Дацко Людмила
Понятия психомоторики и мелкой моторики как основы развития детской личности
▼ Скачать + Заказать документы
Понятия психомоторики и мелкой моторики как основы развития детской личности.
Моторика – это движение. Движение является основным биологическим свойством живой материи, оно развивается и совершенствуется вместе с эволюцией живой природы. Движение – универсальное проявление жизнедеятельности, обеспечивающее возможность активного взаимодействия, как составных частей тела, так и целого организма с окружающей средой.
Публикация «Понятия психомоторики и мелкой моторики как основы развития детской личности» размещена в разделах
В дошкольном возрасте развитие ребенка отличается синкретичностью, то есть моторика и психика находятся в неразрывном единстве. Поэтому в работе с детьми дошкольного возраста одним из основных направлений является развитие психомоторики. Психомоторика относится к высшим психическим функциям. Определение данного понятия связано с именем известного русского физиолога И. М. Сеченова. Именно он впервые раскрыл ведущую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Обосновывая рефлекторную природу движений человека, как объективацию форм психического отражения, он ввел в научный обиход понятие «психомоторика».
Последователи Сеченова подчеркивали особенную роль психомоторики в жизни человека, определяли ее как «основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных (в частности, импульсивных) реакциях и актах». Определение «психомоторика» можно найти в Большой медицинской энциклопедии: «Комплекс двигательных актов человека, тесно связанных с психической деятельностью человека и отражающих особенности конституции». В настоящее время под психомоторикой понимается «разновидность психически обусловленных движений человека, типологически различных в зависимости от строения тела, возраста, пола и т. п.».
Прежде чем рассматривать вопросы, касающиеся развития психомоторики у дошкольников, представляется необходимым рассмотреть психофизиологическую структуру движения в целом. В. П. Дудьев в своей работе рассматривает мозговую организацию психомоторики. Он отмечает, что движение осуществляется посредством двух структур: афферентной и эфферентной, которые обеспечивают направленность и пространственное распределение двигательных импульсов, а также превращение их в последовательные, кинетические мелодий. Вначале для совершения движения важную роль играют лобные, необходимые для создания проекта движения, и теменные, осваивающие смысловую структуру движения, отделы коры головного мозга. Далее при участии премоторных полей идет процесс выработки двигательных фонов, обеспечивающих выполнение вспомогательных технических коррекций на бессознательном уровне. Потом движение выполняется, но при осуществлении даже совершенного координированного движения всегда присутствует предварительная коррекция. Это возможно благодаря афферентным импульсам, которые держат мозговой центр в курсе текущего механического и физиологического состояния двигательного аппарата.
Простейшие двигательные рефлексы человека, обеспечивающие нормальное протекание более сложных двигательных актов (кожные, сухожильные и другие) обусловлены деятельностью нижних отделов центральной нервной системы (спинного, продолговатого, среднего мозга). Более сложные рефлексы позы, стояния регулируются деятельностью среднего мозга, вестибулярного аппарата, которые в свою очередь, подчинены регулирующему влиянию мозжечка. Последний координирует соразмерность движений. Все большее обогащение афферентации ведет к усложнению двигательных актов. Включение зрительной афферентации обеспечивает точность движений в пространстве.
Та часть пространства, которая участвует в движении, делится на сенсорное и моторное поля. Моторное поле – поле, в котором совершается движение. Благодаря зрению и слуху мы учитываем характеристики пространства, в котором совершается движение. Более сложные двигательные действия – предметные - возникают при деятельности высокоорганизованных отделов коры головного мозга, лобных долей, больших полушарий. Действия приобретают смысловое содержание, становятся целенаправленными. Нервные импульсы, возникающие при выполнении различных движений, стимулируют развитие мозга, в частности, моторные зоны коры больших полушарий. Чем раньше и полноценнее развиваются движения, тем быстрее, основываясь на работе «низших центров», начинается формирование функциональных систем высших психических функций. Если в раннем возрасте движения развиваются недостаточно, с задержкой, то и высшие психические функции будут развиваться с опозданием.
Получается что, психомоторика является одной из важнейших функций психики, обеспечивающих познавательную деятельность ребенка. Она представляет собой целостный механизм развития психики ребенка, объединяющий эмоции, мышление и движения в единое целое, которые имеют сознательный и целенаправленный характер. Развитие координированных движений требует от ребенка подчинения своей воле сложной биомеханики собственного тела, умения соответствующими движениями вести тело к цели. Поэтому степень психомоторного развития ребенка определяет уровень развития его мышления.
Теперь рассмотрим понятие «мелкой моторики», ее роли в развитии ребенка младшего дошкольного возраста. Общая моторика – это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела. Навыки общей моторики в целом отличаются от навыков тонкой моторики, в которых главную роль играют мелкие мышцы руки и глаза, и все же их многое объединяет. Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает точные двигательные способности его рук. К мелкой моторике относятся тонкие и точные движения пальцев, то есть уровень развития мелких мышц кистей рук. В прямой зависимости от развития мелкой моторики находятся мышление, речь ребенка, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Общеизвестно, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. Исследователями В. И. Бельтюковым, М. М. Кольцовой, Л. А. Кукуевым, Л. А. Новиковым было доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование “речевых” зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка, когда ребёнок производит ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как следствие – развитие речевых функций. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Чем раньше начинается работа с ладошками ребенка, тем раньше он начинает произносить первые слова. Издавна люди использовали движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, для стимулирования процесса развития речи. В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона», «Ладушки» и др.
Таким образом, вопросы психомоторного развития и развития мелкой моторики ребенка относятся к числу наиболее значимых в современной дошкольной педагогике и детской психологии. Двигательная активность является одним из существенных факторов, влияющих на развитие психики ребенка, а способность управлять движениями своего тела находится в большой зависимости от его психического развития. Развитие мелкой моторики является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Поэтому в процессе подготовки ребенка дошкольного возраста к школе необходимо проводить постоянный мониторинг уровня развития мелкой моторики, активировать меры педагогической поддержки, направленные на развитие мелкой моторики дошкольника.