Оксана Горбатенко
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
обобщить знания детей о зимующих птицах;
закрепить навыки словообразования (приставочным и суффиксальным способом);
закрепить умение составлять рассказ по опорной схеме;
продолжать учить громко, чётко, последовательно рассказывать о птицах;
воспитывать любовь и чувство сострадания к зимующим птицам;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Словарная работа: внедрение в активный словарь детей слов типа: красногрудый, желтогрудая, остроклювый, перелетел, облетел, бойкая, выносливый, оперение, крупный, продолговатый, всеядная, неприхотливые.
Словосочетания: выстукивает деревья, жестокие морозы, алая грудка, лесное радио, лесная газета, ярко-жёлтое оперение, желтовато-зелёного цвета, серо-голубые крылья, иссиня-чёрная.
Предварительная работа:
чтение фрагментов рассказов Г. Скребицкого и Н. Сладкова, Т. Шорыгиной о птицах, чтение стихов В. Звягиной, Е. Благининой, А. Яшина;
загадывание загадок о зимующих птицах, выделение характерных особенностей повадок и внешнего вила птиц;
имитация птичьих движений;
работа с карточками-схемами по глагольному словообразованию;
повторение предлогов (на, под, с, из, из-под, около);
словообразование прилагательных (красногрудый, длиннохвостая. и т. д.);
согласование существительных с числительными в ед. числе.
Оборудование:
картинки с изображением птиц;
опорная схема для составления рассказа о птицах;
магнитофон;
кормушка, рисунки кормушек и карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Дети сидят полукругом. Перед ними стол, на нем разложены конверты под номерами, в которых находятся картинки с изображениями птиц. Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой "Морозы”.
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц.
Ведь очень голодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким
Поможем! Их надо кормить.
И тогда, им будет легко пережить холода.
Воспитатель: Сегодня, ребята, разговор пойдёт о птицах. Как называются птицы, которые не улетают в тёплые края, а остаются рядом с нами?
Дети: - Зимующие птицы.
В. : Каких вы знаете зимующих птиц?
Д. : Ворона, сорока, воробей, синица, дятел, голубь.
В. : А есть ещё птицы, которые прилетают к нам зимовать. Какие это птицы?
Д. : Снегирь, клёст.
В. : Почему зимующие птицы не страшатся морозов?
Д. : Эти птицы выносливые, неприхотливые, питаются семенами, ягодами рябины и тем, что дадут люди.
В. : Ребята, вы хорошо отвечали, и я думаю, что в игре "Знатоки птиц" вы покажете все свои знания о птицах. Приглашаю вас в Клуб "Знатоков птиц".
2. Обобщение и закрепление
Воспитатель предлагает детям выбрать любой конверт. По очереди. При выборе, дети проговаривают номер конверта.
В. : В этом конверте лежит загадка о птице.
«Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика».
- Кто это?
Д. : Это синица, (на панно выставляется картинка с изображением синицы).
В. : Какая грудка у синички? Желтая грудка. Как сказать одним словом? (желтогрудая)
Далее другой ребёнок выбирает конверт, воспитатель читает загадку про птиц т. д.
В. : «Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю».
(Если дети затрудняются ответить, воспитатель загадывает другую загадку).
«По дворам шныряет, крохи собирает»
-Кто это?
Д. : Это воробей, (выставляется картинка воробья).
В. : Назовите воробья ласково. (воробышек, воробьишко)
В. : «Носят серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь - кружат двадцать пар кричат:
- Карр! Карр! Карр»!
Д. : Это ворона, (выставляется картинка вороны).
В. : Назовите детеныша, детенышей вороны. (вороненок, воронята)
В. : «Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна,
Брюхо белое, да плечи.
Тарахтенье вместо речи,
Хоть кого увидит - вмиг
Поднимает стрёкот-крик».
Д. : Это сорока, (выставляется картинка сороки).
В. : Как называют сороку в народе? (сорока-белобока) Почему?
В. : «Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит - им легче».
Д. : Это дятел, (выставляется картинка дятла).
В. : Почему дятла называют лесным доктором?
В. : «Угадайте, что за стая
С крыши к нам во двор слетает?
Покормите поскорей
Сизокрылых (голубей)».
Д. : Это голуби, (выставляется картинка голубя).
В. : Назовите голубя ласково. Он – голубь, а она? (голубка). Детеныш? (голубенок, а много? (голубята)
В. : «Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Cнегири)».
Д. : Это снегири, (выставляется картинка снегиря).
В. : Какого цвета грудка у снегиря? (красного) Красная грудка, а как сказать одним словом? (красногрудый) С чем сравнивается снегирь в загадке? (с яблоками) Почему?
В. : «Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Кле, кле, кле –
Поет со свистом».
Д. : Это клест, (выставляется картинка клеста).
В. : Зачем природа одарила клеста таким клювом?
В. : А, теперь, ребята, посмотрите на наших птиц, и скажите: У кого самый длинный хвост? (у сороки) Как сказать одним словом длинный хвост? (длиннохвостая) Если хвост длинный, большой, значит, как можно его назвать по-другому? (хвостище)
-У кого самый маленький хвост? (у воробья) Как мы назовем? (хвостик)
-У кого самый большой, крупный, продолговатый клюв? (клювище)
А у кого самый маленький? (клювик)
В. : Молодцы ребята, вы очень много знаете о птицах. Сейчас мы с вами немного отдохнем. Дети вместе с воспитателем выходят на ковер.
3. Физминутка
Синички – синички, длинные реснички, Дети имитируют взмахи крыльями, летают
В гости прилетели, на окошко сели. Присели
Желтым брюшком красовались, Встали, покрасовались
Черным хвостиком любовались. Повороты назад, слева и справа
Платочки черные надели, Имитируют завязывание платка
Мотив веселенький пропели,
Поскакали, поклевали и Поскоки, присесть поклевать
Куда – то улетели! Встали, улетели
В. : Ребята, к нам тоже прилетели птички, посмотрите кто сидит в кормушке? (синички) Давайте все вместе составим короткий рассказ об этой птице вот по этой схеме. (Дети составляют рассказ, каждый по 1-му предложению)
4. Художественное творчество
В. : Молодцы, птицы много сил тратят зимой. Им обязательно надо подкрепиться. Но кормушки пусты! Чем кормят птиц люди? (Дети отвечают).
У нас тоже есть свои кормушки. Но на них кого-то не хватает. Давайте наполним кормушки кормом, и нарисуем птиц, которые прилетели его поклевать. Вот вам карандаши. (Дети проходят, садятся за столы)
5. Итог
Когда, дети справляются с заданием, работы выставляются на наборное полотно.
Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какую птицу он нарисовал и почему.
В. : А теперь, ребята, давайте послушаем стихотворение, почему нужно помогать птицам зимой. (Выходят Руслан и Катя)
Читается стихотворение А. Яшина "Покормите птиц зимой!"
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
В. : Чему, ребята нас учит это стихотворение? Правильно, мы должны заботиться о братьях наших меньших! Молодцы, вы очень хорошо сегодня поработали! Занятие окончено.