Елена Гринёва
Портфолио дошкольника, как инновационная технология в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Я думаю, что актуальность использования в практике работы с детьми технологии детского портфолио переоценить трудно. Портфолио дошкольника - это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъективные проявления детей. Реализация стандарта дошкольного образования и современная социокультурная ситуация стимулируют нас к поиску новых форм, методов работы с детьми и, конечно, технологий. Всё чаще мы слышим о таких понятиях как «качество дошкольного образования» и «индивидуальные образовательные достижения».
Публикация «Портфолио дошкольника, как инновационная технология в ДОУ» размещена в разделах
На наш взгляд именно технология детского портфолио позволяет увидеть и оценить эти индивидуальные достижения всем участникам образовательных отношений – родителям, педагогам и в первую очередь самому ребёнку.
Цель технологии детского портфолио – создать условия для формирования личности ребёнка, открытия им своего образа «Я», отслеживание индивидуального развития ребёнка, его прогресса в образовательном контексте. Создание портфолио дошкольника.
Задачи:
определить форму и содержание портфолио
привлечь родителей воспитанника к активному взаимодействию
создать ситуацию успеха для ребёнка,
содействовать максимальному раскрытию его индивидуальных особенностей,
развивать и расширять круг познавательных интересов,
формировать установку на творческую деятельность,
формировать положительные нравственные качества личности,
способствовать приобретению и развитию умений рефлексии,
создать условия практического применения приобретённых знаний и умений,
наблюдать картину значимых образовательных достижений ребёнка.
Функции данной технологии :
мотивировать к совместной деятельности самого ребёнка, его родителей (мотивационная,
в процессе работы над портфолио охватывать разнообразное образовательное содержание и различные виды детской деятельности (содержательная,
использовать огромный развивающий потенциал технологии (развивающая,
уметь самому и учить ребёнка видеть цель (для чего ему нужно портфолио) и стремиться к её достижению (целеполагающая,
портфолио показывает ребёнка не только в группе сверстников в детском саду, но и за его пределами (в бассейне, на танцах, с родственниками, тем самым способствует его успешной социализации (социообразующая,
портфолио нужно для того, чтобы посторонний взрослый (учитель, психолог) смог составить представление о ребёнке, его семье, о том, как он развивался в дошкольном детстве (диагностическая,
и, наконец, иметь сегодня портфолио – это престижно (рейтинговая).
Для успешной работы в технологии детского портфолио нужно соблюдать ряд условий, главное из которых – добровольность. Ни в коем случае мы не должны принуждать родителей и ребёнка к работе над портфолио, а только ненавязчиво рекламировать его очевидные плюсы и ожидаемые эффекты.
Ребёнок должен чётко осознавать, зачем ему портфолио.
Не бывает двух одинаковых портфолио, как не бывает двух одинаковых детей, каждое портфолио индивидуально и отличается от других оформлением, названиями и количеством рубрик и конечно содержанием.
Для ребёнка дошкольного возраста большое значение имеет внешняя привлекательность объекта или предмета и поэтому портфолио дошкольника должно быть красочным и ярким.
И последнее условие – детские портфолио не должны находиться в приёмной на кабинках или в шкафу воспитателя, они должны быть в доступном для детей месте, для того, чтобы в любой момент ребёнок мог еще раз пережить приятные моменты собственных достижений, успехов с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты, рисунки, фотографии
Практика работы выявила типичные ошибки педагогов при работе с детским портфолио :
нарушение принципа добровольности: работа над портфолио ведётся вместе с ребёнком, материалы отбираются с учётом его мнения;
перенасыщение материалами и документами: папка «личных достижений» превращается в «зачётную книжку»;
превращение портфолио в накопительную папку рисунков, аппликаций и т. д. ;
изоляция ребёнка от работы с портфолио; нельзя забывать о том, что ребёнок – активный участник формирования своего портфолио, а воспитатель отвечает за сбор и систематизацию материалов;
хранение портфолио в недоступном для детей месте;
перенасыщение текстом; мы знаем, что дошкольники еще не умеют читать или читают плохо, поэтому оптимальное соотношение текста и визуальных объектов (рисунков, фотографий) 20 на 80, то есть 20 % - текста, а 80% всего остального;
портфолио – это не законченный документ, с которым уже не надо работать: мы стремимся к соблюдению принципа преемственности между детским садом и начальной школой, школа как преемник дошкольного уровня должна подхватить достижения дошкольника и продолжать развивать накопленный им потенциал; портфолио дошкольника – портфолио школьника. Чтобы не ставить в неудобное положение детей, которым пока не чем похвастаться, портфолио не станет обязательным
атрибутом дошкольной и школьной жизни.