тамара папст
Постановка и начальный этап автоматизации звука [р’]
▼ Скачать
Постановка и начальный этап автоматизации звука [р’] :
Звук [р’] отличается от твердого дополнительным подъемом спинки языка к небу и некоторым перемещением передней части языка от альвеол до верхних зубов.
Автоматизация мягких пар согласных, как правило, не представляет сложности
для детей с различными видами нарушений произносительной стороны речи. Иная ситуация возникает при автоматизации звука [р’]. Случаи, когда мягкий вариант этого сонора соответствует нормативному произношению, у детей с тяжелым нарушением речи чрезвычайно редки. Трудности, которые возникают при переходе от артикуляции твердого согласного к мягкому, возникают у детей с алалией и дизартрией достаточно часто.
Публикация «Постановка и начальный этап автоматизации звука [р’]» размещена в разделах
Так как звук [р’] отличается более передней артикуляцией и поднятием спинки
языка, то произнесение слогов и слов с последующим гласным звуком [и] в ударной позиции в наибольшей степени способствуют выработке нужного артикуляционного уклада. Но есть еще одно существенное различие в произнесении мягкого и твердого вариантов этого согласного. При произнесении звука [р’] сама вибрация отличается по
силе и длительности. Она должна быть короче и слабее.
Затормозить вибрацию помогает утрированно длительное произнесение звука [и], обеспечивающего мягкость согласного. Поэтому особенно тщательно отрабатываются слова со слогом ри в ударной позиции.
При дизартрии нередко встречаются боковые варианты искажения [р’] при велярном дефекте твердого вибранта. Они сохраняются и после нормализации произношения звука [р]. В таких случаях приходят на
помощь упражнения, направленные на синтез слогов из отдельных звуков. Мы опираемся на твердый, неискаженный вариант согласного, при произнесении которого не происходит утечки воздуха в один из боковых краев языка или с обеих сторон: р — и, р — и, ри; р — е, р — е, ре; р — ю, р — ю, рю; р — ё, р ё, рё.
Стечение согласных в начале слога также благоприятствует формированию навыков правильного произнесения мягкого вибранта. В процессе отработки стечений согласных в начале слов ребенок упражняется
в образовании приставочных глаголов (приду, прибегу, приеду) иродственных слов (гриб, грибной, грибник, грибница). Работа по автоматизации звука может быть связана и с формированием навыков словоизменения. С целью отработки мягкого вибранта в конце слова мы побуждаем детей
изменять форму множественного числа существительных в именительном падеже, преобразуя ее в форму единственного числа (фонари — фонарь, сухари-сухарь, пузыри — пузырь, буквари — букварь, пескари — пескарь, снегири — снегирь). На том этапе, когда отрабатывается произнесение звука [р’] в сочетании с е после мягкого согласного в закрытом слоге, можно предложить форму родительного падежа множественного числа (много фонарей, сухарей, пескарей, снегирей, букварей).
Отработка слога рю успешно осуществляется при построении фраз с личным местоимением и глаголами первого лица настоящего и будущего времени. Я варю, дарю, го-во-рю. Я по-да-рю, за-ва-рю, не со-рю.