Татьяна Лашукевич
Конспект интегрированного урока «Пластика и выразительность в хореографии и в изобразительном искусстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение
«Центр образования «Эврика»
Конспект
интегрированного урока
Художественно – эстетическое развитие
Компонент: «Хореография и ИЗО деятельность»
Тема: «Узоры декоративной росписи в элементах народного танца». На примерах декоративной росписи и русских хороводов.
Составитель: Лашукевич Т. П.
Кузнецова Е. Ф.
Петропавловск – Камчатский
2018 г.
Интегрированный урок :
Публикация «Конспект интегрированного урока „Пластика и выразительность в хореографии и в изобразительном искусстве“» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Хореография, ритмика. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
«Пластика и выразительность в хореографии и в изобразительном искусстве».
Тема: Пластика и выразительность.
Под тема: «Узорыдекоративной росписи в элементах народного танца». На примерах декоративной росписи и русских хороводов.
Цель занятия:
Изобразительное искусство :
Научить видеть общие элементы в рисунке народного танца и в особенностях декоративной дымковской росписи;
Хореография :
Научить соединять различные виды творчества.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объявление темы
Учитель ИЗО: У нас сегодня совместный интегрированный урок, на который мы пригласили гостей и всех учеников второго класса, для того, чтобы показать, что же такое «Пластика и выразительность в хореографии и изобразительном искусстве».
На примере декоративной росписи и русских хороводов.
Педагог хореограф :
А для начала просмотрите, пожалуйста, небольшую видеозапись. Постарайтесь запомнить все, что увидели.
1. (Видео ансамбль «Берёзка»)
• Что увидели? Какой вид музыкального искусства представлен? (танец)
• Какой это танец? (народный)
• Танецкакого народа увидели? (русского)
• Как определили? (звучат народные инструменты, исполнители одеты в народные костюмы)
• А какие народные танцы вы знаете? (хоровод, кадриль, пляска)
• Какие рисунки танца вы знаете?
Танец – является одним из самых древнейших видов искусства. Как и у любых событий в истории, у танца есть свои этапы развития. И на всех этих этапах танец сопровождали: изобразительное искусство, поэзия, устное и письменное творчество. Именно благодаря всем этим видам искусства мы смогли узнать о танцевальной культуре разных эпох и разных народов.
Но, мы сегодня остановимся на одном виде:
Хоровод (карагод,танок,круг,улица) — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия. Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское, оро (македонское, коло (хорватское, хоро (болгарское). Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны — начало лета, но может быть и осенью. Хоровод всегда был неотъемлемым элементом русской народной культуры. Издревле ни одно большое праздничное гулянье не проходило без веселых хороводов: люди брались за руки и образовывали круг, при этом еще громко били в ладоши.
Как вы думаете,что такое пластика и выразительность?
Пластика и выразительность :
1) Пластичность, выразительность линий — эмоциональная художественнаявыразительность, гармония, изящество.
2) В танце — плавность, изящество движений.
-Давайте сравним знаки в росписи и рисунок танца.
Преподаватель задает вопросы по пройденному материалу рисунок танца.
- Какие рисунки танца мы с вами знаем? (круг, змейка, корзинка, воротца, и т. д.)
Преподаватель называет знаки росписи, девочки исполняют русский хоровод «Василисы» :
Знак солнца (в росписи - это круги, а в танце - хоровод в один и два круга, спираль);
Знаки воды (в росписи - волнистые и ломаные линии, а в танце - змейка);
Засеянное поле (в росписи- ромбы и овалы с точками внутри, а в танце - прямые параллельные линии, которые в танце носят название – улицы, и лодочки);
Хлебные зерна (в росписи – веточки и колосья, а в танце – движения парами и тройками).
Учитель ИЗО:
- Посмотрите, а не кажется ли вам,ребята, что рисунок танца похож на орнаменты? Учащиеся отвечают (да, похож)
Учитель ИЗО:
- Рисуноктанца и народная роспись,похожи? (Конечно, похожи и роспись и рисунки танца)
- Как вы думаете, используются ли орнаменты в украшении хороводных костюмах?
- Кто занимается созданием костюмов для танца? (художники декораторы, модельеры)
- Почему на хороводных костюмах, изображаются разные орнаменты и цвета, как вы думаете? (если дети затрудняются с ответом, педагоги помогают найти ответ на поставленный вопрос.) Потому, что хороводы как же, как и костюмы в каждой области были свои.
- Что объединяетИЗО с народным танцем?
- О чем мы с вами на занятии будем говорить? (о народных росписях.)
- Какие народные росписи, в которых используются подобные «знаки» вы знаете? (дымковская, хохломская, гжельская и др.)
- Где еще можем увидеть подобный узор?
- В какой декоративной росписи?
-Из всех декоративных росписей мы более подробно остановимся на росписи дымковской игрушки.
Дымковскую игрушку знают не только взрослые и дети в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
Называется она так потому, что родилась в слободе Дымково недалеко от города Кирова. Разными ремеслами занимались ее жители, но игрушечное дело привилось здесь лучше всего. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки.
Обычно они были в виде сказочных животных – это петушки, козлики, уточки, коровки, индюшки. И конечно, не малое значение имели и фигуры людей – барынь, гусаров…
Народные мастера, особое внимание уделяли орнаментальной росписи, красивые Кокошники, платочки, шляпки и самое главное яркие, нарядные сарафаны или юбки.
Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупные узоры.
Методы и технологииросписи Барыни.
Сейчас мы с вами приступим к росписи плоскостной игрушки «Барыня»,но для начала ознакомимся с некоторыми особенностями «Дымковской игрушки».
В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный.
При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный - говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой - цвет неба.
У вас на столах есть плоскостной рисунок формата А3. Прежде чем приступить к росписи,послушайте этапы выполнения задания.
Сначала рисовали волосы, наносили брови и глаза, три красных или оранжевых пятна - рот и щеки. Затем красили шляпку, кофту и завершалась роспись орнаментацией юбки.
Подготовка к самостоятельной работе.
1. На игрушке намечаете карандашом основные элементы (лицо, узор)
2. Раскрашиваете головной убор, жакет и один из элементов росписи на юбке одним из цветов.
3. Расписывается юбка
4. Рисуется лицо
5. Прорисовываются детали
Прежде чем приступить к практической работе, давайте проведем
«физ. минутку» в форме сидячего тренинга на закрепление материала.
Под веселую народную мелодию, учащиеся по показу педагога хореографа прорисовывают кистями рук все основные узоры росписи и рисунка танца.
Самостоятельная работа.
Роспись «Барыни».
Педагоги при необходимости, помогают учащимся, справится с заданием.
Итог урока :
- Посмотрите, какие красивые, росписи у нас получились.
- Итак, ребята,что вам понравилось сегодня на нашем занятии?
- Что самое интересное,вам запомнилось.
- Какую роспись мы с вами изучили?
- Чем похожи народный танец и народные узоры?
- Как вы думаете,как связаны пластика и выразительность в танце и в изобразительном искусстве?
Педагог хореограф :
Давайте мы закрепим наши знания в танце!
Все танцуют хоровод.
Посмотрите, какой красивый, пестрый хоровод у нас получился. Видя такое можно только гордиться, тем что, мы живем в России.
Молодцы ребята, спасибо вам, вы сегодня хорошо поработали!
До свидания!
Список литературы:
1. Алексеева, О. И. Народная хореография в вокально-хоровом коллективе : учеб. - метод. пособие / О. И. Алексеева ; Упр. культуры Белгор. обл., БГИКИ рец. : И. И. Веретенников, И. Н. Карачаров. – Белгород : БГИКИ, 2010.
2. Щуров, В. М. Жанры русского музыкального фольклора : учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ: в 2-х ч. Ч. 1 : История, бытование, музыкально-поэтические особенности / В. М. Щуров ; Московская гос. консерватория. – М. : Музыка, 2007.
3. Ткаченко, Т. Народный танец. – М. : Искусство, 1967.
4. Уральская, В., Соколовский Ю. Народная хореография. – М., 1972.
5. Климов, А. Основы русского танца. – М. : Искусство, 1994.
6. Асташина, Е. История глиняной игрушки / Асташина, Е. // Народное творчество. - 2007. - №2. - С. 50 - 53.
7. Берсенева, Л. Мастерами славится земля: дымковская игрушка) / Берсенева Л. // Дошкольное воспитание. - 2002. - №2. - C. 58-63.
8. И. Я. Дымковская игрушка / И. Я. Богуславская. - Л. : Художник РСФСР, 1988. - 332 с.
9. Уткин, П. И. Народные художественные промыслы : учеб. для проф. учеб. заведений / П. И. Уткина, Н. С. Королева. - М. :Высш. шк., 1992. - 159.
Фото к публикации