Паршикова София
Дидактические игры для развития экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игра "Цепи питания"
Возрастная категория: 4-5 лет.
Цель игры : Исследование видов пищевой цепочки в природе.
Реквизит для игры : Картинки с изображениями различных животных и растений, картинка солнца, верёвка.
Правила игры :
Публикация «Дидактические игры для развития экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На большую картинку с изображением солнца крепятся несколько веревок одинакового размера, на которые в последующем дети должны в правильном порядке надевать картинки с изображениями различных животных и растений в порядке возрастания к звеньям "пища - потребитель". Например: солнечным светом питаются растения -> этим растением питается насекомое - > насекомыми питаются птицы. По задумке игры цель построить 5 правильных пищевых цепочек.
2. Игра "Сортировка мусора"
Возрастная категория: 4-5 лет.
Цель игры : Понимание детей важности сортировки мусора в современном мире.
Реквизит для игры : Картинки с изображением различных бытовых отходов, картонные коробки в цвет к разным категориям сортирования.
Правила игры : Воспитатель наглядно рассказывает различие бытовых отходов, какие они бывают и как их правильно утилизировать на примере картинок. Так же объясняет почему так важно знать правила сортирования. Затем детям выдаются картинки с различными видами отходов, например огрызок яблока или жестяная банка. В середине столика стоят 5 коробочек разного цвета, подписанные как отдельные сортировочные баки, например: синий - металл, зелёный - стекло, красный - пластик, белый - бумага, жёлтый - пищевые отходы. Цель детей определить в какой именно бак пойдёт их картинка.
3. Игра "чей дом?"
Возрастная категория: 4-5 лет.
Цель игры : Изучение детьми, где обитают различные животные.
Реквизит: деревянные палочки, картинки с изображениями различных животных и их среды обитания.
Правила игры : на каждой палочке изначально прикреплена какая-либо среда обитания, например птичье гнездо или пруд. Отдельно от этих палочек картинки с изображениями животных. Цель детей определить, где живёт каждое из животных и правильно сопоставить картинки, соединив их на палочке. Например: на палочке картинка пруда, значит дети должны найти карточку с изображением рыбы и надеть сверху на палочку.
4. Игра "Живая/не живая природа"
Возрастная категория: 4-5 лет.
Цель игры : Изучение различия живой и не живой природы.
Реквизит для игры : ватман а3, безопасные липучки, картинки с изображениями всего, что можно встретить в природе.
Правила игры : на ватмане есть 2 заголовка -" живая природа" и "не живая природа". Под каждым заголовком есть подложки с липучками. Детям раздаются картинки, которые нужно правильно соотнести к подходящему заголовку. Например: камень - не живая природа, птица - живая природа и т. д.
5. Настольная игра "Юный эколог"
Возрастная категория: 4-7 лет.
Цель игры : изучить понимание детей окружающего их мира и узнать, что их заинтересовало больше всего, чтобы проработать темы, которые они, возможно, не поняли.
Реквизит: игровое поле формата а3, фигурки животных (фишки, кубики с цифрами.
Правила игры : на игровом поле расположены пронумерованные ходы, по которым дети будут передвигаться фишками в зависимости от выпавшего числа на кубике. (выпало 5, значит следует 5 ходов вперёд). Во время передвижения по полю могут попадаться "ловушки", попадая в которые ребенок выполнить действие, которое прописано в этой ловушке, например рассказать, какое у него любимое природное явление. Если ребёнок ответил - он дальше продолжает игру, если не ответил - воспитатель ему помогает, но ребёнок при этом пропускает ход. Все проходят игру одновременно, по очереди кидая кубик. Кто из детей первый добрался до цели, тот и является победителем.
6. Игра «Бывает – не бывает»
Возрастная категория: 4-5 лет.
Цель. Развивать память, мышление, быстроту реакции, закреплять знания о природных явлениях.
Реквизит: мяч.
Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребё нок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
7. Игра «Время года»
Возрастная категория: 4-5 лет
Цель: развивать память, закреплять знания о природных явлениях.
Ход игры. Воспитатель показывает или называет природные явления ( например: снег, радуга, гроза, дети должны называть время года, когда это явление происходит. Если дети справляются легко, игру можно усложнять, добавляя природные явления, которые происходят в любое время года.
8. Игра «Кустик, дерево, цветок»
Возрастная категория: 4-5 лет
Цель. Закреплять знания о многообразии растений.
Ход игры. Воспитатель говорит детям : «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. Например: берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и т. д.
9. Игра «Съедобная шляпа»
Возрастная категория 4-5 лет
Цель: закреплять знания о питании животных.
Ход игры : из волшебной шляпы воспитатель достает игрушечные фрукты и овощи или их картинки, дети должны назвать животных, которые этим питаются.
10. Игра «Звери, птицы, рыбы.»
Возрастная категория 4-5 лет
Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Реквизит: мяч.
Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»
Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).
Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).
11. Игра «Живые пазлы»
Возрастная категория: 4-5 лет
Цель: закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.
Материалы: картинки с изображением разных животных. (каждое в двух экземплярах).
Один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.