Маргарита Мозолина
Повышение профессиональной компетентности педагогов в области информационно-коммуникационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Постепенно использование информационно - коммуникационных технологии (ИКТ) входит и в систему дошкольного образования.
В настоящее время педагог, который использует в работе мультимедиа-проектор, электронную доску, компьютер, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегами.
Публикация «Повышение профессиональной компетентности педагогов в области информационно-коммуникационных технологий» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Поэтому существует необходимость в повышении компетент-ности и грамотности педагогов в области информационно - коммуникационных технологий. Это понятие включает в себя, прежде всего, умение учиться, искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе в Интернете, структурировать и обрабатывать их в зависимости от конкретной задачи, выстраивать процесс собственного труда.
Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, мы пришли к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.
Выделили следующие критерии развития информационно-коммуникативных способностей педагогов :
На наш взгляд педагог должен уметь
• создавать текстовые и графические документы;
• знаком с использованием компьютера как педагогического технического средства;
• уметь разрабатывать и применять мультимедийные презентации;
• уметь использовать информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;
• знать способы представления педагогической информации с помощью ИКТ.
Для выявления трудностей в использовании ИКТ педагогам ДОУ была предложена анкета. В ходе работы мы столкнулись с проблемой — педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в своей деятельности.
По результатам анкет видно, что педагоги затрудняются ответить, что такое информационно-коммуникационные технологии. В своей работе используют ИКТ только 23%. Они слабо владеют навыками работы на компьютере :
• набирают текст – 31%
• создают мультимедийные презентации – 0%
• работают в поисковой системе Яндекс, но затрудняются скачивать информацию – 31%
• Общаются в социальных сетях – 54%
Также педагоги отметили, что хотели бы овладеть следующими умениями:
• набирать текст – 69%
• создавать мультимедийные презентации – 100%
• скачивать в сетях интернет информацию – 92%
• создавать группу в социальных сетях – 100%
Кроме того анализ сложившейся ситуации позволил выявить ряд противоречий между:
• желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
• неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
• возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
• потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
Данные противоречия позволили определить цель деятельности — повышение компетентности педагогов в области ИКТ.
Исходя из цели были определены задачи:
• Разработать систему организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов.
• Познакомить педагогов с понятием ИКТ.
• Расширить использование ИКТ в работе ДОУ.
• Систематизировать, обновить и пополнить информационные ресурсы образовательного процесса.
• Разработать и апробировать технологии мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
Для реализации цели и поставленных задач был разработан и реализован проект «Внедрение ИКТ в ДОУ». Срок его реализации 2 месяца. Данный проект включил в себя 3 этапа работы.
Этап – Подготовительный: ориентирован на выявление проблем в области ИКТ, изучение средств информатизации и информационно – коммуникационных технологий как инструментов в воспитательно – образовательном процессе, создание условий для их реализации.
Мероприятие
Как уже было сказано выше на данном этапе использовались анкеты для выявления проблем в области ИКТ
Следующий момент – это Совершенствование и развитие материальной базы, определение места для работы с компьютером для педагогов, где они могли бы самостоятельно в спокойной атмосфере поработать.
С целью ознакомления педагогов с теоретической основой применения ИКТ в ДОУ прошли Педагогические чтения на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности ДОУ», на которых педагогами были рассмотрены следующие проблемы:
• Информатизация как ресурс повышения качества образования
• Области применения и значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников.
• Использование мультимедийных презентаций как эффективное средство в обучении детей дошкольного возраста.
• Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.
Этап – Основной: направлен на освоение способов и приемов использования ИКТ педагогами.
На данном этапе была Организована работа интернет – клуба, который включил в себя 4 заседания
1заседание: «Создание текстовых документов», где педагоги познакомились с программой Майкрософт офис
На 2заседании : педагоги учились Создавать мультимедийные презентации»
На 3 заседании:педагоги познакомились с «Поисковой системой Яндекс» и попробовали находить и скачивать различные файлы, картинки, находить образовательные сайты
На 4заседании интернет клуба: учились Создавать группы в социальных сетях»
Также на данном этапе педагогам был предоставлен свободный доступ к средствам ИКТ для работы с детьми
Сформирован банк данных образовательных ресурсов.
Создана медиатека, видеотека для работы с детьми
А также Организована мультимедийная мастерская, где педагоги на практике смогли использовать свои знания
Еще одним направленем работы на данном этапе стала Организация информационного взаимодействия с социумом:
• Создание и поддержка сайта ДОУ.
• Создание и поддержка групп в социальных сетях. (каждая группа создала свою страничку – группу в контакте
Этап – Заключительный: обращен на использование ИКТ в деятельности ДОУ, анализ результатов работы.
В ходе реализации данного этапа были проведены следующие мероприятия.
1 Открытые просмотры НОД с использованием мультимедийных презентаций:
«Музыкальная карусель»
«Народная кукла»
«Все работы хороши»
2 Познакомившись с информационно – коммуникационными технологиями педагоги стали активно использовать их в воспитательно- образовательном процессе.
• В игровой деятельности
• В индивидуальной работе
• В проведении физкультурных минуток
3
В результате проделанной работы удалось разработать комплекс организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов, познакомить их с понятием ИКТ, расширить использование ИКТ в работе ДОУ, систематизировать, обновить и пополнить информационные ресурсы образовательного процесса. Педагоги приобрели навык работы с компьютером.
По окончании работы над проектом была проведена повторная анкета. Исходя из ответов педагогов, можно проследить положительную динамику их осведомленности в области ИКТ.
Не смотря на это, мы наметили для себя перспективы:
• Продолжать совершенствовать и развивать материальную базу в области ИКТ
• использовать ИКТ в дальнейшей работе.
• Каждому педагогу создать свое профессиональное портфолио.