Светлана Сигунькова
Повышение профессиональной компетенции педагогов через использование интерактивных форм работы
▼ Скачать + Заказать документы
"Со мной работали десятки молодых педагогов.
Я убедился, что как бы человек успешно
не кончил педагогический вуз, как бы он
не был талантлив, а если не будет учиться на опыте,
никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…"
(А. С. Макаренко)
Интерактивное обучение - это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Я хочу поделиться опытом работы по активации педагогов при организации и проведении заседаний районных методических объединений. Являясь руководителем РМО, я столкнулась с проблемой – низкой активностью присутствующих педагогов. Педагоги анализировали показанные занятия 2-3 фразами, не задавали коллегам дополнительных вопросов по представленным презентациям из опыта работы, а просто молча просиживали отведённое время. Передо мной, как руководителем РМО, встал вопрос, как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы районного объединения? Как перевести пассивных слушателей к эффективной исследовательской деятельности, к умению рефлексировать в процессе познания нового и освоения предлагаемого методического материала? Как обеспечить непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого присутствующего педагогического работника?
Ранее я использовала традиционные формы работы такие, как открытые просмотры организованной образовательной деятельности, детские театрализованные представления, музыкальные развлечения, презентации инновационного опыта педагогической деятельности.
Открытые просмотры позволяют познакомиться на практике с работой коллег и впоследствии использовать их позитивный опыт, извлечь для себя что-то новое, осознать свои успехи и недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности образовательного процесса в целом, а также ООД или досуговую деятельность в группе
Презентации инновационного опыта работы педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОУ,
.
С целью повышение профессионального мастерства педагогов, пополнение их теоретических знаний, практических умений и получения обратной связи я решила использовать деятельностный подход с интерактивными формами работы.
Методические объединения для педагогов района я начала проводить в форме семинаров – практикумов, включать в повестку дня мастер – классы, деловые игры, имитационные игры, инсценировку, педагогические ситуации, экспресс – опросы. Активизировала к высказываниям с помощью «свободного микрофона», организовывала работу в подгруппах, парах, командах с правом делегирования. Что бы педагоги лучше запомнили методический материал и впоследствии включили в практику образовательной работы с дошкольниками я использовать «мозговой штурм», кроссворды и обсуждение педагогических ситуаций.
Мастер– класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны того, кто демонстрирует свой опыт.
Деловая игра способствует развитию профессионального творческого мышления, в ходе ее педагоги приобретают способность анализировать ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Проведение деловых игр приближают образовательный процесс к реальной действительности, требуя от педагога творчества, взаимодействия и инициативы. Игровое сопровождение преподносимого материала позволяет поддерживать у присутствующих постоянную заинтересованность, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.
В ходе имитационных игр педагоги имитируют организационные моменты образовательного процесса с воображаемыми детьми. Роль детей выполняют присутствующие на заседании воспитатели и специалисты.
С помощью инсценировки предлагаю педагогам взять на себя роль какого-либо участника педагогического процесса (воспитателя, родителя или ребёнка) или сказочного персонажа и действовать в соответствии с этой ролью. При этом можно показать психолого - педагогические знания и уровень методической подготовки. А так же поделиться своими творческими способностями в области театрального искусства.
Экспресс-опрос помогает быстро и оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую на заседании РМО проблему, чтобы впоследствии всплыли пробелы в практике работы, и было ясно над чем нужно работать, какие темы включить в план работы в будущем. Экспресс - опрос можно провести, как устно, так и письменно.
Работа в подгруппах, парах, командах с правом делегирования. Предлагаю педагогам добровольно или с помощью жребия, считалки разделиться на подгруппы. Каждой подгруппе даётся задание и время на обсуждение. По истечению времени каждая подгруппы выбирает делегата, который от имени всей группы выносит решение задания.
Педагогические ситуации могут являться составной частью деловой игры, а так же использоваться как отдельная самостоятельная форма работы. Педагогу давалась педагогическая ситуация с родителем, другим педагогом или ребёнком из которой он (педагог) должен найти выход, применяя при этом свою профессиональную компетентность.
Тренинги с элементами релаксации способствуют позитивному настрою и групповой сплоченности; снятию мышечного и эмоционального напряжения педагогов; улучшению эмоционального состояния.
По окончанию заседания методического объединения при подведении итогов в качестве рефлексии использую следующие формы : «ресурсный круг», «рефлексивная мишень» и анкетирование.
Метод «Ресурсный круг, при котором участники сидят в круге лицом друг к другу, что позволяет убрать коммуникативный барьер, помогает каждому участнику по очереди высказать своё мнение о работе методического объединения. Сигналом к следующему высказыванию служит лёгкое прикосновение рукой предыдущего к плечу следующего участника ресурсного круга или передают по часовой стрелке какой - либо предмет.
«Рефлексивная мишень» - на листе бумаги рисуется мишень - круг, который делится на четыре сектора.
В каждом из секторов записываются вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Приведу пример: 1-й сектор (желание работать в проектном режиме, 2-й сектор (понимание материала, 3-й сектор (настроение на семинаре – практикуме, 4-й сектор (оценка своей деятельности или работоспособность на семинаре).
Каждый участник ручкой или карандашом четыре раза (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюсик, галочку и т. д.). Метка соответствует его оценке данного заседания. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в секторе "0" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в секторе "10" мишени. После того как каждый участник "выстрелил" (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и можно кратко проанализировать работу на данном мероприятии.
При анкетировании прописываю актуальные проблемы в образовании, вопросы, касающиеся представляемого методического и практического материала, а так же оценки содержания повестки дня РМО, на которые каждый педагог может честно ответить. Анкетирование помогает выявить успехи и недостатки при организации заседания и образовательной деятельности в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
Таким образом, применение деятельностного подхода с использованием интерактивных форм работы позволяет создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов, познакомиться с предлагаемым опытом работы, распространить свои инновации, развить умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом и активизировать деятельность педагогов на районных методических объединениях.
Буду очень рада, если мой опыт работы будет использован на практике другими руководителями районных методических объединений.
Всем желаю творческих успехов в педагогической деятельности!