Лидия Анатольевна Кутовая
Конспект урока «Портрет в искусстве России»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.
Ход урока
1. Проверка знаний обучающихся.
1. Что такое портрет? (Портрет — изображение определенного человека или группы людей) .
2.
3. Когда и где портрет как жанр искусства получил распространение? (Жанр портрета получил распространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и графике).
4.
Публикация «Конспект урока „Портрет в искусстве России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
5. Какие бывают портреты? (Различают парадный и камерный портреты. Бывают портреты парные и групповые.
6. Для чего они предназначались? Для зня украшения парадных зал, и для восхваления определенных персон, и для сохранения памяти о людях,
7. Назовите художников портретистов и их произведения?
8.
2. Изучение нового материала.
Сегодня мы продолжим изучать тему портрета и рассмотрим портрет как достижение национальной школы, изучим портреты наших соотечественников, поработаем с произведениями художников и композиторов.
1. Портрет - достижение национальной школы. Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др. В середине XVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками. (слайд 2)
2. Портреты наших великих соотечественников
Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). Обращение к портретной галерее этого художника дает возможность современным зрителям узнать о его многочисленных творческих связях с деятелями отечественной науки, культуры, искусства — учеными, писателями, живописцами, музыкантами, меценатами, которые внесли свой вклад в культурное наследие России. (слайд)
Знаменитые люди на портретах изображены Репиным в разных душевных состояниях: -мечтательного созерцания (композитор А. Бородин,
активного действия (композитор, пианист, дирижер, основатель Петербургской консерватории А. Рубинштейн) .(слайд),
- глубокого раздумья (коллекционер картин, меценат, создатель собрания Государственной Третьяковской галереи П. Третьяков) (слайд, - спокойного размышления (писатель Л. Толстой).(слайд) Портрет Толстого производит яркое и сильное впечатление. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Взгляд отрешенный, нейтральный, устремленный вдаль, он словно пронзает зрителя, проходит сквозь него. Глаза ясные и добрые. Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя.
Светлый и чистый фон усиливает впечатление. Книга в руках, деталь символичная, неслучайная. Перед нами писатель в момент размышления о прочитанном, в момент зарождения новой, гениальной идеи. Глядя на портрет, любой способен почувствовать величие и духовную монументальность Толстого.
Многие молодые живописцы того времени мечтали учиться в мастерской Репина, одним из них был мордовский художник Ф. В. Сычков.
портреты Льва Толстого, Сократа, Микеланджело.
3. Работа с произведениями художников и композиторов. Задание1. Послушайте А. Бородина — Симфонии № 2 («Богатырская»).
Задание 2. Рассмотрите портрет А. Рубинштейна. Выскажите предположение, каким знакомым вам сочинением он дирижирует.
Задание3. Вглядитесь в портрет писателя Л. Толстого. Какое эмоциональное состояние передано в нем художником?
Задание 4. Вы прочитали отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир» (сцена Сони и Наташи). Какие черты характера героинь раскрывает писатель? Как вы можете описать их портрет? Какими знаниями обогащает вас знакомство с различными произведениями искусства?
4. Художественно-творческое задание
Нарисуйте эскизы костюмов, декораций, подберите музыкальный фон для этой сцены.
5. Итог урока. Рефлексия.
Приложение.
Отрывок из романа «Война и мир»
Граф Илья Андреич в 1809-м году жил в Отрадном все так же как и прежде, то есть принимая почти всю губернию, с охотами, театрами, обедами и музыкантами. Он, как всякому новому гостю, был рад князю Андрею, и почти насильно оставил его ночевать.
В продолжение скучного дня, во время которого князя Андрея занимали старшие хозяева и почетнейшие из гостей, которыми по случаю приближающихся именин был полон дом старого графа, Болконский несколько раз взглядывая на Наташу чему-то смеявшуюся и веселившуюся между другой молодой половиной общества, все спрашивал себя: "о чем она думает? Чему она так рада!".
Вечером, оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он читал, потом потушил свечу и опять зажег ее. В комнате с закрытыми изнутри ставнями было жарко. Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова, который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставлены еще, досадовал на себя за то, что остался.
Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном, весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно и глаза его остановились на этом небе.
Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.
- Только еще один раз, - сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.
- Да когда же ты спать будешь? - отвечал другой голос.
- Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз.
Два женские голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.
- Ах какая прелесть! Ну теперь спать, и конец.
- Ты спи, а я не могу, - отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому, что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Все затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.
- Соня! Соня! - послышался опять первый голос. - Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она почти со слезами в голосе. - Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.
Соня неохотно что-то отвечала.
- Нет, ты посмотри, что за луна. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, - туже, как можно туже - натужиться надо. Вот так!
- Полно, ты упадешь.
Послышалась борьба и недовольный голос Сони: "Ведь второй час".
- Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди.
Опять все замолкло, но князь Андрей знал, что она все еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.
- Ах. Боже мой! Боже мой! что ж это такое! - вдруг вскрикнула она. - Спать так спать! - и захлопнула окно.
"И дела нет до моего существования!" подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него. - "И опять она! И как нарочно!" думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.