Маковкина Валентина Александровна
Методические рекомендации «Поэтапное обучение детей первого года жизни самостоятельной ходьбе»
▼ Скачать + Заказать документы
Поэтапное обучение детей первого года жизни самостоятельной ходьбе
Методические рекомендации
Подготовила
воспитатель
В. А. Маковкина
Первый год жизни ребенка характеризуется быстрым темпом его всестороннего развития. Только под воздействием взрослого и под его руководством осуществляется индивидуальное развитие каждого ребенка, происходит усложнение всех видов движений, их совершенствование.
Публикация «Методические рекомендации „Поэтапное обучение детей первого года жизни самостоятельной ходьбе“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Ходьба, пешие прогулки. Консультация для родителей
- Темочки
Двигательные упражнения и игры-занятия проводятся с детьми первого года жизни ежедневно, индивидуально, в разные отрезки бодрство-вания, как можно чаще. Упражнения должны сопровождаться ласковым голо-сом, улыбкой, с использованием песенок, потешек для вызывания положительных эмоций у детей. Двигательное воздействие должно проводиться до еды, непродолжительно, в помещении должно быть тепло (оптимальная температура воздуха – 21-22 градуса). Движения взрослого должны быть мягкими, что бы не испугать ребенка.
От 1 до 3 мес. Основным методом воздействия на этом этапе является личные непосредственные контакты с ребенком, положительные эмоции взрослого. Взрослый упражняет ребенка в подтягивании головы и плеч к груди, выполняя с ребенком упражнение присаживания и опускания. Если ребенка часто присаживать на этом этапе, поддерживая его под спину, то к 3 мес. ребенок проявляет активность - отводит плечи назад, когда взрослый подводит свои руки под его спину, что является сочетательным двигательным рефлексом на ножное раздражение.
От 3 до 6 мес. Ведущим методом на этом этапе является воздействие взрослого, помощь ребенку в овладении двигательными умениями. "Опорный, рефлекс" непрерывно укрепляется у детей только тогда, когда ребенка часто упражняют в его выполнении.
Возникновению и более четкому проявлению «рефлекса переступания» благоприятствует возбужденное состояние ребенка: не большой наклон туловища вперед и легкое подтягивание ребенка в этом направлении. Движение переступания возникает при соприкосновении подошвы ног с поверхностью стола, а также и тогда, когда взрослый, наклонив ребенка, двигает его вперед, не соприкаcая его подошвы со столом.
Для того, чтобы закрепить опорную реакцию, нужно использовать прием вызывания движения вставания, подтягивая ребенка из положения лежа на спине, поддерживая ребенка под мышки, учить его устойчиво стоять на выпрямленных ногах.
От 6 до 9 мес. На этом этапе необходимо развивать у детей умение стоять на основе опорного рефлекса и за счет движений рук. Стоять, не держась, дети начинают, выполняя предметные действия или разученные движения /"ладушки"/, когда взрослый побуждает словом, без специальной внешней стимуляции. Необходимо многократно упражнять ребенка стоять без поддержки, тогда ребенок относится к этому упражнению спокойно, не боится. Закреплению движения "стой" содействует и слово взрослого. Надо произносить слово "стой" в тот момент, когда ребенок отпускает опору и стоит, не держась. В этот момент слово становится стимулом движения.
Вставать на ноги ребенок раньше всего может начать при поддержке взрослого. Вставать без помощи взрослого ребенок начинает благодаря ак-тивному действию рук. Детей надо учить направлять руку к перекладине барьера, схватывать ее и подтягивая туловище к рукам, продолжать держаться.
От 9 мес. до 1 года. На этом этапе особое внимание уделяется развитию движения переступания вперед. Взрослый, подтягивая ребенка к себе из положения стоя, сильно наклоняет его туловище вперед, и ребенок выставляет сначала одну, а потом - другую ногу. Это прием пассивного движения. Затем ребенка учат ходить при поддержке взрослым за обе руки. Ребенок начинает ходить вперед и за отодвигающимся предметом /каталкой/. Необходимо создавать в группе такую обстановку, чтобы дети могли ходить от предмета к предмету /на расстоянии одного шага ребенка/. Тогда ребенок сам ищет опору: подползает к взрослому, чтобы его вели или к предмету, вдоль которого можно ходить, или которые можно толкать перед собой. Стимулом к возникновению первых самостоятельных шагов являются внеш-ние раздражители: вид взрослого, который подзывает, подманивает к себе ребенка, вид игрушки, а также предмета, который может быть использован в качестве опоры. После того, как ребенку впервые удалось сделать несколько шагов, не придерживаясь ни за что руками, он начинает стремиться ходить самостоятельно. Встав на ноги и научившись ходить, ребенок освобождает руки и использует их для выполнения различных предметных действий.