евгения истомина
Повышения интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре
▼ Скачать
Консультация для воспитателей
"Проведение разных видов физкультурных занятий, утренних гимнастик, развлечений, досугов как средство повышения интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре. "
Составила педагог
Истомина Е. А.
МДОУ "Детский сад №3 "Незабудка"
город Котлас
«…Физическое воспитание – это то, что
обеспечивает здоровье и доставляет радость».
Крэттен.
Публикация «Повышения интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре» размещена в разделах
Основной проблемой современного общества считается низкий уровень здоровья населения. Этому способствует снижение двигательной активности современного человека, и в частности, у детей дошкольного возраста наблюдается дефицит двигательной деятельности.
Причина этому стал тот факт, который подтверждается анкетированием среди старших дошкольников и их родителей. Находясь дома, дети-дошкольники большую часть времени проводят сидя за телевизором и компьютером. Родители ведут пассивный образ жизни, не проявляют инициативу в организации двигательной деятельности своих детей. Безусловно, весь уклад семейного здорового быта оказывает огромное влияние на физическое развитие детей. В жизнь каждой семьи должны прочно войти физические упражнения, совместные
тренировки, подвижные и спортивные игры или играми с элементами спорта.
Очень важен личный пример родителей, их активная жизненная позиция. Также семья во многом определяет отношение детей к физкультуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Именно в такой семье у ребенка воспитывается и удовлетворяется потребность в двигательной активности.
Немаловажное влияние на развитие двигательной деятельности оказывает и ДОУ, так как дошкольник большую часть времени проводит в детском саду.
Для решения данной проблемы необходимо развивать интерес детей к физическим упражнениям, подвижным играм, оздоровительным мероприятиям, воспитывать потребность к занятиям физкультурой и спортом, одним словом активизировать двигательную деятельность детей дошкольного возраста.
Выделены следующие эффективные методы и приемы повышения интереса детей к двигательной активности на занятиях, занятиям физкультурой :
1) создание насыщенной, разнообразной, вариативной, многофункциональной, эстетической предметно-пространственной развивающей среды;
2) разнообразие типов физкультурных занятий для детей;
3) внедрение современных образовательных технологий.
Утренняя гимнастика - это заряд бодрости на весь день. Детям обеспечиваем полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость в движении, через различные виды утренней гимнастики, что способствует формированию интереса детей к ней :
оздоровительный (дозированный) бег;
упражнения на коррекцию осанки и стопы и народные подвижные игры; гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них; оздоровительная аэробика, гимнастика по интересам и игры по желанию детей.
в конце утренней гимнастики собираем детей в кружок для межличностного общения: высказываем добрые пожелания или просто говорим приветливые, хорошие слова своей подруге (другу); поздравляем друг друга с каким-нибудь событием.
Очень важно обеспечить непринуждённость такого общения, раскованность, эмоциональный комфорт.
Как на утренней гимнастике, так и на физкультурных занятиях используем разные виды построения.
В шеренгу
В колонны по два, по три…
По кругу
В рассыпную
Подгруппами
Парами
Считая, что постоянное использование только традиционной структуры физкультурного занятия зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям физической культуры и, как следствие, к снижению их результативности, поэтому используем разные виды проведения физкультурных занятий :
1. Занятия по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе.
2. Тренировочные занятия на закрепление основных видов движений.
3. Занятия, построенные на подвижных играх. На таких занятиях учитываем структуру организации подвижных игр.
- Первая часть малоподвижные игры.
- Вторая часть игры высокой подвижности с чередованием основных движений; прыжки, ползание, бег…
- Третья часть игры малой подвижности; релаксация, статические упражнения, например «Замри», «День ночь».
4. Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей;
5. Занятия – путешествия, походы.
7. Занятия серии «Здоровье», где детям даются представления о строении собственного тела, назначение органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а так же прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказание первой помощи.
8. Интегрированные занятия (с привлечением специалистов, с интеграцией в других образовательных областях).
9. Диагностические занятия.
10. Круговая тренировка или занятия по этапам. На таких занятиях необходимо, чтобы педагог видел всю группу детей и находился на том снаряде, где требуется страховка.
11. Музыкально-ритмические занятия.
12. Занятия на тренажёрах.
13. Занятия по карточкам и схемам.
Для поднятия интереса используем разные виды организации физкультурных занятий, но не забываем о структуре проведения.
1 часть вводная
2 часть основная
3 часть заключительная
В первой (вводной) части занятия ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия.
Во второй (основной) части занятия решаются следующие задачи: обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств.
В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному и подводятся итоги занятия. В заключительной части проводятся спокойная ходьба, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала.
Для формирования у дошкольников здорового образа жизни проводим физкультурные праздники и развлечения.
Цель таких мероприятий является активное участие всего детского коллектива, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.
При составлении плана-сценария необходимо соблюдать
-Постепенное возрастание физических и психических нагрузок.
-Предусматривать чередование игр с высокой и низкой физической нагрузкой.
-Чередовать индивидуальные и массовые задания.
-Предусматривать оценку деятельности каждого ребёнка.
В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ставятся задачи, в соответствии которых подбирается тематика и содержание, определяются методы и приемы работы.
Формировать у дошкольников основы здорового образа жизни. Это тематические развлечения типа «Выручаем Айболита», «Путешествие в страну цветных шаров», «Мы растем сильными и смелыми» и т. п.
Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям, к спортивным событиям нашей страны и всего мира. Характерными особенностями этих мероприятий является включение в их программу игр с элементами командного и личного соревнования и эстафет. Тематика таких праздников разнообразна: «Спортивная семья – здоровая Россия», «Малые зимние олимпийские игры».
Позабавить детей, доставить им удовольствие. Это шуточные развлечения, досуги с целью создания хорошего настроения от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов. «Весенние забавы», «Юморины», «День пирата».
Развивать творческую активность, инициативу, коммуникативные способности. Хорошо продуманная мотивация действий (оказание помощи героям, поиск клада, демонстрация своей удали и закалки, взаимосвязанные задания-испытания делают это мероприятие весьма привлекательным для детей 6-7 лет. Их деятельность в этом случае менее регламентирована: они сами находят выход из критической ситуации, вступают в противоборство с силами зла, стихией природы, сюрпризами погоды. Тематика определяется интересами детей и возможностями взрослых. Это «Необитаемый остров», «Космические приключения», «Спасатели», «День пирата».
Демонстрировать спортивные достижения. Такое мероприятие обычно совмещается с итоговыми событиями в жизни детей : окончание учебного года, выпуск из детского сада («На пороге школы».) - или сезонными изменениями: конец зимы, «Зимняя спартакиада», «Соревнования на самокате».
Воспитывать интерес к народным традициям. Эти фольклорные по тематике и содержанию мероприятия проводятся в соответствии с народным календарем, совместно с музыкальным руководителем («Коляда, коляда, отворяй ворота», «Масленица») Составляются на доступном детям материале с использованием народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды, инвентаря.
Формировать познавательную активность. Цель - расширять и систематизировать знания в области экологии, географии, астрономии, литературы, основ безопасной жизнедеятельности и т. д. В такие праздники. развлечения, досуги включаются соревнования эрудитов (юных астрономов, экологов, знатоков правил дорожного движения и т. п.) : викторины, разгадывание кроссвордов, отгадывание загадок и т. п. Знания и умения детей проверяются при решении социально значимых проблемных задач: как спасти Землю от экологической катастрофы; как наладить контакт с внеземными цивилизациями; как освоить правила безопасной жизнедеятельности. Например, досуг «Пожарные на учении», «Космическое путешествие- ко дню космонавтики, военно – спортивная игра «Зарница» - ко дню Победы, «День Земли» - к всемирному Дню Земли, «Как баба Яга внука в армию провожала» - к Дню Защитника Отечества.
Воспитывать нравственные качества. Такие мероприятия особенно значимы, в них создаются благоприятные условия для формирования дружеских взаимоотношений между детьми и гуманного отношения ко всему живому. Игровая деятельность, направленная на формирование готовности и умений прийти друг другу на помощь или выручить из опасной ситуации, является непременным компонентом содержания этих праздников. Как правило, их сюжет развивается в двух направлениях: с одной стороны, все дети объединяются одной целью (помочь попавшему в беду герою-персонажу, вступив в противоборство с силами зла); с другой - дети делятся обычно на две и более команд (моряки-путешественники и аборигены, земляне и пришельцы, люди, животные и птицы) и включаются в совместную борьбу с общими врагами (зло, страхи, жестокость, зависть). Например, в развлечении «Королевство волшебных мячей», ребята ищут волшебные мячи,, которые раскидала злая Простудиха, околдовала всех, лишила королевство веселья и здоровья. Проводятся игры-эстафеты с мячами.
Таким образом используя разнообразные виды утренних гимнастик, физкультурных занятий, развлечений, досугов
-Повышается интерес к занятиям физической культурой.
-Раскрывается творческий потенциал детей, двигательная выразительность, творческая фантазия.
-Создаются условия для активного сотрудничества с родителями в деле физического развития и оздоровления детей.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача родителей и дошкольного учреждения, так как именно здесь дети проводят большую часть дня. Правильно организованное физическое воспитание в дошкольных учреждениях обеспечивает полноценное физическое и умственное развитие детей, формирует у них интерес и желание заниматься спортом и физической культурой на всю дальнейшую жизнь, что является фундаментом здоровья ребенка как главного ресурса всей его жизнедеятельности.