Савенкова Мария
Потенциал подвижных игр в оздоровлении старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПОТЕНЦИАЛ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ОЗДОРОВЛЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье раскрыта актуальность оздоровления старших дошкольников, представлено определения понятиям «здоровье», «оздоровление»; дана характеристика подвижной игры, раскрыт потенциал подвижных игр в оздоровлении старших дошкольников.
Публикация «Потенциал подвижных игр в оздоровлении старших дошкольников» размещена в разделах
Ключевые слова: оздоровление, игра, подвижная игра, дошкольники, старшие дошкольники.
В настоящее время здоровье является важнейшим составляющим всей жизни человека, как взрослого, так и ребенка. Сегодняшнее развитие России сопряжено с модернизацией в сфере образования, которая в главную очередь касается проблемы развития подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в разных сферах жизнедеятельности способен быть индивид, который нацелен на здоровый образ жизни.
В последние годы, по мнению Е. Н. Сиволаповой, отмечается значительное ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения, причиной чего является воздействие ряда негативных факторов, среди которых можно выделить: неблагоприятные климатические условия (перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность воздуха и т. д.); ухудшение экологической обстановки (снижение качества воды, еды, воздуха); возрастающее облучение детей (в результате компьютерных игр, просмотра телевизора, использование облучающих бытовых приборов и средств облучения в общественных местах); значительное ограничение двигательной активности; актуальный уровень социальной напряженности в обществе и пр. [9, с. 9].
В особенности уязвимой категорией детей, в наибольшей степени подверженной воздействию всех перечисленных факторов, являются дошкольники, поскольку именно в этом возрасте организм ребенка еще достаточно слаб, а иммунная и нервная системы еще не сформированы в полной мере. В виду постоянного воздействия неблагоприятных климатических и экологических условий в настоящее время можно говорить о всевозрастающей тенденции наличия различных патологий у детей еще при рождении: патологии массы тела, нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и пр.
Понятие «оздоровление» напрямую связано с понятием о здоровье в целом, именно поэтому целесообразно первоначально дать исчерпывающее определение понятия о категории здоровья.
Согласно определению понятия о здоровье, представленному в Уставе Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Согласно ВОЗ, выделяется несколько видов здоровья: физическое, общественное и индивидуальное.
Значительный вклад в развитие проблем по сохранению и поддержанию здоровья у детей дошкольного возраста внесли такие специалисты как
В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, О. М. Литвинова, Л. И. Лубышева,
П. А. Матвеев, В. Д. Сонькин и др.
Многочисленные теоретические исследования по дошкольной психологии свидетельствуют, что дошкольный возраст выступает сензитивным периодом в формировании здоровья. Здоровый ребенок дошкольного возраста характеризуется достаточным для его возрастного развития уровнем активности, жизнерадосности, он оптимистичен, открыт в общении и взаимодействии со сверстниками,педагогами. Именно эти показатели являются залогом успешногоразвитиявсехсферличности, всех ее свойств икачеств [8, с. 42].
Обращаясь к определению понятия об оздоровлении, стоит отметить, что В. Т. Кудрявцев в своих трудах определяет его как форму развития – расширения и обогащения психофизиологических возможностей детей [4, с. 63]. В большинстве своем, говоря об оздоровлении и оздоровительных мероприятиях В. Н. Байрак, Б. Б. Егоров, В. Т. Кудрявцев, Т. В. Нестерюк, В. И. Ревякина сходятся во мнении о том, что оздоровление направлено на улучшение физического и психического состояния, что в целом ведет к укреплению здоровья, усилению иммунитета, улучшению качества и повышению продолжительности жизни, не являясь при этом лечением от болезней [2, с. 89].
В. Н. Байрак отмечает, что оздоровление – это восстановление, расширение адаптационных возможностей организма, повышение его устойчивости к воздействию многообразных факторов [1, с. 3].
Проблема оздоровления детей дошкольного возраста широко разрабатывается в теории и практике современных специалистов по физической культуре и спорту, педагогов и методистов дошкольных образовательных учреждений.
Старший дошкольный возраст является переломным в становлении личности ребенка. Этот период характеризуется качественными изменениями в развитии психических процессов и интенсивным анатомическим, функциональным созреванием детского организма. Важнейшим на данном этапе является необходимость сформировать у ребенка представления о здоровье, прикладных навыков здорового образа жизни, а также знания о последствиях «вредных привычек», развивать такие личностные характеристики, как умение противостоять стрессам, без затруднений адаптироваться и успешно воплощать в действительность свои возможности в социуме. В процессе оздоровления детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать психофизиологические особенности данного возраста, заключающихся в особенностях психического развития и физиологических особенностях организма ребенка.
Для преодоления нарушений, которые имеются у дошкольника, для предотвращения развития патологических состояний, для укрепления здоровья необходимо проведение комплексной работы. Оздоровление детей старшего дошкольного возраста возможно средствами подвижной игры, поскольку игра является ведущим видом деятельности в данный возрастной период.
А. В. Запорожец, Е. А. Покровский отмечают, что подвижные игры являются наиболее эффективным средством оздоровления детей дошкольного возраста.
По мнению А. В. Запорожца, подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений [3, с. 63]. П. Е. А. Покровский рассматривал подвижную игру как свободное выражение душевных и физических сил ребенка, именно поэтому, по мнению исследователя, игра должна занимать одно из центральных мест в системе физического воспитания как основное педагогическое средство [6, с. 20].
Исследователи, уделяющие особое внимание проблеме укрепления здоровья у дошкольников посредством подвижных игр (Е. А. Бабенкова,
А. С. Галанов, В. Л. Страковская, О. М. Федоровская и др.) отмечают, что подбор и планирование подвижных игр должны осуществляться с опорой на имеющуюся информацию об общем физическом и умственном развитии дошкольников, о состоянии их здоровья, при учете времени года, интересов детей и целей педагога, преследуемых на данном этапе.
Е. А. Покровский обосновал тезис о том, что подвижные игры оказывают разностороннее оздоровительное воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект. В игре ребенок познает возможности своего тела и учится их использовать и совершенствовать, посредством игры приобретаются навыки определения расстояния, величины, веса, прочности предметов, что развивает наблюдательность и внимание в ребенке, делает его ум острее. Подвижные игры развивают сообразительность, силу духа и волю к победе, воспитывают характер, в то же время развивают творческие способности детей, отмечал ученый [6, с. 25].
Как отмечает В. Л. Страковская, подвижная игра – это настоящий сподвижник жизни ребенка и поэтому является замечательным способом развития и улучшения движений детей, укрепления, оздоровления их организма. Подвижная игра имеет особую оздоровительную ценность, которая определяется физиологическими сдвигами, происходящими в организме. Происходит активизация физиологических процессов (обмен веществ, дыхание, кровообращение, деятельность центральной нервной системы (ЦНС) и желез внутренней секреции. Так же укрепляется костно-мышечная система, улучшаются подвижность суставов, эластичность связок и мышц. Создаются условия для повышения работоспособности 10, с. 57 .
По мнению Т. Н. Яркиной, в процессе проведения оздоровительных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании тела в правильном положении, правильной ходьбы и выполнения других основных элементарных движений [12].
Е. А. Бабенкова отмечает, что подвижные игры способствуют развитию психических процессов (восприятия, мышления, внимания, воображения, памяти, речи); формируют умения анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное, что также может оказывать значительный эффект в сглаживании и преодолении некоторых симптомов при неврологических диагнозах.
Для решения этих задач используются оздоровительные игры с произношением во время выдоха различных стихотворных строк, звуков, пение песенок в такт ходьбе – звукоречевая гимнастика, которая является своеобразным вибромассажем 2, с. 56. Примерный перечень подвижных игр, направленных на развитие дыхательной системы: «Поиграем носиком», «Ветерок», «Пчёлка», «Дождик», «Воздушный шар».
По мнению Б. Р. Мандель, при различных заболеваниях у детей наблюдаются нарушения в функционировании сердечно-сосудистой системы, нарушения регуляции аппарата кровообращения. В некоторых случаях возможны недостаточное кровоснабжение мозга и спазмы, а это определяет качество двигательного такта. Поэтому, у часто болеющих и ослабленных детей зачастую движения неловкие, отсутствует достаточная четкость и быстрота в выполнении определенных движений 5, с. 169. Учитывая выше сказанное, необходимо рекомендовать для таких детей подвижные игры, с общим укреплением организма, которые способствуют тренировке вестибулярного аппарата, улучшению координации движений, равновесия, ориентировке в пространстве и на месте, достойной осанке и красивой походке. Для решения задач рекомендуются игры умеренного воздействия, примерами таких игр, могут служить: «Четыре стихии», «Дрозд», «Тропинка», «Курочка и горошинка».
По мнению С. О. Филиповой, нарушения физиологического и морфологического развития встречаются у каждого третьего ребенка в возрасте 7 лет. Они находят отражение в работе желудка, почек, сердца, печени. Тренировка ослабленного организма – это основа профилактики и лечения. Она должна быть грамотно составлена и хорошо организована. В таких подвижных играх должны использоваться разнообразные исходные положения, в том числе и положение лёжа, стоя на четвереньках. Упражнения в этих играх должны выполняться в среднем и медленном темпе. Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесие. Упражнения в играх надо чередовать с дыхательными упражнениями 11, с. 43. Рекомендуются подвижные игры, укрепляющие мышцы спины, пояса верхней конечности, живота. Примеры игр, которые могут быть использованы при нарушении осанки: «Карусель», «Великаны и гномы» «По ровненькой дорожке», «Паровозик», «Котята и щенята», «Горячий мяч».
И. Пенькова подчеркивает, что в основу использования подвижных игр, направленных на оздоровление детей, должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку; постепенное нарастание трудности выполнения подвижных игр. При подборе и использовании подвижных игр необходимо учитывать уровень физического развития, состояния здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок 7, с. 118.
Работа по оздоровлению детей не может проводиться хаотично, поэтому целесообразно будет разработать и реализовать комплекс подвижных игр. Решающую роль в оздоровлении детей имеют регулярные занятия подвижными играми.
Таким образом, под здоровьем мы понимаем оптимальное состояние жизнедеятельности в данной конкретной среде. Оздоровление представляет собой процесс восстановления, расширения адаптационных возможностей организма, повышения его устойчивости к воздействию многообразных факторов.
Таким образом, подвижные игры, как средство оздоровления детей дошкольного возраста, оказывают непосредственное влияние на развитие и совершенствование функциональных возможностей детского организма. Потенциал подвижных игр в оздоровлении старших дошкольников велик. Подвижные игры представляют собой активную деятельность ребенка, характеризующуюся точным и своевременным выполнением заданий, которые связаны с обязательными для всех правилами игры. Они являются отличным средством для развития и улучшения основных движений детей дошкольного возраста, укрепления их тела. С помощью игр улучшается физическое развитие ребенка, он становится активнее. Движение, в свою очередь, помогает тому, что у ребенка улучшается процесс обмена веществ, усиливается кровообращение.
Список литературы:
1. Байрак В. Н. Методические рекомендации по оздоровлению детей. – Ставрополь : Ставропольский педагогический ун-т, 2001. – 11 с.
2. Егоров Б. Б., Пересадина Ю. Е., Волосовец Т. В., КирилловаИ. Л. Физическое развитие дошкольников : теоретические основы и новые технологии. – М. : Наука, 2015. – 112 с.
3. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. Развитие произвольных движений. – М. : Сфера, 2000. – 87 с.
4. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. О развивающей педагогике оздоровления // Современное дошкольное образование. 2014. N 6. С. 64-73.
5. Мандель Б. Р. Возрастная психология. – М. : ИНФРА, 2017. – 352 с.
6. Покровский Е. А. Русские детские игры. Жребий, хороводы, символические игры. – М. : Речь, 2011. – 192 с.
7. Пенькова И. Новые подходы к профилактике нарушений осанки и сводов стоп у детей на занятиях по физическому воспитанию // Дошкольное воспитание. 2010. N 6. С. 118-123.
8. Прищепа С. Образовательные программы по физическому воспитанию и оздоровлению детей дошкольного возраста // Современный детский сад. 2009.N 7. С. 39-45.
9. Сиволапова Е. Н. Комплексный подход в оздоровлении дошкольников // Эксперимент и инновации в школе. 2014. N 4. С. 9-15.
10. Страковская, В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет / В. Л. Страковская. – М. : Новая школа, 1994. – 288 с.
11. Филиппова С. О., Пономарев Г. Н. Теория и методика физической культуры дошкольников. – М. : Сфера, 2016. – 654 с.
12. Яркина Т. Н. Подходы к физическому развитию и воспитанию дошкольников в контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Научно-педагогическое обозрение. 2015. N 2 (8). С. 43-53.