Иванова Галина Викторовна
Конспект занятия «Постановка звука [ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по постановке звука Ж
Содержание занятия
1. Организационный момент.
Логопед: сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука ш.
2. Сообщение темы.
На доске — несколько картинок (жук, паук, кошка).
Логопед: отгадайте загадку:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, Букву ж все твержу.
Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом.
Публикация «Конспект занятия „Постановка звука [ж]“» размещена в разделах
- Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку. (Жук.) Да, это жук. Покажите букву, с которой начинается слово жук. (Буква ж вывешивается на доске.) Эта буква обозначает звук ж. Этот звук напоминает жужжание жука: ж-ж-ж-ж.
Сообщение темы занятия : Сегодня мы будем учиться произносить звук ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
3. Артикуляционная гимнастика. Для губ: улыбка-трубочка.
Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать "лодочку", сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.
4. Постановка звука ж. Используется прием постановки путем озвончения звука ш.
Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш, а теперь скажи те его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж.
После длительного произнесения уточняем, что так жужжит жук. Дети поочередно произносят этот звук. Поправляю и уточняю артикуляцию звука. В случае затруднений одна рука ребенка прикладывается к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук ж, ребенок имитирует, используя тактильно-вибрационные ощущения.
5. Уточнение артикуляции звука ж.
Логопед: Произнесем еще раз звук ж. В каком положении губы при произношении звука ж?
- Губы вытянуты вперед. (Все дети повторяют.)
- В каком положении зубы — сомкнуты или раскрыты?
- Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.
Логопед: Где находится кончик языка?
После каждого вопроса показываю артикуляцию звука ж, дети также еще раз произносят звук.
Логопед: Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. (Все дети повторяют.) Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки (показываю положение языка с помощью кисти руки).
- Покажите рукой, какой язычок? (Дети показывают.)
— Что напоминает язычок?
- Чашечку.
Описываю артикуляцию звука ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Дети повторяют.
6. Развитие фонематического анализа.
а) Игра "Хлопок".
Логопед: я называю слова: жаба, парта, лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик, а вы хлопаете, если в слове есть звук ж.
б) Игра «Распредели картинки».
На доске выставляются картинки: пожар, лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак.
Логопед: Распределите картинки на две группы: слева положите картинки, в на звании которых звук ж в начале слова, а справа те картинки, в названии которых звук ж в середине слова (называю сначала все картинки, выделяя голосом звук ж в слове).
в) Игра «Найди место звука ж в словах».
У детей цифры 1, 2, 3. Логопед произносит слова, дети определяют, какой по счету звук ж в слове (первый, второй или третий, и поднимают соответствующую цифру. Слова: жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий, сажать.
7. Закрепление связи между звуком и буквой ж.
— Посмотрите на букву ж. Что она напоминает, на что похожа?
-На жука.
— Сложите из палочек букву ж. А затем подберите картинки, в названии которых есть звук ж. Во время самостоятельного выполнения этого задания индивидуально занимаюсь с теми детьми, у которых артикуляция звука ж еще недостаточно закреплена.