Наталья Вахрушева
Электронное портфолио как инструмент в программе психолого-педагогического сопровождения семьи
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку», способна технология «Портфолио».
Портфолио рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, коммуникативной, является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.
Публикация «Электронное портфолио как инструмент в программе психолого-педагогического сопровождения семьи» размещена в разделах
Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации ин-формации. Всю информацию при наличии Интернета могут видеть родители. Это замечательный пример открытости образовательной системы ДОУ.
Цель создания портфолио дошкольника: целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке; фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, его усилия, прогресс и достижения; демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи: создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха; поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности; поощрять его активность и самостоятельность; формировать навыки учебной деятельности; укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.
Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать условия:
1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер.
2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной: для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению; накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д.); тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё домашнее животное, лето – весёлая пора,т. д.
3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
4. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.)
Материалы для портфолио дошкольника собираются педагогами ДОУ совместно с детьми и их родителями (законными представителями) по результатам информационно-разъяснительной работы с ними.
Мы считаем, что портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «ребенок – родители».
Таким образом, работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка.
1. Т. Г. Новикова. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт
2. Рекомендации по построению моделей «портфолио» учащихся начальной и средней общеобразовательной школы http://kraioko.perm.ru/docs/20.html