Галина Свириденко
Конспект занятия по формированию целостной картины мира на тему «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Познание. Формирование целостной картины мира.
Тема: Зимующие птицы.
Цель: дать детям представление о зимующих птицах : развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц.
Публикация «Конспект занятия по формированию целостной картины мира на тему „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Ход занятия
Дети стоят в кругу.
Отгадайте загадку:
Избушка новая, Для всех столовая,
Зовет обедать, крошек отведать (Кормушка (показать кормушку)
Кого вы можете встретить около кормушки зимой (Зимующих птиц) Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть кто из пернатых там живет (предложить детям пройти на стулья, автобус).Вспомним правила поведения в лесу (не шуметь, не оставлять мусор, не ловить и не обижать лесных жителей) .
Загадка: Грудка ярче,чем заря,
у кого… у снегиря (показ картинки)
Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже улетели далеко-далеко. Зато на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их не много, пусть не радуют нас своим веселым щебетаньем, все равно они прекрасны. ---Послушайте рассказ о снегире.
У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется на солнце вспыхивает два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только снегири-папы. Снегири мамы гораздо скромнее. Грудка у них не красная, а серовато –бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелетают с дерева на дерево., ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена, репейника. Чуть подкрепились, передохнули-и вновь замелькали в припорошенных (присыпанных) снегом перелесках (небольшой лесной участок,отдаленный от леса). И только слышно: дю-дю-дю. А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно извлекать семена? Следовательно, снегирь-птица зерноядная, клюв приспособлен добывать семена и почки. Если найдете под деревом выеденные плоды, значит питались здесь снегири.
Загадка: Эти птички с хохолком, очень яркие притом.
На рябину прилетели, птички эти…свиристели.
-Рассмотрите фотографию второй птицы. Это тоже наш зимний гость-свиристель. И по красоте оперения эта птица не уступает снегирю : розовато-серые перья, на конце черного хвоста желтая полоса, на шее -черный шарф, на голове большой хохол. Красавица, да и только. Смотрите птицы облепили куст с красными ягодами. Эти птицы, так же как и снегири, питаются рябиной, а еще любят калину, боярышник. Но только, в отличии от снегирей, свиристели съедают ягоду полностью, глотают плоды целиком. Наедятся, рассядутся на высоких деревьях и тихонько свиристят: тюр-тюр-тюр. Сравните внешний вид свиристели и снегиря. Можно ли назвать свиристелей зерноядными?
-Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это большеголовая птица с красно-коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Семена шишек их основная еда. Но достать семечко из закрытой шишки не так-то просто. Как же быть? Давайте рассмотрим эту птицу (картинка). Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя часть его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как над ними потрудились клесты, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клест отрывает ее вместе с веткой. И что еще интересно: клест вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы-в феврале. Это единственная птица, которая выводит птенцов зимой. (цок-цок-цок)
Так как же отличить клестов от других птиц?Что помогает им доставать семена из шишки?. Что особенного в поведении птиц зимой?
-Давайте представим, что мы с вами снегири (Физкультминутка на ковре)
Вот на ветках посмотри (руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири.
Распушили перышки (руки слегка в стороны)
Греются на солнышке (шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят (повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят (бегут по кругу, взмахивая руками)
(садятся на места)
Давайте вспомним каких еще птиц встречаем зимой. Я буду загадывать загадки.
1. Всех я за день навещу,
Все что знаю, расстрещу. (сорока)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
черненькая шапочка
и полоска шарфика. (синица (тинь-тинь)
3. Как лиса среди зверей
,эта птица всех хитрей,
прячется в морозных кронах,
а зовут ее (ворона (кар-кар)
4. Над жуком короедом
держит он всегда победу.
По деревьям тук да тук:
кто для леса верный друг (Дятел) (тррр-тррр)
5. Всерой шубке перьевой,
И в морозы он герой,
назови его скорей,
кто к нам скачет? (воробей (чик-чирик)
6. Посмотрите на балкон:
Он сутра воркует тут.
Эта птица –почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)
-Скажите, как мы можем помочь птицам зимой? Что мы должны сделать (подкармливать, кормушки)В зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса,т ворога. Можно предложить остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробью и –крупу, семена,хлеб. Голуби-крупу, хлеб.
-А как мы должны относится к птицам (нельзя разорять гнезда; нельзя подбирать и брать здоровых птенцов домой, мама –птица сама позоботится о них. ;, нельзя убивать птиц : они не только доставляют радость, но и заботятся о природе,поедают насекомых-вредителей)
Вот сколько мы с вами узнали. Пора и домой возвращаться. А чтоб дорога назад не показалась скучной давайте поиграем в игру «Что изменилось»,проверим вашу внимательность. Вы закроете глаза,а я изменю расположение картинок.
Ну вот мы и дома. О каких птицах мы говорили? Что нового вы узнали?