Анна Белова
Поэтическое представление в библиотеке «Игры и игрушки Агнии Барто»
Поэтическое представление
«Игры и игрушки Агнии Барто»
Цели занятия:
- познакомить детей с личностью и творчеством А. Л. Барто;
- прививать интерес к чтению лучших образцов детской поэзии.
Задачи:
- прививать интерес к книге и чтению;
- способствовать формированию лучших нравственных качеств детей;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру, а также к книгам и игрушкам;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- развивать игровые, познавательные, творческие, речевые навыки и способности детей;
Публикация «Поэтическое представление в библиотеке „Игры и игрушки Агнии Барто“» размещена в разделах
- способствовать формированию мыслительной активности.
Оборудование:
портрет А. Барто, книга ее стихотворений, на столе – игрушки: большая кукла Машенька, бычок, мишка, лошадка, слон, зайка, щенок, маленькая куколка, паровоз, мячик; зеркало, букварь, реквизит для обыгрывания стихотворения «Веревочка» (3-4 веревочки, очки, платочек, парик или накладная борода)
Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о детском поэте, чьи стихи вам хорошо знакомы с малых лет (показывает детям портрет А. Барто). Знакомьтесь: это Агния Львовна Барто – автор множества замечательных стихов для детей, в том числе знаменитых строчек «Идет бычок, качается…», «Наша Таня громко плачет…», «Уронили мишку на пол…» и других знакомых вам стихов из цикла «Игрушки».
Со дня рождения Агнии Барто исполнилось целых 115 лет! Ее стихи читали, когда были маленькими, не только ваши папы и мамы, но и бабушки и дедушки, и даже прабабушки и прадедушки!
Родилась знаменитая детская поэтесса в 1906 году в городе Москве. Ее папа был ветеринарным врачом, поэтому в доме, где росла Агния, всегда было много животных: собачка с раненой лапкой, ворона с подбитым крылом, кошечка с больным ушком… Папу Агнии Барто звали Лев Николаевич, и он очень любил книги. В доме имелась большая библиотека. С четырех лет маленькая Агния научилась читать, и лучшим подарком на День рождения для нее всегда была книга. Особенно нравилось девочке читать стихи. Агния с детства сама пробовала их сочинять, и у нее это получалось, она втайне мечтала стать поэтом. Но родители решили по-другому.
Они отдали ее обучаться балету в балетное училище. Быстро пролетели годы, Агния выросла и готовилась стать балериной – танцевать на сцене Большого театра.
На выпускном вечере в балетном училище она прочитала стихи собственного сочинения, посвященные прощанию с любимым училищем, с подругами и учителями. Стихи должны были быть грустными, но в зале почему-то все улыбались. На этот вечер был приглашен очень важный человек – министр просвещения Анатолий Луначарский. Он подошел к юной Агнии, пожал ей руку и сказал: «Вам надо писать веселые стихи».
Эти слова вдохновили Агнию. Она подумала: «Веселые стихи нужно писать о детях и для детей. Дети – такой веселый народ! А как послушаешь, о чем они говорят, сразу заулыбаешься.»
Первая книга стихов Агнии Барто появилась, когда ей исполнилось всего 17 лет. Эта книга сразу стала пользоваться большим успехом у детей и у взрослых.
«Для того, чтобы писать о детях, нужно знать, о чем они думают, мечтают, о чем переживают, что любят, на что обижаются. И если уж писать о детях, - размышляла Агния, - то писать о них с их первых шагов жизни». Так появился известный цикл стихов А. Барто «Мой младший брат» и стихотворение «Машенька», которое я предлагаю вам сейчас послушать.
Звучит спокойная детская музыка.
Ведущая берет куклу и обыгрывает с ней стихотворение.
«Машенька»
Кто, кто в этой комнате живет?
Кто, кто вместе с солнышком встает?
Это Машенька проснулась,
С боку на бок повернулась
И, откинув одеяло,
Вдруг сама на ножки встала.
Здесь не комната большая –
Здесь огромная страна,
Два дивана-великана.
Вот зеленая поляна –
Это коврик у окна.
Потянулась Машенька к зеркалу рукой,
Удивилась Машенька: «Кто же там такой?»
Она дошла до стула, немножко отдохнула,
Постояла у стола и опять вперед пошла.
Сорока-ворона кашку варила,
Кашку варила, Маше говорила:
- Сначала кашку скушай,
Потом сказку слушай!
Стала Маша подрастать.
Надо дочку воспитать.
Есть у Маши дочка –
Ей скоро полгодочка.
Часы пробили восемь.
Сейчас затихнет дом.
Сейчас платок набросим
На клетку со щеглом.
Есть у Маши дочка, ей скоро полгодочка.
Она лежит не плачет, глаза от света прячет.
Чтоб она у нас спала,
Снимем лампу со стола.
Ходят тени по стене,
Будто птицы в тишине стаями летят.
Кошка сердится во сне
На своих котят.
Мы спать ложимся рано,
Сейчас закроем шторы,
Диваны-великаны
Теперь стоят, как горы…
Баю-баюшки-баю,
Баю Машеньку мою.
Ведущая: А пока наша Машенька спит, предлагаю вам познакомиться с девочкой Таней – героиней стихотворения «Помощница».
Демонстрируется диафильм по стихотворению А. Барто «Помощница».
Ребята, как вы думаете, хорошо помогала Танюша маме, бабушке и брату? (ответы детей). Она была еще маленькой девочкой, но когда подросла, то стала настоящей помощницей для своих близких. Открою вам секрет: дочку Агнии Барто звали Таней, поэтому в ее стихах так часто упоминается это имя.
Первый сборник стихов Агнии Барто назывался «Я расту», ведь самое главное в жизни детей – расти. А когда человек растет, что только с ним не происходит, какие только истории не случаются!
Давайте сейчас сделаем небольшую разминку и покажем, как мы растем вместе со стихотворением «Я расту». Для начала положите, пожалуйста, левую ладошку на головку, чтобы лучше чувствовать, как вы растете. Повторяйте за мной все движения, но при этом левую ручку от макушки не отрывайте.
«Я расту»
Дети встают со стульчиков, кладут левую руку на голову и держат ее так до конца стихотворения, повторяя движения за Ведущей.
А я не знал, что я расту все время, каждый час.
(покачать головой из стороны в сторону)
Я сел на стул (сесть,
Но я расту,
Расту, шагая в класс
(шагать на месте).
Расту, когда гляжу в окно
(повернуть голову направо-налево,
Расту, когда сижу в кино
(сесть,
Когда светло
(сделать правой рукой движение «фонарик»,
Когда темно
(закрыть правой ладошкой глаза,
Расту, расту я все равно
(медленно встать со стула и вытянуться).
Идет борьба за чистоту,
(изобразить правой рукой движение веника в руке)
Я подметаю и расту.
Сажусь я с книжкой на тахту
(сесть,
Читаю книжку и расту
(ладошку правой руки поместить на уровне глаз, как книгу).
Стоим мы с папой на мосту
(встать, правой рукой облокотиться на воображаемые перила моста,
Он не растет
(указательным пальцем показать в сторону и покачать головой,
А я расту.
Расту и в дождик
(подставить ладошку под воображаемый дождь,
И в мороз
(поежиться, потопать ногами).
Уже я маму перерос
(ладонь левой руки оторвать от головы и направить вверх).
Молодцы, ребята! Садитесь на свои места.
А вот одна девочка из стихотворения А. Барто пошла в первый класс и решила, что уже выросла. О том, что же она хотела сделать, узнаете, послушав следующее стихотворение.
«Я выросла»
Ведущая подходит к столу, на котором размещены разные игрушки. Берет в руки букварь. Читает стихотворение, обыгрывая его с игрушками.
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой –
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
Почему же девочка ничего не подарила Сереже из своих игрушек? (ответы детей). А вы любите играть в игрушки?
Агния Барто часто бывала там, где собираются дети: в детских садах и школах, в оздоровительных лагерях, на детских спектаклях и концертах. Там она наблюдала за девочками и мальчиками, слушала их разговоры, интересовалась их увлечениями. И в ребятах она подмечала не всегда только хорошие качества характера. В своих стихах она высмеивала зависть, грубость, трусость и другие не очень приятные черты. Предлагаю вам сейчас познакомиться с некоторыми ребятами примерно вашего возраста из стихов Агнии Барто.
Берет в руки книгу, показывает картинки.
«Любочка»
Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Кто не знает Любочку? Любу знают все.
Девочки на празднике соберутся в круг.
Как танцует Любочка! Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка, и ленточка в косе.
Все глядят на Любочку, радуются все.
Но если к этой Любочке вы придете в дом,
Там вы эту девочку узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае –
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
- Фу! Какая теснота! –
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну садись! – вздыхает та.
Синенькая юбочка, ленточка в косе,
Вот какая Любочка во всей своей красе.
Случается, что девочки бывают очень грубыми,
Хотя необязательно они зовутся Любами.
Ребята, понравилась вам Любочка? А почему? Можно так себя вести и так разговаривать со старшими? (ответы детей)
А теперь мы познакомимся с девочкой по имени Люся.
«Подари, подари»
Люся в комнату вошла, села на диванчик
И берется за дела: начинает клянчить.
От зари и до зари, в зимний день и в летний
Люся просит: «Подари, мама, подари мне,
Подари мне, подари эти бусы-янтари!
Для чего вам бусинки? Подарите Люсеньке!
Игорек-Игорек, подари мне пузырек!
Ты же мой товарищ, пузырек подаришь?»
Ходит бабушка зимой в теплом шарфе с бахромой.
Клянчит, клянчит Люсенька: «Я мала-малюсенька,
Ты мне шарфик уступи, а себе другой купи!»
На минутку замолчала. Начинай читать сначала.
Какая нехорошая привычка была у этой девочки? Среди вас нет похожих на Люсю? (ответы детей)
А сейчас, я думаю, многие узнают себя или своих знакомых в героине следующего стихотворения.
«Сонечка»
Тронь ее нечаянно –
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
он меня толкнул!
- Ой, я укололась! –
Слышен Сонин голос. –
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
- Голова болит…
Я бы полежала бы –
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы –
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.
Ребята, как себя вела Сонечка? Как называется это неприятное качество? (ответы детей).
Конечно, Агния Львовна высмеивала плохие черты характера не только девочек, но и мальчиков. Послушайте стихотворение про мальчика Петю.
«Песенка про Петю»
Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит бумажки рвет!
А во время переменки
Занят он еще сильней:
Подойдет он к чистой стенке,
Чертит чертиков на ней.
Ах, как занят этот Петя!
Целый час ломал часы
И на мамином портрете
Подрисовывал усы.
То он вскочит на скамейку,
То залезет под кровать,
То зачем-то схватит лейку,
Станет лужи поливать.
То промчится он вприпрыжку,
То залезет на чердак…
Взяться некогда за книжку –
Слишком занят он и так!
Мы песенку про Петю
Решили вам пропеть,
Чтоб не было на свете
Ему подобных Петь!
Можно ли так поступать, как Петя, как вы думаете? (ответы детей)
Агния Львовна написала множество стихов о детских увлечениях, играх и фантазиях. А знаете ли вы, ребята, что стихи можно не только читать, в них еще можно играть. И сегодня вы в этом убедитесь: давайте поиграем со стихами Агнии Барто.
Берет в руки мяч.
Сейчас я прочту небольшое стихотворение, и при этом буду кидать вам мяч. Тот, кто поймает его, должен кинуть его мне обратно. Готовы?
Я знаю, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы.
Чтоб вместо высоких сугробов,
Вокруг зеленели холмы.
Смотрю я в стекляшку зеленого цвета,
И сразу зима превращается в лето.
Ведущая читает стихотворение несколько раз и при этом кидает детям мячик. Первый раз читает одна, а потом – вместе с детьми.
А теперь предлагаю вам поиграть со звуками. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь изобразить все звуки, о которых пойдет речь.
«Дом проснулся на заре»
Дом проснулся на заре –
Слышно, как пила
Зазвенела во дворе.
Голос подала.
(дети произносят звук «з-з-з», имитируя жужжание пилы)
Слышно, как топор стучит…
(произносят: «Тук-тук»)
Замолчал топор.
Завели дрова в печи
Тихий разговор.
(дети трут ладошкой об ладошку)
Чайник в комнате запел:
(произносят звук «с-с-с» на высоких нотах, постепенно увеличивая громкость)
«Я готов! Я закипел!
Пей горячий чай,
Чайник выключай»
Бой часов (произносят: «Бом-бом»)
И скрип дверей (произносят звук «кх»,
И посуды звон (произносят: «Дзинь-дзинь»)
Слышит маленький Андрей
По утрам сквозь сон.
Молодцы, ребята! Здорово у вас получилось поиграть со звуками!
Совсем скоро наступит весна, а это значит, что у вас появится много разных игр и забав на свежем воздухе. Давайте мы представим, что она уже наступила и обыграем вместе весеннее стихотворение Агнии Барто «Веревочка».
Ведущая выбирает для участия 4-5 девочек и одного мальчика, раздает им реквизит и детали костюмов.
«Веревочка»
Действующие лица: Лидочка, бабушка, сосед Иван Петрович, 2-3 девочки – «чемпионки двора».
Ведущая: Весна, весна на улице, весенние деньки!
Как птицы, заливаются трамвайные звонки.
Шумная, веселая, весенняя Москва.
Еще не запыленная зеленая листва.
Галдят грачи на дереве, гремят грузовики.
Весна, весна на улице, весенние деньки!
На середину выходят девочки-«чемпионки», прыгают через веревочки.
Ведущая: Тут прохожим не пройти: тут веревка на пути.
Хором девочки считают десять раз по десяти.
Это с нашего двора чемпионы, мастера.
Носят прыгалки в кармане, скачут с самого утра.
Во дворе и на бульваре, в переулке и в саду,
И на каждом тротуаре у прохожих на виду,
И с разбега, и на месте, и двумя ногами вместе.
На середину выходит Лидочка с веревкой в руках.
Ведущая: Вышла Лидочка вперед, Лида прыгалку берет.
Скачут девочки вокруг весело и ловко.
А у Лидочки из рук вырвалась веревка.
Лидочка пытается подпрыгнуть и роняет веревку.
Девочки-«чемпионки»:
Лида, Лида, ты мала!
Зря ты прыгалку взяла! –
Лида прыгать не умеет,
Не доскачет до угла!
Девочки-«чемпионки» уходят. Лида на середине площадки учится прыгать.
Ведущая: Рано утром в коридоре вдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович, ничего понять не мог.
Выходит, потягиваясь и протирая глаза, сосед Иван Петрович.
Ведущая: Он ужасно возмутился и сказал сердито он:
Сосед: Почему всю ночь в передней кто-то топает, как слон?
Сосед уходит, к Лидочке подходит бабушка.
Ведущая: Встала бабушка с кровати – все равно вставать пора!
Это Лида в коридоре прыгать учится с утра.
Лида скачет по квартире и сама считает вслух,
Но пока ей удается досчитать всего до двух.
Лида просит бабушку:
Лида: Немножко поверти! Я уже допрыгала почти до десяти.
Бабушка: Ну, -
Ведущая: Сказала бабушка, -
Бабушка: Не хватит ли пока?
Внизу, наверно, сыплется известка с потолка.
Бабушка и Лида уходят. Снова выходят девочки-«чемпионки», прыгают через веревочку.
Ведущая: Весна, весна на улице, весенние деньки!
Галдят грачи на дереве, гремят грузовики.
Вышла Лидочка вперед, Лида прыгалку берет.
Девочки: Лида, Лида! Вот так Лида! –
Ведущая: Раздаются голоса. –
Девочки: Посмотрите, эта Лида скачет целых полчаса!
Лидочка: Я и прямо, я и боком,
С поворотом, и с прискоком,
И с разбега, и на месте,
И двумя ногами вместе…
Ведущая: Доскакала до угла. –
Лидочка: Я б не так еще могла!
Лидочка и девочки вместе весело скачут.
Ведущая: Весна, весна на улице, весенние деньки!
С книжками, с тетрадками идут ученики.
Полны веселья шумного бульвары и сады.
И сколько хочешь радуйся,
Скачи на все лады.
Артисты выходят на поклон.
Ведущая: Замечательная инсценировка у нас получилась! Поблагодарим наших артистов громкими аплодисментами.
Ребята, надеюсь, вы убедились в том, что со стихами можно весело играть.
А теперь предлагаю вам вместе почитать любимые стихи Агнии Барто из цикла «Игрушки».
Поэтесса очень любила встречаться с детьми, выступать перед ними. Но она не просто читала свои стихи, как другие поэты, ей в этом помогали дети. Представьте себе: в Москве, в Доме литераторов на праздник Поэзии собиралось около тысячи детей! Все они шумят, смеются, кричат… Но вот выходит Агния Барто, и шум стихает, и она начинает читать стихи: она читает первую строчку, а весь огромный зал продолжает стихотворение. Давайте и мы с вами попробуем так же почитать стихи Агнии Барто: я начинаю, а вы продолжаете.
Ведущая вместе с детьми читает стихи из цикла «Игрушки». Перед началом каждого стихотворения она подходит к столу и берет ту игрушку, о которой идет речь в стихотворении.
Цикл «Игрушки»
«Бычок»
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
«Мячик»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
«Мишка»
Уронили Мишку на пол,
Оторвали Мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.
«Лошадка»
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
«Слон»
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
«Зайка»
Зайку бросила хозяйка, –
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Скажите, ребята, стихотворение про зайку веселое или грустное? А как вы думаете, детям нужны грустные стихи или только веселые? (ответы детей). Ну, конечно же, нужны и те, и другие. Но не все взрослые так думают.
Когда однажды на одной из встреч с детьми Агния Барто прочитала стихотворение «Зайка», у маленькой девочки на глазах появились слезы: ей было очень жаль зайку. Но ее папа страшно возмутился и сказал Агнии Львовне: «Как же Вы, детский поэт, пишете такие стихи, которые заставляют детей плакать! Разве допустимо, чтобы книжка для маленьких вызывала слезы?» Тогда четырехлетняя Олечка взяла папу за руку и сказала: «Папа, мне стихи очень понравились, просто мне жалко зайку. Мне очень нравятся стихи Агнии Барто! Они такие влиятельные, потому что они влияют на меня.»
Грустные стихи учат детей любить, жалеть и сострадать. Ребята, а как вы думаете, у человека есть душа? А какая она: у маленького – душа маленькая, а у большого – большая, или нет? (ответы детей) Если душа большая, это значит, что человек добрый, он никогда не оставит в беде и всегда поможет. Агния Барто считала, что душа может расти, а добрые стихи помогают ей в этом.
И на прощание послушайте, пожалуйста, одно из таких добрых стихотворений Агнии Барто.
Ведущая берет со стола игрушечного щенка, обыгрывает с ним стихотворение.
«Он был совсем один»
Один щенок был одинок,
Бродил он неприкаянно,
И наконец решил щенок:
«Найду себе хозяина!»
И вот щенок пустился в путь.
Бежал он за прохожими.
Но хоть спросил бы кто-нибудь:
«Ты что такой встревоженный?»
Нет, у людей свои дела:
Куда-то школьница прошла,
Прошли два длинных паренька…
Никто не смотрит на щенка,
И грустный, озабоченный,
Бежит он вдоль обочины.
Малыш в коляске катится!
Малыш в пушистом платьице.
Наверно, он возьмет щенка!
Нет, он улегся спать пока.
Бежит девчонка, что-то ест.
Щенок – за ней! Она – в подъезд!
Тоска напала на щенка…
Догнал он деда, старика.
Но и у деда много дел,
Он на щенка не поглядел.
И так расстроился щенок,
Что он завыл отчаянно:
«Я одино-о-ок, я одино-о-ок,
Не нахожу-уууу хозяина.»
Как вдруг увидели щенка
Две девочки, две Катеньки.
Они зовут издалека:
- Иди сюда, кудлатенький.
Одна кричит, всплеснув рукой:
- Ты нужен мне как раз такой!
Другая бросилась к нему:
- Дай лучше я тебя возьму!
- Кудлатенький!
- Косматенький! –
Его ласкают Катеньки.
Обнюхал девочек щенок,
Как завизжит отчаянно…
Сдержать он радости не мог:
Вдруг сразу – два хозяина!
На этом наша сегодняшняя встреча со стихами Агнии Львовны Барто подошла к концу. Читайте веселые и грустные, поучительные и забавные, а главное добрые стихи, и пусть ваша душа растет!