Ирина Геннадьевна Рязанова
Повышение качества дошкольного образования через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на конференциии
Тема: «Повышение качества дошкольного образования через организацию здоровьесберегающего педагогического процесса»
Слайд №1
В практике дошкольного воспитания и образования на современном этапе реформирования системы образования проблема качества образования является весьма актуальной и дискуссионной. Интерес к данной проблеме заключается в том, что мы хотим передать как можно больше накопленного веками опыта и знаний человечества подрастающему поколению и при этом не допустить физической, психологической, информационной перегрузки детей. По этой причине наш детский сад уделяет значительное внимание содержательной части качества образования : знаниям, умениям, навыкам, опыту и т. д. Обучение и воспитание ребенка, физическое и психическое здоровье напрямую влияет на усвоение содержания образования. Закономерно сделать вывод, что если мы не будем соблюдать определённые условия для сохранения здоровья наших воспитанников, значит, будет страдать качество образования.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
Нашим коллективом созданы следующие условия:
Слайд № 2
Во-первых, мы используем апробированные здоровьесберегающие инновационные технологии, позволяющие детям усваивать опыт человечества без излишнего для конкретного возраста физического и психического напряжения, которое может подорвать здоровье.
Во-вторых, нами составлена образовательная программа, которая позволяет выстраивать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с федеральными государственными требованиями.
В-третьих, мы пополнили предметно-развивающую среду, способствующую саморазвитию ребёнка.
Соблюдение данных условий позволяет нашим детям адаптироваться к жизни в окружающем мире, развить их способности. Проблемы здоровья волнуют сейчас всех : и государство, и родителей, и общественность. Но особое внимание и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе. На состояние здоровья влияет буквально всё :
малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, неблагополучная экология, наследственность и т. д. Если ребёнок часто болеет – это влияет на качество усвоения материала, знания не переходят в навык, не успевают созревать психические процессы, физически ребёнок слабеет.
Слайд №3
Проанализировав состояние здоровья и физическое развитие детей за 2008/2009 учебный год наш педагогический коллектив ДОУ выявил проблему в отсутствии системы организации здоровьесберегающего педагогического процесса. Для ее решения под руководством заведующей ДОУ была создана группа по проектированию программы развития МДОУ на период с 2009 по 2012 год, перед которой была поставлена задача создания в детском саду системы здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности с учетом индивидуальных особенностей дошкольников, факторов формирования организма ребенка. Для реализации основной задачи программы работа была выстроена нами поэтапно:
Слайд №4
1 этап 2009-2010гг-
Организационно-подготовительный этап
(создание условий для реализации программы, который включает себя:
Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах физического воспитания и здорового образа жизни;
Разработка системы оздоровительных и закаливающих мероприятий и модели физкультурно-оздоровительной работы ДОУ;
Насыщение предметно-развивающей среды;
Повышение качества образовательных и здоровьеформирующих услуг в учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями.
2 этап 2010-2011гг
Слайд №5
Развивающий этап
(работа по преобразованию существующей системы). Он включает в себя:
1)В нашем детском саду создаются условия для обогащения знаний педагогов по физическому воспитанию и приобщения педагогов к здоровому образу жизни :
-педсовет с элементами практикума «Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду»
- педсовет-деловая игра «Двигательный режим в детском саду»
-открытые просмотры занятий по физическому воспитанию «По тропинкам детства», «Вместе нам веселей, вместе мы вдвойне сильней», «Неделя зимних игр и забав»
-консультации «Прогулка зимой для радости и здоровья», «Учимся правильно дышать», «Физкультура в играх»
-смотры-конкурсы «Лучший спортивный уголок»
Слайд №6
- Дни здоровья «В здоровом теле – здоровый дух»
2) Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в нашем детском саду - правильная организация развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Создавая развивающую среду, мы учитывали особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности.
Слайды №7,8,9,10
Во всех группах обновлены физкультурные уголки, инструктором по физкультуре создана картотека подвижных игр на каждую возрастную группу, картотека эстафет и аттракционов для физкультурных праздников и досугов, картотека игр - упражнений для детей с низкой двигательной активностью, картотека закаливающих процедур. Физкультурный зал оборудовали не только необходимым стандартным оборудованием спортивным инвентарем, но и современным: велотренажером, беговой дорожкой, батутом, сухим бассейном, мягкими модулями.
Слайд №11
Благодаря усилиям сотрудников и родителей в 2009г на территории ДОУ создана «Тропа Здоровья». Основными целями ее организации являются :
- профилактика плоскостопия;
- улучшение координации движения;
- улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
- улучшение эмоционально-психического состояния детей;
- приобщение детей к здоровому образу жизни.
«Тропа здоровья» делится на участки, которые имеют разное покрытие и оборудование: травяной покров, песчаная поверхность, поверхность с галькой, деревом, природным камнем и деревянным мостиком. Большая часть поверхности «Тропы здоровья» представляет собой травяной покров с разбросанными еловыми шишками, вкопанными деревянными спилами и пеньками. Руками педагогов изготовлено нестандартное физкультурное оборудование.
А также имеется современная спортивная площадка на которой расположены: полоса препятствий, беговая дорожка, яма для прыжков. На каждом участке оборудованы мишени для метания, баскетбольные щиты, бумы для упражнений в равновесии. Центральная площадка детского сада оформлена разнообразными рисунками для подвижных и спортивных игр детей.
Слайд № 12,13
Следующим условием является
3) Внедрение системы оздоровительных и закаливающих мероприятий с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.
Слайд №14,15 (Система оздоровительных и закаливающих мероприятий)
Разработанная в нашем детском саду система оздоровительных и закаливающих мероприятий позволяет проводить работу последовательно с учетом возрастных особенностей детей.
Последним условием является
4) Внедрение модели физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ.
Слайд № 16 (Модель физкультурно-оздоровительной работы)
Цель модели – создание здоровьесберегающей среды и пространства, обеспечивающих комплекс оптимальных условий для формирования образовательного маршрута воспитанников детского сада.
В качестве ее програмно-методических основ выступают следующие программы и технологии:
Слайд №17
-«Са-Фи-Дансе» Жанна Евгеньевна Фирилёва, Елена Геннадьевна Сайкина.
- «Театр физического развития и оздоровления» Николай Николаевич Ефименко.
- «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Рина Б. Стеркина, Наталия Н. Авдеева, Ольга Л. Князева
- «Физическое воспитание в детском саду» Эмма Яковлевна Степаненкова
- «Двигательная активность ребенка в детском саду» Марина Алексеевна Рунова
- «Дыхательная гимнастика» Александра Николаевна Стрельникова
При этом большое значение нашими педагогами придается интеграции линий образовательной и здоровьесберегающей деятельности детского сада. Для этого используются:
- образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности: занятия, игры, соревнования;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов: утренняя гимнастика, беседы, культурно-гигиенические навыки, игровая деятельность, индивидуальная деятельность с детьми, занятия на тренажерах;
- самостоятельная деятельность детей: подвижные игры на прогулке, упражнения с предметами.
Слайд №18
В качестве компонентов здоровьесберегающей деятельности в образовательную деятельность педагогов включаются : танцевально-игровая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика пробуждения, подвижные и спортивные игры, неделя здоровья, организованная двигательная деятельность, минутки шалости, неделя здоровья, динамические паузы.
Слайд № 19, 20
В нашем д/с пользуется успехом у детей среднего и старшего возраста
Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Дансе».
Формы ее организации : игроритмика, игрогимнастика, игротанец, игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры, игры-путешествия, креативная гимнастика. Эти занятия укрепляют не только здоровье, но и позволяют детям увидеть свою красоту, полюбить и научиться управлять своим телом, красиво двигаться, воспитывают волевые качества, умения управлять своими эмоциями.
Слайд №21,22
Еще одним условием развивающего этапа является:
4)Организация работы с родителями по приобщению к здоровому образу жизни.
В качестве основных направлений сотрудничества нами выделены: повышение педагогической культуры родителей и их привлечение к активному участию в решении как организационных, так и педагогических задач здоровьесбережения, оптимизация взаимодействия с родителями по реализации модели охраны и укрепления здоровья воспитанников, которые в нашем детском саду проходит через следующие формы :
-общие и групповые родительские собрания «Растим детей здоровыми, крепкими и жизнерадостными», «О здоровье всерьез», «Первые дни ребенка в детском саду», «Будьте здоровы!»
-беседы и консультации «Оздоровление малыша в летний период», «Основы здорового питания», «Первые дни ребенка в детском саду» и др.
-оформление информационных стендов, папок-передвижек «Режим дня- каприз или необходимость?», «Закаливаем, а не лечим!», «Выходной день- день здоровья»
- участие в оздоровительной работе детского сада.
-анкетирование «Какое место занимает физкультура в вашей семье?». «Какие закаливающие процедуры наиболее эффективны?»
Укрепляя здоровье детей через разнообразные виды деятельности, мы вырабатываем у них интерес к самим себе и собственному здоровью.
Слайд № 23
Слайд № 24
Кроме формы работы с родителями, эффективным является взаимодействие ДОУ в социуме:
- с Гришинской амбулаторией (прививки, ежегодная диспансеризация);
- с ФОКом «Добрыня» (проведение спортивных соревнований);
- с Гришинской СОШ (проведение совместных спортивных соревнований и праздников)
3 этап 2011-2012гг
Аналитически-информационный этап (мониторинг эффективности реализации программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении).
Слайд №25
Созданная в детском саду система работы существенно повысила эффективность здоровьеориентированной деятельности. Из представленной таблицы видно, что результаты сравнительного анализа заболеваемости детей за период с 2009 по 2012г показали снижение количества простудных заболеваний с 18.8 дней пропущенных одним ребенком за 2009-2010учебный год до 16.8 дней в 2011-2012 учебный год благодаря целенаправленной работе по проведению закаливающих, оздоровительных и профилактических мероприятий, проведению вакцинации, использованию разнообразных форм работы с детьми по физическому воспитанию, внедрению в учебно-воспитательный процесс апробированных здоровьесберегающих инновационных технологий, проведенной работе с родителями. Эффективность работы с родителями можно оценить как достаточно продуктивную:
- 60% родителей начали проявлять интерес к проблемам физического воспитания и здорового образа жизни, чему во многом способствовало открытие кружка танцевально-игровой гимнастики в ДОУ;
- увеличилось количество родителей, которые изъявили желание участвовать в совместной работе (40%, это немного, но значительно больше, чем в начале нашей работы (10%)
Дети становятся более выносливыми, сильными, лучше ориентируются в пространстве, улучшилась быстрота реакции. Этому свидетельствует следующая таблица «Сравнительные данные общего физического развития»
В заключение хочется отметить, что именно физическое здоровье определяют качество образования. Так как именно «здоровый» ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми.
Слайд №26