Елена Черногузова
Повышение психологической культуры родителей с использованием лифлет-холдеров
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов развития, воспитания и социализации ребенка. В соответствии с введением ФГОС, а так же с нормативно-правовой базой дошкольных учреждений родители являются не только заказчиками образовательных услуг, но и первостепенными и ответственными участниками воспитания подрастающего поколения.
Для преодоления нехватки психологических знаний среди родителей традиционным и одним из основных направлений психологического сопровождения участников образовательного процесса является психологическое просвещение.
Публикация «Повышение психологической культуры родителей с использованием лифлет-холдеров» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Анализ работы по психолого-педагогическому просвещению родителей показывает, что наряду с положительными сторонами традиционного сотрудничества детского сада с семьями воспитанников имеется ряд недостатков, среди которых самыми распространенными являются:
• обращению за помощью препятствуют некоторые личностные особенности отдельных родителей, которые не желают говорить о проблемах, существующих в семье;
• родители не всегда могут сформировать запрос психологу для преодоления осознаваемых и неосознаваемых трудностей воспитания;
• содержание групповых форм педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно;
• недостаточный охват родительской аудитории из-за того, что довольно часто родители не находят времени для посещения тематических консультаций или других видов просветительской деятельности, организуемых в ДОУ.
Учитывая данные недостатки коллективных форм работы по психолого-педагогическому просвещению мною успешно реализуется одна их нетрадиционных форм работы с семьей – опосредованное просвещение с помощью тематических буклетов и листовок, размещаемых в специальных лифлет-холдерах.
Лифлет - двухсторонний отпечатанный лист, как правило, с двумя или тремя фальцами, сложенный всевозможными способами, например: пополам, гармошкой, дельтообразно или любым другим способом. У нас лифлет представляется в виде буклетов и бюллетеней, создающихся в программе Microsoft Office Pubisher. Печать лифлетов выполняется на обычной бумаге цветным принтером. В дизайне лифлетов помимо краткого и информационно-емкого текста используются фотографии и рисунки.
Буклеты и бюллетени соответствуют актуальным запросам и потребностям, которые определяются с помощью опросов, анкет, а так же кармана «Вопрос - ответ» папки-холдера.
Холдер – это специальный держатель для буклетов, бюллетеней, лисовок и другой наглядной информации. В нашем учреждении используются папки-холдеры и буклет-холдеры.
Папка-холдер разработана для каждого возрастного периода и содержит два листа. Первый титульный лист папки-холдера содержит информацию о психологе, его режиме работы, расписания индивидуальных консультаций, карман «вопрос-ответ» для получения обратной связи. На втором, основном листе, размещается холдер, в который размещается собственно информация, представленная по той или иной теме. Чаще всего она представлена в виде:
• информационной листовки;
• тематического бюллетеня;
• бланка анкеты или опросника;
• отчеты о работе психолога;
• рекламные объявления о проведении мероприятий.
Папки-холдеры размещаются в приемных групп. Информация меняется один раз в неделю.
Буклет-холдер дополняет распространенную разновидность информационных конструкций - стенды с карманами. Содержание лифлетов, размещаемых в буклет-холдерах, дополняет информацию стенда, включает конкретные рекомендации, игры, упражнения, которые родители могут взять с собой домой, изучить материал в спокойной домашней обстановке и использовать представленный материал на практике.
Вот некоторые темы буклетов, освещённые нами в этом году:
• «Чтобы дети были счастливы» содержит ряд общих воспитательных рекомендаций, которые помогут предотвратить трудности взаимодействия с ребенком.
• «Первый раз в первый класс, или что нужно знать и уметь будущему первокласснику» - содержит практические рекомендации для родителей будущих первоклассников.
• «Как заранее предупредить возможные проблемы в учебе» включает в себя рекомендации для предотвращения различных видов школьной дезадаптации.
• «Как помочь ребенку пережить кризис 3 лет» включет практические рекомендации для родителей, которые необходимо учитывать при взаимодействии с ребенком, переживающим первый из возрастных кризисов личностного становления.
• «Адаптация ребенка к условиям детского сада» поможет быстрее адатировать ребенка к новым социальным условиям и предотвратить трудности адаптации.
• «Детская агрессия» позволит понять некоторые факты о детской агрессивности, ее видах и правилах взаимодействия с агрессивным ребенком.
• «Как нужно развивать речь ребенка» содержит рекомнедации о становлении одной из важнейших системы умений и навыков, определяющих дальнейшее формирование всех высших психических функций
Метод лифлет–холдеров обладает рядом преимуществ, которые способствуют преодолению основных трудностей, связанных с просветительской деятельностью и внедрением психологической культуры воспитания среди родителей:
• он позволяет добровольно обратить внимание родителей на предлагаемую информацию;
• исключает сопротивление при восприятии информации;
• текстовый материал, как правило, находится на уровне глаз;
• не занимает много места и мобилен;
• позволяет взять с собой информационный материал для практического применения.