Ткаченко Анна
Понятие эмоционального психологического здоровья ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
До 21 века эмоциональному или психологическому здоровью человека не придавалось большого значение. Больший упор делали на физическое здоровье и благополучие. Однако, врачами давно отмечен тот факт, что большинство заболеваний возникает в результате не только физиологических, но и психических причин. Таким образом данная проблема стала приобретать свою значимость.
Публикация «Понятие эмоционального психологического здоровья ребенка» размещена в разделах
В каждом возрастном периоде у ребенка возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании, понимании, познании и эмоциональном принятии мира. Неразвитые психические функции или же психологические проблемы не позволяют ребенку полноценно взаимодействовать с миром людей, культуры, природы, познавать, чувствовать и понимать этот мир.
В результате фрустрации потребностей ребенка возникает психологический дискомфорт, в следствии чего нарушается психологическое здоровья ребенка. Появляются страхи, тревожность, психическое напряжение, комплексы и т. д. Что же такое «психологическое здоровье»?
Впервые термин «психологическое здоровье» был введен в 1979 году Всемирной Организацией здравоохранения и рассматривался как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиями окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Таким образом «психологическое здоровье» по мнению Всемирной Организации здравоохранения предполагает собой отсутствие психических отклонений у ребенка и его душевного благополучия.
В понимании российского психолога И. В. Дубровиной «психологическое здоровье» определялось как состояние благополучия, при которым ребенок может реализовать свой собственный потенциал, справится с повседневными задачами, продуктивно учится и выполнять общественные и домашние обязанности.
О. В. Хухлаева, изучая данную проблему, утверждала, что психологическое здоровье можно рассматривать как систему, состоящую из следующих компонентов:
1)Аксиологический компонент. Данный компонент содержит в себе как принятие себя самого себя, своего «Я», так и принятие других людей вне зависимости пола, возраста, и т. д.
2)Инструментальный компонент. Данному компоненту присуще умение человека понимать и описывать как свои эмоциональные состояния, так и эмоциональные состояния других людей. Возможность проявлять свои чувства таким образом, чтобы не наносить вреда окружающим. Осознавать причины и последствия как своего поведения, так и поведения других.
3)Потребностно-мотивационный компонент. Данный компонент предполагает наличие у человека стремления к самопознанию.
Исходя из этого можно сделать вывод, что психологическое здоровье ребенка это общий показатель его психологическое благополучия, а именно, комфортного эмоционального состояния.
Термин «Эмоциональное здоровье» был впервые введен Л. В. Тарабакиной и определялся ей как часть психологического здоровья человека.
Эмоциональное состояние ребенка в свою очередь подразумевает собой понятие, объединяющее настроение, внутренние чувства, влечение, желание, аффекты и эмоции.
Эмоциональное развитие дошкольника связанно прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Эмоциональные переживания приобретают глубокий внутренний смысл, чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется.
Эмоциональное развитие дошкольника характеризуется следующим:
- эмоции проходят путь прогрессивного развития;
- деятельность – основа эмоционального развития;
- эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности;
- онтогенез эмоций неразрывно связан с общим ходом психического развития;
- на развитие эмоций оказывают влияние все структурные компоненты психики (познавательные процессы, самосознание, мотивационно- потребностная сфера);
Положительный эмоциональный фон ребенка проявляется в приподнятом настроении, улыбке и жестах, выражающих открытость и расслабленность. Отрицательный эмоциональный фон дошкольника характеризуется подавленным настроение, растерянностью, грустным или индифферентным выражением лица. Из чего можно сделать вывод, что эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как внимание, память, речь, мышление воображение и т. д.
Таким образом можно сделать вывод, что эмоциональное здоровье ребенка оказывает огромное влияние на психологическое здоровье ребенка. А психологическое здоровье ребенка в свою очередь на физическое и социальное благополучие.