Папки-передвижки

Повышение профессионального уровня педагогов дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Ольга Наулайнен
Повышение профессионального уровня педагогов дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

В «Профессиональном стандарте педагога» в п. 4.5. перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, особое внимание уделяется проведению самоанализа и самооценки профессиональной деятельности педагогов, составлению плана профессионального развития по результатам самоанализа и дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогических работников образовательной организации с учетом выявленных в ходе самоанализа профессиональных дефицитов с точки зрения требований профессионального стандарта.

Публикация «Повышение профессионального уровня педагогов дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)» размещена в разделах

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к повышению качества профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт является инструментом повышения качества образования как объективный измеритель квалификации педагога. Одна из основных задач профессионального стандарта - обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов.

В связи с этим актуальным является вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОУ, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования. Профессионал сегодня должен стать социально ценной личностью, а профессионализм — социальным явлением.

Благодаря диагностике образовательного процесса можно определить качество профессионального уровня педагогов в детском саду.

Проблема диагностики педагогической деятельности воспитателей чрезвычайно актуальна, значима для совершенствования как самого воспитательно-образовательного процесса, так и непрерывного повышения уровня квалификации педагогов, для более полного и эффективного удовлетворения их профессиональных запросов в системе методической работы.

Для определения профессионального уровня педагогов поставлены следующие задачи:

- выстроить систему мониторинга непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов;

- отследить качественную и количественную динамику результатов деятельности каждого педагога в отдельности и всего педагогического коллектива в целом;

- выявить приоритетные направления деятельности методической службы ДОУ;

- корректировать воспитательно-образовательный процесс (дидактическая коррекция) и деятельность педагога в сторону саморазвития (психолого-педагогическая коррекция);

- повысить уровень профессионального мастерства членов педагогического коллектива.

Для реализации поставленных задач определено несколько этапов:

1. Аналитико-диагностический этап.

Проводится диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Периодичность проведения диагностирования — один раз в год и при поступлении на должность вновь принятых педагогов.

Данный этап предполагает психолого-педагогическое изучение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Ожидаемый результат: определение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

На данном этапе проводится комплексное анкетное исследование перед педагогическим советом.

Первая часть анкетирования помогает определить уровень готовности педагогического коллектива на решение цели и задач ДОУ; позволяет установить уровень знаний педагогов образовательной программы, реализуемой в учреждении; исследовать возможности участия членов педагогического коллектива в обновлении образовательной деятельности; дает возможность оценить результативность методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.

Вторая часть анкетного исследования направлена на стимулирование педагогов к осмыслению и решению своих профессиональных проблем.

Третья часть способствует выявлению педагогов, способных работать в системе самоконтроля, обобщить собственный положительный педагогический опыт работы.

Четвертая часть анкетного исследования предполагает заполнение карты диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

2. Оценочный этап.

На данном этапе проводится качественная и количественная оценка деятельности каждого педагога в отдельности и всего педагогического коллектива в целом.

Ожидаемый результат: определяется единое мнение по спорным вопросам, составление справки по итогам.

3. Коррекционный этап.

Данный этап предполагает дидактическую коррекцию воспитательно-образовательного процесса и психолого-педагогическую коррекцию деятельности педагога в сторону саморазвития.

Ожидаемый результат: выстроить системы методической работы по обновлению содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО.

4. Сравнительный аналитико-диагностический этап

Проводится сравнительная диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Ожидаемый результат: определение динамики роста уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Таким образом, педагогическая диагностика помогает изучить профессиональный уровень педагогов, создаёт основу для выявления затруднений в работе, способствует глубокому осознанию своих знаний, умений, способностей и поиску новых, оптимальных методов и приёмов. Диагностика позволяет определить те сильные стороны в деятельности и личности педагога, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в индивидуальном стиле педагогической деятельности.

Кроме того, для повышения педагогической компетентности педагогов используется компетентностно-ориентированный подход, который позволяет развивать у педагогов необходимые компетентности для осуществления воспитательно-образовательного и коррекционного процесса, адаптировать педагогов к новым подходам в дошкольном образовании.

При этом основной целью работы методической службы является создание целостной системы взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетенции каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива.

Для определения профессиональной компетенции педагогов ставятся следующие задачи:

• обеспечить теоретической, психологической, методической поддержкой воспитателей и специалистов;

• развивать профессиональные умения педагогов (рефлексивные, прогностические, аналитические, целеполагания, проектировочные, организационно-деятельностные, коммуникативные, контрольно-оценочные, навыки психологического самоанализа собственной педагогической деятельности;

• создать условия для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога.

В нашем ДОУ разработана система методической работы по повышению профессиональной компетентности. Она включает:

• изучение образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов посредством анкетирования;

• заполнение диагностической карты уровня компетенций педагогов, карты затруднений педагогов, где они указывают направления, по которым испытывают затруднения или могут поделиться опытом;

• разработка плана индивидуальной работы с педагогами. Следует отметить, что одним из условий повышения качества работы является дифференцированное оказание помощи педагогам. Наша задача – оказать помощь конкретному педагогу в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или вызывают наибольший интерес.

• разработка системы педагогических мероприятий, направленных на повышение уровня компетентности педагогов, которые включаются в годовой план,

• составление перспективного плана курсовой подготовки;

• составление перспективного плана повышения квалификации педагогов.

Кроме этого, в методическом кабинете находится постоянно действующая выставка методической литературы. Содержание методических новинок регулярно обсуждаем на педагогических встречах.

Система методических мероприятий в образовательном учреждении постоянно развивается через применение современных форм и методов работы с педагогами. В настоящее время все чаще используются «активные методы обучения». Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями, на самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Это способствует саморазвитию и самореализации педагогов, приобретаются умения выражать собственную точку зрения, высказывать оценочные суждения.

Такие формы работы могут являться как отдельным мероприятием (например, круглый стол, семинары-практикумы или мастер-классы) или быть частью его (например, дискуссия, тренинг, деловые игры, аукционы педагогических идей). Важно, что при этом педагоги не получают готовые знания, а имеют возможность проектировать способы решения какой-либо проблемы при совместном обсуждении, в процессе самостоятельного изучения методической литературы, сравнения и анализа разных точек зрения. Это создает условия для повышения активности и инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков.

Увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты помогают открытые просмотры видов детской деятельности.

В нашем детском саду организуется работа по организации взаимопосещений образовательной деятельности, режимных моментов у педагогов внутри ДОУ. Обязательным является обсуждение проведенного мероприятия по ряду критериев. Это способствует развитию аналитических умений, а также формированию адекватной оценки педагогов. В условиях компенсирующего обучения эта работа наиболее важна не только в смысле повышения методической грамотности, но и с целью обогащения опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ.

Как показывает практика, сегодня невозможно представить себе современный детский сад без новых информационных технологий. В настоящее время неотъемлемой частью профессиональной педагогической компетентности является ИКТ-компетентность. Для повышения уровня компьютерной грамотности многие педагоги нашего учреждения прошли курсы повышения квалификации, в детском саду были организованы консультации (в том числе индивидуальные) и семинары-практикумы по работе с таблицами, созданию презентаций, работой с интернетом, использование электронной почты и др., а также о возможных формах внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс. В настоящее время педагоги активно используют интернет ресурсы для организации образовательного процесса.

Следует отметить, что образование ребенка должно носить непрерывный характер. Для этого педагоги тесно сотрудничают с родителями. Во время отсутствия ребенка в детском саду воспитатели и специалисты информируют родителей о пройденном материале и дают рекомендации для занятий с ребенком дома посредством электронной почты или в форме индивидуальных сообщений в социальных сетях.

Повышение ИКТ-компетенций позволило многим педагогам создать свои персональные сайты в сети Интернет, где размещаются методические материалы и рекомендации из опыта работы.

Для обеспечения эффективной системы повышения квалификации педагогов необходимо введение дистанционного обучения с применением коммуникационных технологий. В связи с этим, все большую популярность приобретают вебинары. Особое внимание уделяется вебинарам по работе с детьми с ОВЗ, коррекции речевого развития и интеллектуального развития, внедрению изменений в образовательный и коррекционный процесс. Полученной с курсов и вебинаров информацией, педагогическими новинками, эффективными методами работы с детьми, а также своим мнением по разным вопросам и проблемам воспитатели и специалисты делятся на педагогических встречах. Особая ценность данной формы работы для педагогов, в том, что она имеет эмоциональную окраску, личную оценку и практическую направленность.

Активное участие педагоги принимают в конкурсах профессионального мастерства. Подготовка к конкурсу активизирует педагога к поиску новых нестандартных решений, тем самым повышает уровень его знаний и умений, способствует внедрению в практику работы новых методов и технологий, форм работы с детьми. Ежегодно педагоги ДОУ принимают участие не только в конкурсах внутри ДОУ, но и в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах педагогического мастерства. Увеличилось количество педагогов, занявших призовые места в конкурсах профессионального мастерства. Все это свидетельствует о росте профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Все чаще в копилке педагогов появляются грамоты за участие в интернет-конкурсах.

Сейчас в практике работы ДОУ активно используется метод проектов. Чаще мы применяем его в работе с детьми и родителями, реализации социальных проектов. В тоже время возможно использование метода проекта и в работе с педагогами. Проектная деятельность способствует совершенствованию у педагогов исследовательских умений, развитию навыков планирования, поиску информации, навыков отбора и обработки информации, развитие экспертно-аналитических умений, прогностических умений, умению презентовать свою работу, а также предоставляет педагогам возможность для публичного выступления и самовыражения. В нашем ДОУ были реализованы следующие проекты: «Современный воспитатель», «Играя – учимся, играя – познаём!», «Развитие креативного потенциала личности педагога» и др.

Но не один из перечисленных подходов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Поэтому в качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность педагога самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Каждому педагог предлагается самостоятельно выбрать то направление, по которому он будет углубленно работать. Оно выбирается исходя из затруднений педагога или его интересов. Каждым педагогом разрабатывается программа самообразования, рассчитанная на два года. Ежегодно педагоги представляют результаты своей деятельности. Это может быть показ открытых мероприятий, выступление на педсовете, проведение консультации или практикума для других педагогов, презентация своей деятельности на педагогических встречах, представление наработанного материала и т. д.

Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для педагога – это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности, но и инструмент саморазвития. Некоторые педагоги нашего учреждения публикуют свои методические разработки в педагогических интернет-сообществах, электронных журналах, а также участвуют в интернет-конференциях. Следует отметить, что большинство материалов – это конспекты мероприятий, проведенные с детьми или родителями. Составление статей, докладов на сегодняшний день вызывает у педагогов затруднения, поэтому оказывается помощь педагогам по данному направлению.

Ежегодно опыт работы педагогов нашего ДОУ представляется на семинарах, методических объединениях, круглых столах, конференциях разного уровня. Выступления наших педагогов всегда получают высокую оценку и положительные отзывы коллег.

Результаты наблюдений показали, что необходимо проводить более частый анализ работы деятельности педагогов. Еженедельно на педагогической планерке коллегиально дается оценка работы каждой группы по тому или иному вопросу, анализируется работа групп или отдельных педагогов на административном совете, на оперативных совещаниях. Практикуется анализ выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей. Осуществление системного контроля, анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива проводится в условиях толерантности и уважения личности каждого.

Публикации по теме:

«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов«Православные праздники». Обобщение опыта работы педагогов Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами очень важным событием. Я держу в руках сборник сценариев "Духовно нравственное воспитание дошкольников.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте»Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Конспект урока истории для учащихся учреждения среднего профессионального образования на тему «Куликовская битва» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей» Методическая.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

ОД педагогов-специалистов дошкольного учреждения с разновозрастной группой воспитанников семейных детских садов (фотоотчет)ОД педагогов-специалистов дошкольного учреждения с разновозрастной группой воспитанников семейных детских садов (фотоотчет) В нашем образовательном учреждении 10 семейных детских садов. В семейных группах воспитываются более 30 детишек в возрасте от 2 месяцев.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Трансляция передового опыта педагогов и Устав учреждения Уважаемые МААМовцы, сегодня Вашему вниманию представляю материал по трансляции передового опыта педагогов и изучение Устава учреждения.

Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи»Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи» Слайд 1 Выступление на педсовете из опыта работы "Основные методы, приемы и средства повышения эффективности специально организованной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение профессионального уровня педагогов дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)
Опубликовано: 4 марта 2020 в 12:06
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение профессионального уровня педагогов дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Наулайнен в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД