ориентировки и самостоятельного передвижения в пространстве. Так как у детей от 2 до 3 лет повышается двигательная активность важно помочь ребенку зрительно «почувствовать» движение своих конечностей, оценить своё передвижение в пространстве данного помещения, положение предметов, их удалённость и другое. Всё это осуществляют в игровой форме с помощью куклы или игрушки-«неваляшки». Формирования и закрепления образов представлений тесно взаимосвязаны с развитием средств изобразительной деятельности. Овладевая средствами и видами изодеятельности (рисованием, лепкой, а затем конструированием и моделированием, ребенок совершенствует свое образное представление. Он лучше начинает узнавать предметы и объекты на картинках, рисунках и фотографиях. При этом используют методы сравнения, соотнесения, ориентировочные действия. У ребенка развивается пространственное восприятие и глазомер. Формирование образов, накопление предметных представлений также связаны с непосредственным общением ребенка со взрослым. Важное значение имеет при этом усвоения - на основе визуального восприятия - неречевых средств общения (мимики, жестов, пантомимики). Большую роль в формировании образов, представлений играет намечающийся переход к новой форме деятельности -игровой. Взрослому следует сконцентрировать внимание ребенка на обследование предметов и игрушек, на выделение и анализе главных и второстепенных признаков, учить их обобщать, а затем и классифицировать.
Публикация «Познавательная деятельность детей раннего возраста» размещена в разделах
Взрослый учит малыша опираться в деятельности на разные органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, используя игровые действия. К трехлетнему возрасту речевая деятельность значительно активизируется, занимаясь с игрушкой он проговаривает вслух, что он будет с ней делать. Зрительное восприятие взаимодействует со слуховым и создается прочная опора для развития наглядно-действенной и наглядно-образной форм мышления. Необходимо учить малыша системному, комплексному обследованию предметов с проговариванием, чтобы слово направляло внимание ребенка на предмет, а затем управляло его вниманием. В итоге к трем годам в развитие ребенка можно увидеть новый уровень формировании зрительного восприятия как психического процесса. Такой уровень предусматривает: активное передвижение в пространстве; повышение эффективности дистантного обозрения в связи с улучшением состояния зрительных функций; стабилизацию остроты зрения; значительное расширение познавательных возможностей ребенка. Для формирования целостных образов представлений об окружающем в дошкольном возрасте и в целях предупреждения отклонений в познавательной деятельности у детей преддошкольном возрасте выделяют следующие формы работы: развитие совместной со взрослым и подражательной деятельности; усвоения образцов действий с предметами и перенесение их в новую обстановку. Формирование зрительно-поисковой ориентировочной исследовательской деятельности; формирование способов всестороннего восприятия и обследование предметов, и действий с ними; установление коммуникативных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; общения (мимики, жестов, пантомимики); развитие обозначающей функции речи; обучение словесной регуляции ребенком собственных действий; обучение ориентации на себе, в микропространстве (на столе); развитие свободной подвижности в пространстве; активное развитие мелкой моторики под контролем зрения.