МААМ-картинки

Повышение качества дошкольного образования через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса

Ирина Геннадьевна Рязанова
Повышение качества дошкольного образования через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на конференциии

Тема: «Повышение качества дошкольного образования через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса»

Слайд №1

В практике дошкольного воспитания и образования на современном этапе реформирования системы образования проблема качества образования является весьма актуальной и дискуссионной. Интерес к данной проблеме заключается в том, что мы хотим передать как можно больше накопленного веками опыта и знаний человечества подрастающему поколению и при этом не допустить физической, психологической, информационной перегрузки детей. По этой причине наш детский сад уделяет значительное внимание содержательной части качества образования : знаниям, умениям, навыкам, опыту и т. д. Обучение и воспитание ребенка, физическое и психическое здоровье напрямую влияет на усвоение содержания образования. Закономерно сделать вывод, что если мы не будем соблюдать определённые условия для сохранения здоровья наших воспитанников, значит, будет страдать качество образования.

Темочки:

Нашим коллективом созданы следующие условия:

Слайд № 2

Во-первых, мы используем апробированные здоровьесберегающие инновационные технологии, позволяющие детям усваивать опыт человечества без излишнего для конкретного возраста физического и психического напряжения, которое может подорвать здоровье.

Во-вторых, нами составлена образовательная программа, которая позволяет выстраивать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с федеральными государственными требованиями.

В-третьих, мы пополнили предметно-развивающую среду, способствующую саморазвитию ребёнка.

Соблюдение данных условий позволяет нашим детям адаптироваться к жизни в окружающем мире, развить их способности. Проблемы здоровья волнуют сейчас всех : и государство, и родителей, и общественность. Но особое внимание и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе. На состояние здоровья влияет буквально всё :

малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, неблагополучная экология, наследственность и т. д. Если ребёнок часто болеет – это влияет на качество усвоения материала, знания не переходят в навык, не успевают созревать психические процессы, физически ребёнок слабеет.

Слайд №3

Проанализировав состояние здоровья и физическое развитие детей за 2008/2009 учебный год наш педагогический коллектив ДОУ выявил проблему в отсутствии системы организации здоровьесберегающего педагогического процесса. Для ее решения под руководством заведующей ДОУ была создана группа по проектированию программы развития МДОУ на период с 2009 по 2012 год, перед которой была поставлена задача создания в детском саду системы здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности с учетом индивидуальных особенностей дошкольников, факторов формирования организма ребенка. Для реализации основной задачи программы работа была выстроена нами поэтапно:

Слайд №4

1 этап 2009-2010гг-

Организационно-подготовительный этап

(создание условий для реализации программы, который включает себя:

Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах физического воспитания и здорового образа жизни;

Разработка системы оздоровительных и закаливающих мероприятий и модели физкультурно-оздоровительной работы ДОУ;

Насыщение предметно-развивающей среды;

Повышение качества образовательных и здоровьеформирующих услуг в учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями.

2 этап 2010-2011гг

Слайд №5

Развивающий этап

(работа по преобразованию существующей системы). Он включает в себя:

1)В нашем детском саду создаются условия для обогащения знаний педагогов по физическому воспитанию и приобщения педагогов к здоровому образу жизни :

-педсовет с элементами практикума «Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду»

- педсовет-деловая игра «Двигательный режим в детском саду»

-открытые просмотры занятий по физическому воспитанию «По тропинкам детства», «Вместе нам веселей, вместе мы вдвойне сильней», «Неделя зимних игр и забав»

-консультации «Прогулка зимой для радости и здоровья», «Учимся правильно дышать», «Физкультура в играх»

-смотры-конкурсы «Лучший спортивный уголок»

Слайд №6

- Дни здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»

2) Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в нашем детском саду - правильная организация развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Создавая развивающую среду, мы учитывали особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности.

Слайды №7,8,9,10

Во всех группах обновлены физкультурные уголки, инструктором по физкультуре создана картотека подвижных игр на каждую возрастную группу, картотека эстафет и аттракционов для физкультурных праздников и досугов, картотека игр - упражнений для детей с низкой двигательной активностью, картотека закаливающих процедур. Физкультурный зал оборудовали не только необходимым стандартным оборудованием спортивным инвентарем, но и современным: велотренажером, беговой дорожкой, батутом, сухим бассейном, мягкими модулями.

Слайд №11

Благодаря усилиям сотрудников и родителей в 2009г на территории ДОУ создана «Тропа Здоровья». Основными целями ее организации являются :

- профилактика плоскостопия;

- улучшение координации движения;

- улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

- повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

- улучшение эмоционально-психического состояния детей;

- приобщение детей к здоровому образу жизни.

«Тропа здоровья» делится на участки, которые имеют разное покрытие и оборудование: травяной покров, песчаная поверхность, поверхность с галькой, деревом, природным камнем и деревянным мостиком. Большая часть поверхности «Тропы здоровья» представляет собой травяной покров с разбросанными еловыми шишками, вкопанными деревянными спилами и пеньками. Руками педагогов изготовлено нестандартное физкультурное оборудование.

А также имеется современная спортивная площадка на которой расположены: полоса препятствий, беговая дорожка, яма для прыжков. На каждом участке оборудованы мишени для метания, баскетбольные щиты, бумы для упражнений в равновесии. Центральная площадка детского сада оформлена разнообразными рисунками для подвижных и спортивных игр детей.

Слайд № 12,13

Следующим условием является

3) Внедрение системы оздоровительных и закаливающих мероприятий с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.

Слайд №14,15 (Система оздоровительных и закаливающих мероприятий)

Разработанная в нашем детском саду система оздоровительных и закаливающих мероприятий позволяет проводить работу последовательно с учетом возрастных особенностей детей.

Последним условием является

4) Внедрение модели физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ.

Слайд № 16 (Модель физкультурно-оздоровительной работы)

Цель модели – создание здоровьесберегающей среды и пространства, обеспечивающих комплекс оптимальных условий для формирования образовательного маршрута воспитанников детского сада.

В качестве ее програмно-методических основ выступают следующие программы и технологии:

Слайд №17

-«Са-Фи-Дансе» Жанна Евгеньевна Фирилёва, Елена Геннадьевна Сайкина.

- «Театр физического развития и оздоровления» Николай Николаевич Ефименко.

- «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Рина Б. Стеркина, Наталия Н. Авдеева, Ольга Л. Князева

- «Физическое воспитание в детском саду» Эмма Яковлевна Степаненкова

- «Двигательная активность ребенка в детском саду» Марина Алексеевна Рунова

- «Дыхательная гимнастика» Александра Николаевна Стрельникова

При этом большое значение нашими педагогами придается интеграции линий образовательной и здоровьесберегающей деятельности детского сада. Для этого используются:

- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности: занятия, игры, соревнования;

- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов: утренняя гимнастика, беседы, культурно-гигиенические навыки, игровая деятельность, индивидуальная деятельность с детьми, занятия на тренажерах;

- самостоятельная деятельность детей: подвижные игры на прогулке, упражнения с предметами.

Слайд №18

В качестве компонентов здоровьесберегающей деятельности в образовательную деятельность педагогов включаются : танцевально-игровая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения, подвижные и спортивные игры, неделя здоровья, организованная двигательная деятельность, минутки шалости, неделя здоровья, динамические паузы.

Слайд № 19, 20

В нашем д/с пользуется успехом у детей среднего и старшего возраста

Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе».

Формы ее организации : игроритмика, игрогимнастика, игротанец, игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры, игры-путешествия, креативная гимнастика. Эти занятия укрепляют не только здоровье, но и позволяют детям увидеть свою красоту, полюбить и научиться управлять своим телом, красиво двигаться, воспитывают волевые качества, умения управлять своими эмоциями.

Слайд №21,22

Еще одним условием развивающего этапа является:

4)Организация работы с родителями по приобщению к здоровому образу жизни.

В качестве основных направлений сотрудничества нами выделены: повышение педагогической культуры родителей и их привлечение к активному участию в решении как организационных, так и педагогических задач здоровьесбережения, оптимизация взаимодействия с родителями по реализации модели охраны и укрепления здоровья воспитанников, которые в нашем детском саду проходит через следующие формы :

-общие и групповые родительские собрания «Растим детей здоровыми, крепкими и жизнерадостными», «О здоровье всерьез», «Первые дни ребенка в детском саду», «Будьте здоровы

-беседы и консультации «Оздоровление малыша в летний период», «Основы здорового питания», «Первые дни ребенка в детском саду» и др.

-оформление информационных стендов, папок-передвижек «Режим дня- каприз или необходимость?», «Закаливаем, а не лечим!», «Выходной день- день здоровья»

- участие в оздоровительной работе детского сада.

-анкетирование «Какое место занимает физкультура в вашей семье?». «Какие закаливающие процедуры наиболее эффективны

Укрепляя здоровье детей через разнообразные виды деятельности, мы вырабатываем у них интерес к самим себе и собственному здоровью.

Слайд № 23

Слайд № 24

Кроме формы работы с родителями, эффективным является взаимодействие ДОУ в социуме:

- с Гришинской амбулаторией (прививки, ежегодная диспансеризация);

- с ФОКом «Добрыня» (проведение спортивных соревнований);

- с Гришинской СОШ (проведение совместных спортивных соревнований и праздников)

3 этап 2011-2012гг

Аналитически-информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении).

Слайд №25

Созданная в детском саду система работы существенно повысила эффективность здоровьеориентированной деятельности. Из представленной таблицы видно, что результаты сравнительного анализа заболеваемости детей за период с 2009 по 2012г показали снижение количества простудных заболеваний с 18.8 дней пропущенных одним ребенком за 2009-2010учебный год до 16.8 дней в 2011-2012 учебный год благодаря целенаправленной работе по проведению закаливающих, оздоровительных и профилактических мероприятий, проведению вакцинации, использованию разнообразных форм работы с детьми по физическому воспитанию, внедрению в учебно-воспитательный процесс апробированных здоровьесберегающих инновационных технологий, проведенной работе с родителями. Эффективность работы с родителями можно оценить как достаточно продуктивную:

- 60% родителей начали проявлять интерес к проблемам физического воспитания и здорового образа жизни, чему во многом способствовало открытие кружка танцевально-игровой гимнастики в ДОУ;

- увеличилось количество родителей, которые изъявили желание участвовать в совместной работе (40%, это немного, но значительно больше, чем в начале нашей работы (10%)

Дети становятся более выносливыми, сильными, лучше ориентируются в пространстве, улучшилась быстрота реакции. Этому свидетельствует следующая таблица «Сравнительные данные общего физического развития»

В заключение хочется отметить, что именно физическое здоровье определяют качество образования. Так как именно «здоровый» ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми.

Слайд №26

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Участие в семинарахУчастие в семинарах Дошкольное образование является начальной ступенью общего образования, и в связи с этим происходят масштабные преобразования. Однако, в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение качества дошкольного образования через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса
Опубликовано: 7 декабря 2012 в 23:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение качества дошкольного образования через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Геннадьевна Рязанова (УИ 49396) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 января 2025 пятница
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД