Валентина
Понятие эмоций и их развитие в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоции - "внутренний регулятор" деятельности (А. Н. Леонтьев, 1975).
Однако функцию регуляции поведения эмоции выполняют не прямо, а через мотивы, причем нередко мотивы собственного поведения остаются для человека неосознанными. Эта особенность эмоциональных явлений - их тесная связь со сферой бессознательного - также составляет важнейшую специфику эмоций, существенно отличающую ее от познавательных процессов, которые в большей степени осуществляются под контролем сознания.
Публикация «Понятие эмоций и их развитие в онтогенезе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Согласно определению, данному в "Психологическом словаре" (1983
г., "эмоции (от латинского emoveo - волную, потрясаю) - это особый класс
психических процессов и состояний, связанных с инстинктами,
потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного
переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость
действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его
жизнедеятельности". Данное определение неполно, так как оно не отражает
ряд существенных характеристик эмоций и их отличие от познавательных
процессов, а именно:
а) не отражена связь эмоций с бессознательной сферой,
б) их отношение к деятельности (а не жизнедеятельности) человека,
в) специфика их возникновения,
г) закономерности их функционирования и др.
У. Джемс (1991, исходя из своего понимания механизма
возникновения эмоций, видел причину разнообразия эмоциональных реакций
в бесчисленности рефлекторных актов, возникающих под влиянием внешних
объектов и немедленно осознаваемых нами. Поскольку в рефлекторном акте
нет ничего неизменного, абсолютного, и рефлекторные действия могут
варьировать до бесконечности, то варьируют до бесконечности и
психические отражения этих физиологических изменений, т. е. эмоции.
Попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали
многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное основание.
Так, Т. Браун в основу классификации положил временной признак, разделив
эмоции на непосредственные, т. е. проявляемые «здесь и сейчас»,
ретроспективные и проспективные. Рид. строил классификацию на
основании отношения к источнику действия. Все эмоции он делил на три
группы:
1) которым свойственно механическое начало (инстинкты, привычки);
2) эмоции с животным началом (аппетит, желание, аффектации);
3) эмоции с рациональным началом (самолюбие, долг).
Классификация Д. Стюарта отличается от предыдущей тем, что первые
две ридовские группы объединены в один класс инстинктивных эмоций. И.
Кант сводил все эмоции к двум группам, в основе которых лежала причина
возникновения эмоций : эмоции сенсуальные и интеллектуальные. При этом
аффекты и страсти он относил к волевой сфере.
И. Додонов (1978) отмечает, что создать универсальную
классификацию эмоций вообще невозможно, поэтому классификация,
пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной при
решении другого круга задач.
Он предложил свою классификацию эмоций, притом не для всех, а
только для тех из них, в которых человек чаще всего испытывает
потребность и которые придают непосредственную ценность самому
процессу его деятельности, приобретающей благодаря этому качество
интересной работы или учебы, «сладостных» мечтаний, отрадных
воспоминаний и т. д. По этой причине в его классификацию вошла грусть
(так как есть люди, любящие слегка погрустить) и не вошла зависть (так как
даже о завистниках нельзя сказать, что им нравится завидовать). Таким
образом, предложенная Додоновым классификация касается только
«ценных», по его терминологии, эмоций» По существу, основой этой
классификации являются потребности и цели, т. е. мотивы, которым служат
те или иные эмоции. Нельзя не отметить, что в разряд «эмоционального
инструментария», т. е. признаков выделения данной группы эмоций, у автора
нередко попадают желания и стремления, что создает путаницу.
1. Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе
потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям, в
желании приносить людям радость и счастье. Альтруистические эмоции
проявляются в переживании чувства беспокойства за судьбу кого-либо и в
заботе, в сопереживании радости и удачи другого, в чувствах нежности,
умиления, преданности, участия, жалости.
2. Коммуникативные эмоции. Возникают на основе потребности в
общении. По мнению Додонова, не всякая эмоция, возникающая при
общении, является коммуникативной. При общении возникают разные
эмоции, но коммуникативными являются только те из них, которые
возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления
к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т.
п., желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им
отклик. К проявляемым при этом эмоциям автор относит чувство симпатии,
расположения, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности,
благодарности, чувство обожания кого-либо, желание заслужить одобрение
от близких и уважаемых людей.
3. Глорические эмоции (от лат. gloria - слава). Эти эмоции связаны с
потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание,
почет. Они возникают при реальном или воображаемом «пожинании
лавров», когда человек становится предметом всеобщего внимания и
восхищения. В противном случае у него возникают отрицательные эмоции.
Проявляют себя эти эмоции в чувстве уязвленного самолюбия и желании
взять реванш, в приятном щекотании самолюбия, в чувстве гордости,
превосходства, в удовлетворении тем, что человек как бы вырос в своих
глазах.
4. Праксические эмоции (или праксические чувства, по П. М.
Якобсону). Это эмоции, возникающие в связи с деятельностью, ее
успешностью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе,
наличием трудностей. Додонов связывает их появление с «рефлексом цели»,
по И. П. Павлову. Выражаются эти эмоции в чувстве напряжения,
увлеченности работой, в любовании результатами своего труда, в приятной
усталости, в удовлетворении, что день прошел не зря.
5. Пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба). Они связаны с
потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает
интерес к борьбе. Это жажда острых ощущений, упоение опасностью,
риском, чувство спортивного азарта, «спортивная злость», предельная
мобилизация своих возможностей.
6. Романтические эмоции. Это эмоции, связанные со стремлением ко
всему необычному, таинственному, неизведанному. Проявляются в
ожидании «светлого чуда», в манящем чувстве дали, в чувстве особой
значимости происходящего или в зловеще-таинственном чувстве.
7. Гностические эмоции (от греч. gnosis - знание). Это то, что обычно
называют интеллектуальными чувствами. Они связаны не просто с
потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в
«когнитивной гармонии», как пишет Додонов. Суть этой гармонии в том,
чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное, понятное,
проникнуть в сущность явления, приводя, таким образом, всю наличную
информацию к «общему знаменателю». Типичная ситуация, возбуждающая
эти эмоции, - это проблемная ситуация. Проявляются эти эмоции в чувстве
удивления или недоумения, чувстве ясности или смутности, в стремлении
преодолеть противоречие в собственных рассуждениях, привести все в
систему, в чувстве догадки, близости решения, в радости открытия истины.
8. Эстетические эмоции. По отношению к этим эмоциям существуют
две основные точки зрения. Первая: эстетические эмоции в чистом виде не
существуют. Это переживания, в которых переплетаются различные эмоции
(Кубланов, 1966; Шингаров, 1971; Юлдашев, 1969). Вторая: эстетическая
эмоция есть не что иное, как чувство красоты (Молчанова, 1966). По
Додонову, не всякое восприятие произведения искусства вызывает
эстетические эмоции. Проявляются эстетические эмоции в наслаждении
красотой, в чувстве изящного, грациозного, возвышенного или
величественного, волнующего драматизма («сладкая боль»). Разновидностью
эстетических чувств являются лирические чувства светлой грусти и
задумчивости, растроганности, горьковато-приятное чувство одиночества,
сладость воспоминаний о прошлом.
9. Гедонистические эмоции. Это эмоции, связанные с удовлетворением
потребности в телесном и душевном комфорте. Выражаются эти эмоции в
наслаждении приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла,
солнца и т. д., в чувстве беззаботности и безмятежности, в неге («сладкой
лени», в легкой эйфории, в сладострастии.
10. .Акизитивные эмоции (от франц. acquisition - приобретение). Эти
эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию,
приобретению вещей. Проявляются в радости по случаю приобретения новой
вещи, увеличения своей коллекции, в приятном чувстве при обозрении своих
накоплений и т. д. Мне эта классификация представляется несколько
надуманной. Смысл классификации эмоций должен быть не в том, чтобы
соотнести их с конкретными видами потребностей (для этого нужно еще
иметь обоснованную и непротиворечивую классификацию самих
потребностей, чего до сих пор нет, а в том, чтобы выявить группы эмоций,
различающиеся по качеству переживаний и их роли для человека и
животных. Трудно согласиться, что удовольствие, получаемое от любимого
дела, слушания музыки или поедания пищи будет качественно различным
как отношение к воспринимаемому и ощущаемому. Другое дело, что к этому
отношению примешиваются различные специфические ощущения, которые и
могут создавать иллюзию различных испытываемых человеком эмоций.
Эмоции появляются у человека еще до его рождения. К. В.
Шулейкиной (1971) выявлено, что эмоциональные реакции удовольствия и
неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного человеческого
плода.
Показательно в плане формирования в онтогенезе эмоциональной
сферы ребенка исследование Дж. Бельски и др. (Belsky et al., 1991). Авторы
исследовали изменения в проявлении негативных и позитивных эмоций у
младенцев в период с трех до девяти месяцев в связи с характеристиками
семейной атмосферы. Как видно из табл. 16.1, детская эмоциональность
зависит от эмоциональной атмосферы в семье.
Таблица 16.1 Зависимость изменений в эмоциональном фоне ребенка
от эмоциональной атмосферы в семье
Отцы обладают низко выраженной ориентацией на других; менее позитивно оценивают свой брак до рождения ребенка; обнаруживают большую рассогласованность со своими женами по поводу оценки своей вовлеченности в воспитание ребенка Матери отличаются более высокой самооценкой; менее негативно оценивают свой связаный с браком жизненный опыт; взаимодействие с ребенком характеризуется большей гармоничностью, отзывчивостью и полнотой
От низкого уровня проявления негативных эмоций - к высокому От высокого уровня проявления негативных эмоций - к низкому
Я. Дембовский (1959) отмечает, что новорожденный обладает тремя
эмоциями : страхом (точнее было бы сказать - испугом, который
обнаруживается при сильном звуке; гневом, как реакцией на стеснение
движений, и удовольствием, возникающем в
Постепенно улыбка становится более определенной, ребенок улыбается
в ответ на самые разнообразные стимулы. М. Ю. Кистяковская (1946)
отмечает, что если 3-4-месячные дети улыбаются и оживляются на
обращенный к ним разговор любого взрослого, то 5-6-месячные дети при
приближении и обращении к ним другого взрослого, вместо того чтобы сразу
улыбнуться, долго и сосредоточенно смотрят на него, а затем либо
улыбаются, либо отворачиваются, а иногда могут и громко расплакаться.
В 3-месячном возрасте младенцы уже «настроены» воспринимать
родительские эмоции, и их поведение показывает, что они ожидают увидеть
выражение эмоций на лице матери или отца. В эксперименте, когда родитель
по инструкции должен вдруг сделать «каменное лицо» во время
аффективного общения, младенец удивлялся, пытался повлиять на родителя
улыбкой, гулением и двигательной активностью. Если родитель продолжал
делать безучастное лицо, поведение ребенка менялось. Он отворачивался в
сторону, начинал сосать палец и выглядел страдающим (Tronic et al., 1978).
В первые полгода жизни ребенка аффективно-личностные связи
проявляются как его стремление разделить со взрослыми свои
положительные эмоции по поводу восприятия радующих воздействий
(интересной игрушки, веселой музыки и т. п.). Сначала - это отслеживание
визуальных признаков сопереживания, включение объекта восприятия и
взрослого в единое поле зрения; несколько позже отмечаются более
активные проявления: показ взрослому радующего предмета, ожидание
ответных положительных эмоций.
Ко второй половине первого года жизни младенец проявляет умение
пользоваться восприятием эмоций матери для того, чтобы проверять себя и
получать поддержку (Mahler et al., 1975, а также по выражению ее лица
ориентироваться, продолжать ли свои действия, когда ситуация становится
незнакомой. Это аффективное взаимо-действие называется «социальным
соотнесением» (Emde, Sorce, 1983).
Во вторые полгода жизни аффективно-личностные связи проявляются
не только в положительной, но и в отрицательной эмоциогенной ситуации (в
незнакомом помещении, при встрече с посторонними взрослыми, при виде
пугающего предмета и т. п.). Ребенок ищет у взрослого защиту, прижимается
к нему, заглядывает в глаза.
В это время у детей внезапно появляются боязнь незнакомых людей и
тревога отделения от родителя («тревога семимесячных»). Малыши, которые
до этого улыбались и были приветливыми, в присутствии посторонних
становятся робкими и настороженными. Перспектива остаться одним в
незнакомом месте даже на короткое время вызывает у них сильное
беспокойство. Они часто плачут и цепляются за родителя. По данным Г.
Бронсона (Bronson, 1978) 9-месячные малыши, увидев незнакомца, иногда
начинают плакать еще до того, как тот к ним приблизился. Боязнь
незнакомых людей сопровождает ребенка почти до двух лет.
При недостатке ситуативно-личностного общения младенца с
взрослыми аффективно-личностные связи не устанавливаются, что нарушает
не только эмоциональное, но и общее психическое развитие ребенка. Это
было показано в ряде экспериментов зарубежных авторов. Р. Спитц (Spitz,
1962, 1963, создавая свою концепцию взаимодействия матери и младенца,
опирался на эксперименты Харлоу с детенышами обезьян, которых растили с
использованием неодушевленных суррогатных матерей. Спитц отмечает, что
отсутствие аффективного диалога между младенцем и суррогатной матерью
имело разрушительные последствия для развития обезьяньих детенышей.
Такие же отклонения в поведении и развитии наблюдаются и у
человеческих детей (Г. Крейг, 2000).
Для детей раннего младшего возраста, как отмечают А. В. Запорожец
(1966) и А. А. Люблинская (1971, характерны запаздывающие
эмоциональные реакции на ситуацию, неумение понимать эмоциональные
состояния других (Леонтьев, 1975, а выражение эмоционального состояния
(экспрессия) соответствует его реальному протеканию (Якобсон, 1961).
В 2-3 года появляются социальные формы гнева - ревность и зависть.
Дети сердятся и плачут, если их мать у них на глазах ласкает чужого ребенка.
В результате социальных контактов появляется радость как выражение
базовой эмоции удовольствия. В три-пять лет стыд, соединяясь с эмоцией
страха, приобретает новое качество, превращаясь в страх осуждения.
По данным Ю. А. Макаренко (1976, уже в возрасте 2-3 лет дети могут
изображать эмоции, подбирают мимические средства для выражения
радости, гнева, отвращения, огорчения, удивления, стыда.
У детей 3 лет появляется гордость за свои достижения (М. И. Лисина,
1980). Дети стремятся продемонстрировать свои успехи взрослому. Если это
не удается, то их радостные переживания по поводу успеха существенно
омрачаются. Возникает обида по поводу игнорирования или непризнания
успеха взрослыми, стремление к преувеличению успеха, бахвальству.
Заметные изменения происходят с возрастом в эмоциональном
отношении детей к сверстнику (Л. Н. Галигузова, 1980). Дети младшей
ясельной группы, как правило, с улыбкой разглядывают друг друга, иногда
наблюдаются проявления ласки. После 2 лет эмоциональная реакция
становится намного ярче. Увеличивается эмоциональное заражение детей
друг от друга и эмоциональная отзывчивость по отношению к другому
ребенку. Совместная деятельность носит ярко выраженную эмоциональную
окраску, бурно нарастающую в ходе взаимодействия
Дошкольники уже настолько овладевают выражением эмоций, что
показываемая экспрессия той или иной эмоции вовсе не означает
переживание ими ее. У дошкольников появляется ожидание
(предвосхищение) тех или иных эмоций, что оказывает существенное
влияние на мотивацию их поведения и деятельности, внося коррективы в их
планы. Об опережающей коррекции эмоций пишут А. В. Запорожец и Я. 3.
Неверович (1974). Эта коррекция основывается «на эмоциональном
предвосхищении, предчувствии мыслимой, представляемой ситуации,
которая может возникнуть в более или менее отдаленном будущем в
результате предпринимаемых ребенком действий и оценки значения их
последствий для себя самого, окружающих людей» (Запорожец, 1976, с. 124).
Для большей части детей 5-6 лет становится доступным определение
эмоций другого человека по его речи (Манеров, 1993). Задержка в развитии
этого умения происходит у детей из неблагополучных семей, когда у ребенка
формируются стабильные отрицательные эмоциональные переживания
(тревога, чувство неполноценности). Очевидно, это приводит к снижению
контактов в общении и, как следствие, к недостаточному опыту в восприятии
эмоций других. У этих детей недостаточно развита и эмпатия.
Г. М. Бреслав (1990) к эмоциональным нарушениям в дошкольном
возрасте относит: 1) отсутствие эмоциональной децентрации - ребенок не
способен сопереживать ни в реальной ситуации, ни при прослушивании
литературных произведений; 2) отсутствие эмоциональной синтонии -
ребенок не способен откликаться на эмоциональное состояние другого
человека, прежде всего близкого или симпатичного; 3) отсутствие
специфического феномена эмоциональной саморегуляции - ребенок не
испытывает вины, связанной с новым этапом самосознания («Это я сделал»)
и способностью эмоционально возвращаться в прошлое.
Из всего массива обнаруженных эмоциональных нарушений Ю. М.
Миланич выделяет три группы:
1) острые эмоциональные реакции, окрашивающие конкретные
конфликтные для ребенка ситуации: агрессивные, истерические, протестные
реакции, а также реакции страха и чрезмерной обиды;
2) напряженные эмоциональные состояния - более стабильные во
времени над-ситуативные негативные переживания: мрачность, тревожность,
подавленное настроение, боязливость, робость;
3) нарушения динамики эмоциональных состояний : аффективная
взрывчатость и лабильность (быстрые переходы от положительных эмоций к
отрицательным и наоборот).
Автор понимает условность данной классификации и отмечает, что в
картине эмоционального неблагополучия дошкольника выделенные
нарушения могут сочетаться и взаимообусловливать друг друга.