Надежда Розенберг
Портфолио дошкольника как способ анализа индивидуальных достижений ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование ориентирует на утверждение личностного начала ребенка. Личностно-ориентированная модель ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. У ребенка есть право на личные достижения, собственную оценку своего мировосприятия.
Какие интегративные качества необходимо педагогу развивать у детей, чтоб в будущем они смогли успешно осваивать школьную программу, самореализоваться в каком - либо виде творчества? Какие современные образовательные методики и технологии эффективнее использовать педагогам в работе?
Публикация «Портфолио дошкольника как способ анализа индивидуальных достижений ребенка,» размещена в разделах
Необходима мотивация ребенка на успех. Для практического решения этой важной задачи можно применить в работе технологию- портфолио дошкольника. Портфолио является важным элементом практико-ориентированного деятельностного подхода в образовании. Эта технология помогает делать образовательный процесс эффективным, происходит интеграция количественных и качественных изменений, также эта технология направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагога и родителей.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки достижений за определенный период.
Функции технологии:
· Диагностическая - фиксирует изменения и рост
· Целеполагающая - создание портфолио поддерживает образовательные цели
· Мотивационная - поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов
· Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ
· Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса воспитания и обучения от года к году
· Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений
Все эти функции свидетельствуют о значимости этой работы.
Существуют несколько моделей портфолио (педагога, ДОУ, семьи, коллектива и т. д.)
Смысл заключается в том, что он предполагает смещение акцента с того, что он не умеет и не знает, а на то чтоб показать все, на что способен ребенок. Портфолио дошкольника- портфолио – книжка, которую он создает сам, где выражены его чувства, мечты, успехи.
При применении технологии необходимо соблюдение следующих принципов:
· Единство всех сфер жизни ребенка (эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной)
· Совместная деятельность и общение ребенка и взрослого как движущая сила развития.
· Основа общения - взаимный поиск пути друг к другу, поиску контакта с внешним миром и как итог совместное проживание минут радости и открытий
· Добровольность
· Активное участие ребенка обязательно
· Нет строгих правил к оформлению
· Не допустить «соревновательности за количество»
(Портфолио в ДОУ Н. А. Кочкина, А. Н. Чернышева.)
Виды портфолио дошкольника:
· Электронный вид
· Печатный вид (портфолио-раскрашка)
Электронный портфолио основан на применении современных информационных технологий использование программы Power Point позволяет быстро выполнять красочное портфолио, использовать ауди-видеозаписи. Он мобилен, его возможно изменять и вносить новое - это преимущества, но есть и проблемы - нет достаточного количества компьютеров в ДОУ, ребенок не имеет возможности постоянно делиться своими успехами. Так же опасение за здоровье детей (чрезмерное увлечение компьютером)
Печатный вид (портфолио-раскрашка)- отксерокопированные странички предложить выбрать детям и раскрасить, отчего у детей создается настрой, желание, позволяет облегчить труд родителей и детей, такой вид помогает на начальном этапе работы, но необходимо заполнять рубрики информацией.
Структура портфолио:
Портрет.
Раздел, раскрывающий личность. В нем собираются фотографии, любимые занятия, интересы.
«А вот и я»;
«Давайте познакомимся»;
«Портрет моего ребенка»;
«Моя семья»
ФИ ребенка; антропометрические данные; фотографии
Адрес домашний; ДОУ, группа;
Сочинение родителей и отзыв воспитателей о ребенке;
Интервью с ребенком и его друзьями
Коллектор.
Раздел содержит информацию, накопленную в соответствии с целью портфолио («копилка»)
«Я хочу»;
«Я как мама, я как папа»;
Смешные истории;
Серьезные рассказы;
Работы родителей, схемы; отзыв сестер и братьев
Рабочие материалы.
Раздел содержит информацию, которая была использована автором в процессе подготовки и выполнения заданий.
Достижения.
Раздел содержит работы, которые, по мнению автора, демонстрирует его прогресс.
«Мои настроения»;
«Вот что я могу»;
«Мои достижения»;
«Открой и посмотри»;
Фото и видеоматериалы;
Образцы творчества детей;
Участие в разных мероприятиях;
Материалы с кружков; грамоты и дипломы
Этапы работы.
· Постановочный
Цель: знакомство с темой и ее значимости
Содержание: мотивация участников, определение цели создания и планирование работы (определения вида и структуры, то есть рубрики, времени работы и сроков)
· Поисковый
Цель: сбор и систематизация материала
Содержание: индивидуальный поиск информации, консультативная помощь родителям
· Заключительный
Цель: осуществление рефлексии собственной деятельности
Содержание: презентация портфолио, осознание достижений и проблем, перспектива на будущее.