Елена Громцева
Пособие для развития дыхания (Мастер-класс для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
Пособие для развития дыхания (мастер-класс для родителей).
[/b]
Елена Громцева.
Пособие для развития дыхания.
Тема. Изготовление тренажёра для игр и упражнений с детьми на развитие речевого дыхания.
Цель: познакомить родителей с технологией изготовления игрушки - тренажера «Птичка» для развития речевого дыхания у детей с ОНР в домашних условиях с целью
Публикация «Пособие для развития дыхания (Мастер-класс для родителей)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
повышения родительской компетентности в вопросах речевого развития детей.
Задачи мастер-класса:
- познакомить родителей с условиями и правилами, направленными на развитие речевого
дыхания у детей;
- изготовить игровое пособие для развития речевого дыхания в домашней обстановке;
- создать условия, укрепляющие сотрудничество между детским садом и семьей для
успешного преодоления речевых нарушений у детей;
Раздаточный материал: ткань размером 15см*15см, нитки «мулине», кусочки ваты, ножницы.
Ход мастер-класса:
Теоретическая часть. Роль дыхания в развитии речи ребенка.
- Уважаемые родители! Многим из нас приходилось слышать, как ребенок разговаривает, быстро, торопливо, взахлеб. Слова мало понятны, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребёнок пытается рассказать. Часто дети не договаривают окончания слов и нередко в конце фразы произносят их шепотом.
Как же рождаются звуки речи? Чтобы мы могли произносить звуки, а наш голос звучал, нужен воздух. Вы замечали: прежде чем заговорить, необходимо глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе.
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе через все дыхательные пути. Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее - всё повторяется, так как важной частью речи является дыхание.
Сегодня я хочу рассказать вам, что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать.
Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох - источник образования звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Правильному речевому дыханию детей можно обучить, выполняя дыхательные упражнения в игровой форме, что вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
Использование игровых приёмов и упражнений так же способствует более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств.
Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.
Условия проведения упражнений для развития дыхания:
1. Не заниматься в пыльном, не проветренном или сыром помещении;
2. Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
3. Одежда не должна стеснять движений;
4. Не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды);
5. Ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Правила выполнения упражнений:
1. Перед выдохом ребенок делает вдох, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».
2. Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха губы не сжимает, а складывает их трубочкой и не надувает щеки.
3. Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот!
4. Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух.
5. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Наиболее интересно проводить с ребенком упражнения на развитие дыхания с теми игрушками, которые он сделал вместе с мамой и папой. Совместное творчество подарит незабываемые часы общения с ребенком. В результате своего труда, игрушка для малыша становится особенно родной и близкой.
Сегодня я предлагаю вам сделать развивающую игрушку, простую в изготовлении и значимую в развитии ребенка, имеющую многофункциональное значение.
В процессе труда у ребенка:
- воспитывается способность концентрировать внимание;
- формируется умение создавать и воплощать замысел;
- стимулируется творчество;
- развивается мелкая мускулатура пальцев;
- расширяются познания о свойствах материала;
В процессе работы мы можем задать вопросы ребенку:
- ткань для изготовления птички легкая или тяжелая? А если ткань будет тяжелой, что произойдет с птичкой? (Она не полетит).
- какую птичку мы будем делать? (воробей, ворона, ласточка и т. д.)
- эта птичка останется с нами на зиму или улетит?
- как мы назовем птичку, которая останется с нами зимовать? (зимующая).
- если птичка улетит на юг, как мы ее назовем? (перелетная).
Практическая часть. Непосредственное изготовление игрушки-тренажера «Птичка».
Шаг 1 Нам необходимо взять легкую ткань (ситец, батист) и вырезать квадрат размером 15см * 15см, отрезать нитку размером 80 см.
Шаг 2. Складываем квадрат по диагонали и полученный треугольник складываем еще раз пополам.
Шаг 3. Находим центр треугольника и обматывает три раза нитью – это клювик птички.
Шаг 4. Расправляем треугольник и подкладываем кусочек ваты у самого уголка, формируем головку и обматываем ниткой.
Шаг 5. Делаем грудку, обматывая ткань ниткой, отступив от головы на 2 см.
Шаг 6. Затем обматываем нитью туловище крест-накрест и получаем крылья. Оставшуюся нить протягиваем под крестик и делаем узелок.
Птичка готова.